Critical thinking development technologyduring literature lessons: context of graduate students’ pedagogical practice




Технология развития критического мышления старшеклассников на уроках литературы: опыт применения в рамках психолого-педагогической практики магистранта

Critical thinking development technologyduring literature lessons: context of graduate students’ pedagogical practice

Аннотация: В статье освещаются результаты производственной практики в процессе обучения на первом курсе педагогической магистратуры. Обосновывается актуальность темы исследования,посвященного проблеме формирования критического мышления учащихся старшей школы. Приведены результаты психологическойдиагностикистаршеклассников. Представлен проект по формированию навыков критического мышления учащихся старшего звена на уроках литературы, основанный на применении технологии развития критического мышления.

Ключевые слова:производственная практика, учащийся старшего звена, уровень критического мышления, педагогическое исследование, технология развития критического мышления.

Abstract. The article is dedicated to results of graduate students’ pedagogical practice (Master Program of Teacher Education). The relevance of the research topic, secondary school students ‘critical thinking formation, is substantially proved. Data of upperclassmenpsychological diagnostics are also mentioned. The author presents the project aimed at students’ critical thinking skills formation during literature lessons. The last one is based on the use of critical thinking development technology.

Key words: job training, upperclassman, critical thinking level, pedagogical research, critical thinking development technology.

Современные условия быстро меняющейся реальности и ускоренные темпы развития общества диктуют новые задачи образования, одной из которых является задача всестороннего развития мышления учащихся, способствующего умению самостоятельного поиска решения вопросов.Российские организации общего образования трансформируютсвою деятельность на основе внедрения ФГОС. Среди основных требований к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС ООО важно отметить метапредметные результаты, отражающие«умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения»; «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы»; «умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение»;«умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение»[6, с.7].Эти требования в полной мере соответствуют развитому критическому мышлению (КМ).

Однако личность, отвечающая требованиям ФГОС,остаетсяеще во многом идеалом. Учащиесязачастую не имеют собственных суждений или не способны их качественно формулировать и аргументированно доказывать[2].Развитие критического мышления целесообразно проводить на всех этапах обучения,но особое вниманиев этом отношении необходимо уделить старшемузвену.Старший школьный возраст является наиболее благоприятным для эффективного развития критического мышления,так как в этот период«наиболее полно развиваются различные формы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания»[5, с.3].Актуальность вопросов формирования и развития КМ в старшей школе определяют выбор темы исследования.Важным является поиск ответа на вопрос о том, каким образом способствовать формированию навыков КМ у учащихся старших классов.Цикл гуманитарных дисциплин обладает широкими развивающими и воспитательными возможностями, соответствующими современным тенденциям образования. Изучение предмета литературы предоставляет множество вариантов развития умений и навыков, необходимых для проектной, исследовательской деятельности учащихся, в том числе и для развития критического мышления.

В рамках производственной психолого-педагогической практики (ППП), проходящей в период с сентября по декабрь 2016 года на базе общеобразовательной школы-интерната IT-лицей ФГАОУ ВО КФУ,был разработан и реализован проект «Учимся мыслить критически », предлагающий один из возможных способов решения проблемы формирования навыков КМ у учащихся старших классов на уроках литературы.

Практическая деятельность в рамках ППП включает в себя проведение научного исследования, а также разработку и реализацию проекта, направленного на решение проблемы исследования. Была определена следующая цель исследования: способствовать формированию навыков критического мышления учащихся старших классов посредством организации дополнительной образовательной деятельности (ДОД) с применением педагогических технологий развития КМ.

Выбранным классом оказался коллектив учащихся, регулярно посещающих внеклассные занятия сообщества «Литературный кружок», организованного в лицее в рамках ДОД. Кружок существует в лицее четыре года, в программу входит подготовка к олимпиадам по литературе и подготовка исследовательских работ к участию в конференциях.

Cцелью определения уровня критического мышления учащихся была проведенапсихологическая диагностикавыбранного УК с использованием методики «Тест оценки критического мышления для9-классников» (авторЮ.Ф. Гущин) [4].В исследовании приняли участие 8 учеников 9-11 классов.Результаты исследования представлены в таблице 1. Общий показатель уровня сформированности умений, а также каждая категория умений в отдельности сопоставлялись с максимальными показателями, взятыми за 100 %.

 

Татлица 1.Результаты тестирования старшеклассников лицея

Проверяемые умения КМ   Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, %
Общий показатель уровня сформированности умений 0% 100%   0%
Умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ 12% 88% 0%
Умение оценивать последовательность умозаключений 88% 12% 0%
Умение анализировать и выявлять причины явлений 0% 0% 100%
Умение анализировать содержание текстов и обнаруживать в нем ошибки 0% 88% 12%
Умение обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью и выражений и терминов 25% 63% 12%
Умение обнаруживать релевантную информацию на фоне избыточной 88% 0% 12%

 

Исходя из результата тестирования можно сделать вывод, что по общему показателю уровня сформированности умений преобладает средний результат.12 % учащихся владеют умением делать логические умозаключения на высоком уровне, однако 88 % учащихся показали средний результат, что свидетельствует о необходимости развития данного умения у подавляющего количества учащихся. Анализируя результаты данных по уровню сформированности умения учащихся оценивать последовательности умозаключений можно сделать вывод, что у большинства учащихся (88%) нет проблем с данным критерием КМ.По уровню сформированности умения анализировать причины явлений все учащиеся показали низкий результат, что иллюстрирует необходимость формирования данного умения у учащихся.Умением анализировать содержание текстов и обнаруживать в нем ошибки на среднем уровне владеют 88% учащихся. Остальные 12% учащихся владеют данным умением на низком уровне, что говорит об актуальности формирования данного умения учащихся.Вопросы на оценку умения обнаруживать ошибки, связанные с неопределенностью выражений и терминов были самыми сложными и неоднозначными из всей подборки вопросов к тесту. Однако большинство учащихся (63%) справились с заданием и показали средний уровень сформированности умения, 25% учащихся давали интересные ответы и показали высокий уровень умения. Остальные 12 % показали низкий результат сформированности умения.Подавляющее большинство учащихся (88 %) успешно выполнили задание на умение обнаруживать релевантную информацию на фоне избыточной.

Анализ результатов тестирования старшеклассников позволил выявить целесообразность формирования и развития уровня критического мышления у учащихся старших классов. В связи с этим представляется значимым создание и реализация проекта по формированию навыков критического мышления у учащихся старших классов «Учимся мыслить критически» в рамках прохождения ППП.Для решения задач проекта в процессе прохождения ППП была разработана серия уроков-занятий «Литературного кружка» по теме творчества В. Набокова на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Данная педагогическая технология направленана развитие умения работать с информацией, анализировать различные стороны явлений,объективно оценивать свои и чужие суждения,принимать самостоятельныерешения, выражать свою точку зрения и уважать иную. Применяются разнообразные формы работы с текстом, организация дискуссий,творческих заданий, обучение проводится на основе принципов сотрудничества и рефлексии.

При применениивышеуказанной технологии урок делится на три стадии: вызов – осмысление – рефлексия. Первая стадия-вовлечениеучащихся в обсуждение темы путем припоминания уже известной информации и включения их личного опыта [3].Результатом явился настрой учащихсяна достижение целей урока.посвященного творчеству писателя В. Набокова.Вторая, содержательная стадия - осмысление новой информации[3]при непосредственном контакте с изучаемым материалом в форме чтения текста, просмотра фильма, презентации т.д. Осуществляется работа индивидуально, в группах или всем классом. Учащиеся с воодушевлением приняли идею работы в группах, проявляли большую активность и заинтересованность в изучении текста произведения. Результатом второй стадии урока стало осмысление содержания произведений Набокова, выявление художественных приемов и средств писателя. 3 стадия – обобщение изучаемого материала[3], пропускание новых знаний «через себя», переосмысление предыдущих знаний, которые трансформируется в собственные, присваиваются учащимися. На этой стадии были задействованы творческие приемы работы, такие как написание эссе или синквейна. Далее урок продолжался в форме «Групповой дискуссии» с обсуждением выполненных заданий. В заключении урока были заданы вопросы: что понравилось? что запомнилось? что бы вы еще хотели узнать по теме урока? В ответах учащихся можно было отметить не только логические умозаключения, но эмоционально окрашенные ответы, что свидетельствует об искренней заинтересованности учащихся.

Для снижения рисков каждое занятие разрабатывалось с учётом активного вовлечения учащихся в изучаемую тему. Для повышения интереса к обучению в методическое сопровождение к уроку включены презентации, которые способствуют дополнительному восприятию материала. При проведении занятия применялись формы работы в командах,были включены творческие задания, что способствовало обстановке сотрудничества и творческой свободы.

В процессе прохождения ППП выполнены поставленные задачи: 1.Проведена диагностика уровня критического мышления старшеклассников. Анализ исследования подтверждает актуальность вопроса развития критического мышления старшеклассников, одним из вариантов решения которого является проект «Учимся мыслить критически».

2.Реализован начальный этап педагогического эксперимента по формированию критического мышления у учащихся старших классов на уроках литературы.В целях реализации данного этапа проведены занятия с учащимися старших классов в рамках ДОД.

3.Для выявления эффективности и результативности проекта занятия, проводимые по технологии развития критического мышления, должны иметь систематический лонгитюдныйхарактер.

В ходе применения технологии развития критического мышления для целей проекта сделаны следующие выводы: технология развития критического мышленияпозволяет поддерживать внимание учащихся на высоком уровне, повышает заинтересованность обучения, активность на уроке, формирует атмосферу творческого сотрудничества и конкуренции. Важно отметить, что использование технологии развития КМ на уроках литературы помогаетразвитию письменной и устной речи, творческого потенциала, развитию умения работать с информацией, самостоятельно добывать знания,развитию навыков сотрудничества, что в дальнейшем будет способствовать социализации и самореализации учащегося в современном мире.

Список литературы

1. Баклашова Т.А. Особенности проектирования программы производственной практики: контекст педагогической магистратуры / Т.А.Баклашова, В.Г.Закирова// Казанский педагогический журнал.- 2016.- № 6.-С.82-84.

2. Зверев Н. Н. Развитие самостоятельности суждений старшеклассников в процессе изучения литературно-критических статей (на материале 9 класса) автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.02/Н.Н.Зверев.- М.,1992.

3. ШакироваД.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология// EducationalTechnology& Society.-2006.-№9(4).

4. Гущин Ю.Ф., Ильясов И.И. Опыт разработки теста оценки критического мышленияшкольников/-https://psyhoinfo.ru/opyt-razrabotki-testa-ocenki-kriticheskogo-myshleniya-shkolnikov

5. Диденко Л.Д. Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/08/issledovatelskaya-rabota-razvitie-kriticheskogo-myshleniya

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (утв.приказом МинОбрнауки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897) – www.standart.edu



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: