Принципы и методы менеджмента.




Миссия, цели и функции управления в системе категорий менеджмента (М)

Миссия М как науки заключ. в развитии теории управления. Практика М имеет связь с использованием теоретич. положений в конкр. работе по управл. предприятиями и обобщ. этой практики для развития теории. Выделяют общие и специф. цели. Общие (стратегические) опред. концепцию развития организации в целом. Они напр. на длительную перспективу (прогнозирование, планирование деят-ти предприятия). Специф. цели разраб-ся в рамках общих целей по основным видам деят-ти предприятия. Главная целью М - управл., ориентированное на успешную деят-ть, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Целью М явл. выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать М как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума.

Функция управления – это вид управленческой деят-ти. Выделяет следующие группы функций:

1.Общие функции управления являются обязательными для любой организации: планирование, организация, мотивация и контроль. Последовательность выполнения данных функций обеспечивает управление любым объектом.Функция планирования включает в себя следующие процессы:

1) на основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации;

2) определяются цели на основе анализа требований рынка;

3) исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечается альтернативная стратегия;

4) для реализации стратегии вырабатываются политика и процедуры;

5) производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах.

2.Конкретные, или специфические, функции определяются объектом управления.

Процесс реализации функции отвечает на вопрос, какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоев. Структура функции отвечает на вопрос, как или каким образом связаны между собой все действия. Здесь ведущую роль играет отдел планирования. На основе содержания, процесса и структуры функции проводится анализ, результаты которого служат основой для развития той или иной функции. Данная деят-ть позволяет выделить новые функции или изъять функции за ненадобностью. Процесс управления хозяйственной деятельностью заключается в выполнении общих и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или дублируются.

 


 

Принципы и методы менеджмента.

Можно выделить следующие принципы М:

1) сочетание научности и творчества заключается в том, что деят-ть руководителя основывается на проф. знаниях и навыках. Но в некоторых случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управл. решения основывается на интуиции или импровизации;

2) целенаправленность предполагает, что управл. деят-ть должна быть напр. на достижение опред. цели, разрешение создавшихся проблем;

3) сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы. Однако разрешение проблем является составляющей деят-ти организации и строится на общих принципах ее функционирования;

4) последовательность базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задач. Некоторые работы имеют циклический характер, т. е. повторяются периодически;

5) непрерывность предполагает, что каждый вид деят-ти является основой для следующего вида;

6) сочетание централизованного руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера;

7) концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, следовательно, увеличивается эффективность работы;

8) обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, так как подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих лиц, но превышение ответственности над правами подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, так как инициатива оказывается наказуемой;

9) состязательность участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов;

10) предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений основывается на том, что при участии вданном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем приказ, спускаемый сверху от руководства.

Методы М – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деят-тью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.

Главная цель деят-ти организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей. Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические.

1. Административный метод управления основывается на том, что вся деят-ть организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний. Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение. В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.

2. Организационно-правовой метод. Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.

3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-психологические методы подразделяются на виды воздействия:

1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;

2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии.

 


 

21. Система планирования в сфере культуры

Планирование во многом занимает центральное место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материальное и прочее обеспечение даются под конкретные планы. Содержанием запланированной деятельности и возможностями ее обеспечения определяется тип организационной структуры фирмы, а значит — соответствующие требования к персоналу и в зависимости от этих требований— способы подбора, расстановки и дальнейшей работы с кадрами, определяющими, в свою очередь, характер и способы учета и контроля. Эту связь (определение целей и путей их достижения) можно представить в виде последовательности:

_ содержание деятельности;

_ финансирование и другое обеспечение;

_ организационная структура;

_ требования к персоналу;

_ подбор, расстановка, стимулирование кадров;

_ система учета, отчетности и контроля.

Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны. По содержанию планируемой деятельности различаются планы культурно-досуговой деятельности, финансирования, повышения квалификации и т. д. Планы могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности — в этом случае это будет тематический план, или ряду направлений работы—

комплексный план или программа. В зависимости от уровня принятия планового решения планы различаются на федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные. В зависимости от степени директивности, т. е. обязательности выполнения, различаются планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они различаются на перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные). Долгосрочные планы разрабатываются на сроксвыше 5 лет. В сфере культуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях (планы развития сферы, сети учреждений, долгосрочные программы и т. п.) Среднесрочное планирование охватывает период от 1 года до 5 лет (включительно) и отличается обычно большей детализаией. К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до 1 года включительно, а также оперативные планы. Краткосрочные планы называются также планами текущей работы. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений. Наиболее полно деятельность учреждения культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных, месячных (календарных) и других оперативных планах работы. К оперативным относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы. Следует различать также стратегические и тактические планы.

Следует внести некоторые уточнения в содержание понятий «программа», «проект» и «план». Все они относятся к плановой документации, но отличия довольно очевидны. В проекте определяется деятельность, направленная на получение некоего конечного результата, создания некоторого конечного продукта (диск, концерт, выставка, спектакль, издание). В программе координируется деятельность ряда соисполнителей, интегрируются их силы, средства на какую-то перспективу. План же определяет содержание работы конкретной структуры (фирмы, подразделения, службы) на какой-то период (год, месяц, неделю, день) — при этом речь может идти о работе, связанной на этот период с реализацией нескольких проектов и программ.

В содержании проектов и программ должны быть представлены: проблема, вызывающая необходимость разработки программы; идея решения проблемы (проблем); цель (цели); задачи; содержание; обеспечение (финансовое в виде сметы или баланса, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное и т. п.), необходимое для реализации программы. Только наличие всех этих компонентов позволяет рассматривать соответствующий документ в качестве программы и проекта.

Этапы планирования:

1.Организационно-подготовительный:

· Определение круга исполнителей.

· Определение сроков разработки.

· Информационное обеспечение.

· Методическое обеспечение (инструктаж).

2.Разработка плана

· Определение целей и задач на планируемый период.

· Характеристика целей и задач в конкретных пока+

· зателях

· Определение количественных значений планируемых

· показателей. Это может быть достигнуто двумя путями: с помощью аналитического или нормативного методов (см. следующий раздел).

· Обоснование реализации плана. Возможность достижения поставленных целей, решения поставленных задач, т. е. выполнения программы планируемых действий должна быть обоснована. Для этого может использоваться балансовый метод, т. е. составление материального, стоимостного, трудового балансов (см. следующий раздел). Для организационного обеспечения также могут быть использованы специальные технологии (сетевое планирование и др.).

· Оформление проекта плана.

3.Согласование и утверждение плана

4.Пропаганда и организация контроля выполнения плана

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: