Организм как биологическая система




Темы каждого вопроса по ЕГЭ биология

 

 

 

Задание Первичный балл Элементы содержания, проверяемые заданиями работы
набранный максимальный
А1     Биология - наука о живой природе.
А2     Клеточная теория. Многообразие клеток, химическая организация клетки.
А3     Клетка: химический состав, строение, функции.
А4     Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Деление клетки.
А5     Разнообразие организмов. Вирусы.
А6     Воспроизведение организмов. Онтогенез.
А7     Генетика, ее задачи. Основные генетические понятия.
А8     Закономерности наследственности.
А9     Закономерности изменчивости. Мутации и их влияние на организм.
А10     Классификация организмов. Бактерии.Грибы.
А11     Растения. Строение, жизнедеятельность, многообразие, классификация.
А12     Многообразие и классификация растений.
А13     Беспозвоночные животные. Классификация, строение, жизнедеятельность.
А14     Хордовые животные. Классификация, строение, жизнедеятельность.
А15     Человек. Ткани. Органы, системы органов. Пищеварение. Дыхание. Кровообращение.
А16     Человек. Органы, системы органов. Опорно-двигательная, покровная, выделительная системы. Размножение и развитие.
А17     Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ.
А18     Строение и функции нервной и эндокринной систем. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы.
А19     Факторы здоровья и риска. Гигиена человека.
А20     Вид, популяция. Микроэволюция.
А21     Учение об эволюции. Факторы эволюции.
А22     Приспособленность организмов - результат эволюции. Доказательства эволюции.
А23     Эволюция органического мира. Происхождение человека.
А24     Среды обитания. Экологические факторы. Взаимоотношения организмов.
А25     Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы.
А26     Биосфера. Круговорот веществ. Глобальные изменения в биосфере.
А27     Структурно-функциональная и химическая организация клетки.
А28     Метаболизм. Матричные реакции.
А29     Деление клетки. Размножение организмов.
А30     Закономерности наследственности и изменчивости. Решение генетических задач.
А31     Селекция. Биотехнология.
А32     Многообразие и классификация организмов.
А33     Человек. Процессы жизнедеятельности. Внутренняя среда организма. Обмен веществ.
А34     Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. ВНД.
А35     Эволюция органического мира. Движущие силы и результаты эволюции. Пути и направления эволюции. Доказательства эволюции.
А36     Экосистемы. Саморегуляция и смена экосистем. Биосфера. Круговорот веществ. Эволюция биосферы.
Итого за часть А      
B1     Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни.
B2     Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.
B3     Обобщение и применение знаний об эволюции и экологических закономерностях.
B4     Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств.
B5     Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека.
B6     Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
B7     Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
B8     Установление последовательности эволюционных явлений, биологических объектов и процессов на разных уровнях организации живой природы.
Итого за часть B      
C1     Применение биологических знаний в практических ситуациях.
C2     Умение работать с текстом, рисунком, схемой, графиком.
C3     Обобщение и применение знаний о многообразии организмов.
C4     Обобщение и применение знаний о биологических системах в новой ситуации.
C5     Решение биологических задач на применение знаний в новой ситуации по цитологии, экологии, эволюции.
C6     Решение задач на применение знаний в новой ситуации по генетике.
Итого за часть C      
Итого за всю работу      

 

 

Программа

клетка как биологическая системаорганизм как биологическая система
многообразие организмовчеловек и его здоровьеэволюция органического мира
экосистемы и присущие им закономерности

Биология – наука о живой природе Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.   Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.   Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Клетка как биологическая система Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.  
 

Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

 

Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

 

Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез.

 

Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов.

Организм как биологическая система

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

 

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения растений и животных в практике сельского хозяйства. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных.

 

Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов.

Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные генетические понятия. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека.

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т.Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

Селекция, её задачи и практическое значение. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

Многообразие организмов

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль грибов и лишайников в природе.

Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле.

Царство животных. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.

Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Человек и его здоровье

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, выделительной. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: