Цели и задачи самостоятельной работы студентов




 

Традиционно методологической основой самостоятельной работы студентов является системно-деятельностный подход, принципы которого ориентируют на цель обучения на формирование способностей решать типовые и нетиповые задачи, имитирующие реальные ситуации, требующие применения знаний конкретной дисциплины. Внедрение компетентностного и практико-ориентированного подходов в образовательный процесс высшей школы требует применения развивающих, проблемно-модульных, игровых, проектно-иссле-довательских технологий и рейтинговых систем оценки.

Так, при организации самостоятельной работы студентов значимым становится обновление ее форм и содержания в контексте будущей профессии, что требует включения всех видов профессиональной деятельности в учебные планы и программы. К ним относятся: выполнение научно-исследовательских проектов, ориентированных на запросы работодателей при организации педагогических и производственных практик; осуществление расчетно-проектной, научно-исследовательской работы; участие в деловых и ролевых играх, имитирующих социальные и профессиональные ситуации.

Таким образом, основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации, направленное на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, способствующих свободному и самостоятельному осуществлению практической деятельности будущего специалиста в профессии. Преподаватель в ходе организации самостоятельной работы студентов решает следующие задачи по: углублению и расширению профессиональных знаний; развитию познавательных способностей; формированию интереса к учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности; освоению приемами процесса познания; развитию самостоятельности, активности, ответственности.

Цели и задачи организации самостоятельной работы студентов обусловлены как развитыми универсальными учебными действиями и навыками для формирования профессиональных компетенций, так и ограничениями и возможностями конкретной предметной области, что требует разумного соотношения видов самостоятельной работы студентов на разных этапах профессиональной подготовки. По способу управления выделяются управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов и собственно самостоятельная работа. Управляемая преподавателем самостоятельная работа предполагает наличие специальных методических указаний преподавателя, следуя которым студент приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности. Ее значимость определяется условиями качества выполнения самостоятельной работы студентами: мотивированностью учебного задания (для чего, чему способствует); постановкой познавательных задач; алгоритмом выполнения работы и знанием студентами способов ее выполнения; четкостью форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; видами консультаций; критериями оценки и формами контроля (практика, контрольные работы, тесты, семинар и др.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие творческие процессы в деятельности студента, что определяется уровнями выполнения учебных заданий: репродуктивный, реконструктивный, творческий, поисковый. Самостоятельные тренировочные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков. В ходе самостоятельных реконструктивных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут изучаться первоисточники, выполняться рефераты. Цель этого вида работ – научить студентов основам самостоятельного планирования и организации собственного учебного труда.

Самостоятельная творческая работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы). Цель данного вида работ – обучение основам творчества, перспективного планирования в соответствии с логикой организации научного исследования.

Таким образом, для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы: комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов (включая все формы аудиторной и внеаудиторной работы); обеспечение контроля над качеством выполнения самостоятельной работы студентов (требования, консультации); вариативность форм контроля.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цели и задачи организации самостоятельной работы студентов в высшей школе?

2. Какие универсальные учебные действия необходимы студентам для эффективного выполнения самостоятельной работы в вузе?

3. Какова роль мотивации при организации самостоятельной работы в вузе?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: