Темы каждого вопроса по ЕГЭ биология
Задание | Первичный балл | Элементы содержания, проверяемые заданиями работы | |
набранный | максимальный | ||
А1 | Биология - наука о живой природе. | ||
А2 | Клеточная теория. Многообразие клеток, химическая организация клетки. | ||
А3 | Клетка: химический состав, строение, функции. | ||
А4 | Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Деление клетки. | ||
А5 | Разнообразие организмов. Вирусы. | ||
А6 | Воспроизведение организмов. Онтогенез. | ||
А7 | Генетика, ее задачи. Основные генетические понятия. | ||
А8 | Закономерности наследственности. | ||
А9 | Закономерности изменчивости. Мутации и их влияние на организм. | ||
А10 | Классификация организмов. Бактерии.Грибы. | ||
А11 | Растения. Строение, жизнедеятельность, многообразие, классификация. | ||
А12 | Многообразие и классификация растений. | ||
А13 | Беспозвоночные животные. Классификация, строение, жизнедеятельность. | ||
А14 | Хордовые животные. Классификация, строение, жизнедеятельность. | ||
А15 | Человек. Ткани. Органы, системы органов. Пищеварение. Дыхание. Кровообращение. | ||
А16 | Человек. Органы, системы органов. Опорно-двигательная, покровная, выделительная системы. Размножение и развитие. | ||
А17 | Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ. | ||
А18 | Строение и функции нервной и эндокринной систем. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. | ||
А19 | Факторы здоровья и риска. Гигиена человека. | ||
А20 | Вид, популяция. Микроэволюция. | ||
А21 | Учение об эволюции. Факторы эволюции. | ||
А22 | Приспособленность организмов - результат эволюции. Доказательства эволюции. | ||
А23 | Эволюция органического мира. Происхождение человека. | ||
А24 | Среды обитания. Экологические факторы. Взаимоотношения организмов. | ||
А25 | Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы. | ||
А26 | Биосфера. Круговорот веществ. Глобальные изменения в биосфере. | ||
А27 | Структурно-функциональная и химическая организация клетки. | ||
А28 | Метаболизм. Матричные реакции. | ||
А29 | Деление клетки. Размножение организмов. | ||
А30 | Закономерности наследственности и изменчивости. Решение генетических задач. | ||
А31 | Селекция. Биотехнология. | ||
А32 | Многообразие и классификация организмов. | ||
А33 | Человек. Процессы жизнедеятельности. Внутренняя среда организма. Обмен веществ. | ||
А34 | Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. ВНД. | ||
А35 | Эволюция органического мира. Движущие силы и результаты эволюции. Пути и направления эволюции. Доказательства эволюции. | ||
А36 | Экосистемы. Саморегуляция и смена экосистем. Биосфера. Круговорот веществ. Эволюция биосферы. | ||
Итого за часть А | |||
B1 | Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни. | ||
B2 | Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. | ||
B3 | Обобщение и применение знаний об эволюции и экологических закономерностях. | ||
B4 | Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств. | ||
B5 | Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека. | ||
B6 | Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни. | ||
B7 | Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни. | ||
B8 | Установление последовательности эволюционных явлений, биологических объектов и процессов на разных уровнях организации живой природы. | ||
Итого за часть B | |||
C1 | Применение биологических знаний в практических ситуациях. | ||
C2 | Умение работать с текстом, рисунком, схемой, графиком. | ||
C3 | Обобщение и применение знаний о многообразии организмов. | ||
C4 | Обобщение и применение знаний о биологических системах в новой ситуации. | ||
C5 | Решение биологических задач на применение знаний в новой ситуации по цитологии, экологии, эволюции. | ||
C6 | Решение задач на применение знаний в новой ситуации по генетике. | ||
Итого за часть C | |||
Итого за всю работу |
Программа
• клетка как биологическая система • организм как биологическая система •
• многообразие организмов • человек и его здоровье • эволюция органического мира •
• экосистемы и присущие им закономерности •
Биология – наука о живой природе Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Клетка как биологическая система Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы. | |
Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.
Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.
Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.
Организм как биологическая система
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения растений и животных в практике сельского хозяйства. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.
Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов.
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т.Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.
Селекция, её задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).
Многообразие организмов
Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль грибов и лишайников в природе.
Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле.
Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.
Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.
Человек и его здоровье
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.
Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, выделительной. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.
Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.
Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.
Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.