Политические и правовые учения в исламе




 

В период раннего средневековья народы Аравии переживали смену эпох. Распадались древние государства, родоплеменной строй сменялся феодальным, складывалась новая мировая религия - ислам (по-арабски - “покорность”). Ее основателем является Мухаммед (570-632 гг.).

Проповеди Мухаммеда сплотили общину верующих. Меддинская община мусульман (муслим - “преданный”, т.е. предавший себя Аллаху) выросла и стала центром объединения Аравии, при халифах (преемники Мухаммеда) превратившаяся в обширный Арабский халифат. Острые социально-политические противоречия в халифате нашли отражение в правовых учениях, большая часть которых была облечена в религиозную форму.

Основой религиозных и правовых норм, определяющих “правильный путь к цели” (шариат) были Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Особенность ислама в том, что Коран и Сунна считаются действующим правом, т.к. предполагается, что в них содержится решение всех вопросов.

Ислам предполагает религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать нормы морали. В ряде сур (глав) Корана осуждается жадность и нечестность богатых. Кораном запрещено ростовщичество. Одна из обязанностей мусульманина - уплата налога, который должен расходоваться на нужды общины, для помощи бедным. Состоятельный мусульманин должен вносить пожертвования.

Одновременно Коран оправдывает социальное и имущественное неравенство, считает законным рабство, за посягательство на собственность определяет жестокое наказание, предписывает безусловную покорность властям.

Власть изображается как божественное установление. Она принадлежит общине верующих либо ее (выборному или наследственному) предводителю. Смысл и основа власти - осуществление религиозных предписаний, а сама власть является чем-то второстепенным и производным по отношению к праву, источник которого - Коран и Сунна. Духовная и светская власть считаются едиными. У мусульман, в отличие от христианства, нет иерархически организованного духовенства, но “есть люди религии” - проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату, служители мечетей, руководители общин, братств.

В халифате шла постоянная борьба за власть. В ходе этой борьбы в исламе определилось несколько крупных направлений.

Сунниты считают, что халиф избран общиной или ее представителями, признают Коран и Сунну. Придерживаются религиозно-правовых правил одного из четырех методов толкования текстов Корана и Сунны при решениях вопросов шариата. Тексты не содержат решений многих вопросов и ситуаций и поэтому поначалу допускался иджтихад - самостоятельное суждение авторитетных правоведов, подчиненное определенным правилам и приемам. К ним относятся кияс (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение знатоков права). В процессе развития мусульманского правоведения (фикх - право и доктрина права) в суннизме к Х в. сложилось несколько мазхабов (религиозно-правовые школы). Ханбалиты (наиболее строгий мазхаб) признают источником права только Коран и Сунну.

Ханафиты (самый распространенный мазхаб) - Коран, сунну, иджму, кияс. Остальные мазхабы (шафииты и маликиты) занимают промежуточное положение. После создания четырех толков и выработки исламской догматики (Х в.) было признано невозможным дальнейшее развитие богословия, права, социальных установлений. “Двери иджтихада были закрыты”.

Теократическая трактовка власти в суннизме претерпевала изменения: если вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, то при Омейядах они были объявлены наместниками Аллаха, а в Аббасидском халифате сложилась концепция перепоручения светской власти султаном и эмирам (халиф оставался первосвященником); наконец, халифами стали именоваться султаны в Оттоманской империи.

Шииты признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственник Мухаммеда) и его прямых наследников, считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству. Шииты (аш-иша- “сторонники”) считают представителей рода Али единственно законными халифами - имамами, преемниками Мухаммеда. Они признают Коран и те части Сунны, которые относятся к Алли.

Одна из особенностей шиизма - вера в “скрытого имама” (двенадцатый халиф, пропавший без вести в IХ в.), который должен явиться как махди (мессия) и установить справедливость.

Шиитские богословы считают, что “врата иджтихада” всегда открыты. На основании Корана и ахбаров (хадисы Сунны, которые шииты признают достоверными) шиитские муджтахиды имеют право по запросу общины выносить фетву (предписание по правовому вопросу).

В результате борьбы за власть в халифате в VII веке возник Хариджизм. В отличие от шиитов хариджиты утверждали, что халифом может быть избран любой мусульманин. А от суннитов они отличались тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности перед верующими. Выступления хариджитов, как и исмаилитов (законспирированная шиитская секта, выступавшая под лозунгом борьбы против несправедливости, угнетения и неравенства) иногда приводили к успеху. Однако, их фанатизм существенно ослаблял силу движения.

Политико-правовые вопросы были предметом исследования ряда арабских философов. Среднеазиатский тюрк аль-Фараби (870-950 гг.) предпринял попытку изложить проект идеального общества (города-государства).

Общество он делит на великое (все люди земли), среднее (определенный народ) и малое (население города). При этом он выделяет города-государства добродетельные, коллективные и невежественные. В добродетельных обществах жизнь построена на принципах нравственности, возглавляет его философ-правитель, способный познать начала, управляющие вселенной. В таком городе-государстве пять слоев населения: мудрецы и другие достойные люди; люди религии, поэты, музыканты, писцы, счетоводы, геометры, врачи, астрологи, воины, богатые люди, земледельцы, скотоводы, купцы. Коллективные общества, занимающие промежуточное положение между добродетельными и невежественными, сродни платоновской демократии.

Оригинальную концепцию государства разработал арабский историк Ибн-Хальдун (1332-1406 гг.). Основной его труд “Большая книга” (“Книга поучительных примеров”). Согласно его доктрине, люди создали общество для совместного добывания средств к жизни (разделение труда - главный фактор), защиты от внешней опасности и обеспечения общественной безопасности. В зависимости от форм хозяйства, способов производства различаются два состояния общества: примитивное, или “сельское”, когда люди занимаются только земледелием и скотоводством; цивилизованное, или “городское”, где имеются ремесло, торговля, науки, искусства.

В примитивном состоянии формой общества является организация кровных родственников на началах полного равенства. В цивилизованном - владычество. Владыка правит опираясь на группировку сильных. Поскольку владыка постепенно отрывается от народа, стремится к самообожествлению, опереться на чуждые народу элементы, то гибель государства неизбежна. В среднем это происходит через 120 лет - смене трех поколений. Первому поколению свойственна простота нравов, второму - роскошь, изнеженность и трусливость, третьему - окончательная деградация. В итоге государство или распадается на более мелкие или попадает в зависимость от другого.Ибн-Хальдун делит государство на три типа: “естественная монархия” - деспотическое государство; “политическая монархия”, которая проводит разумную политику, но не связана с подчиненными общей религией; “халифат” - мусульманская община со своим правителем, защищающим веру, поддерживающим земной порядок.

 

Коран + Сунна

               
   
Запрет ростовщичества
   
 
 
 
   
Религиозное единство
 

 


Коран + Сунна
Безусловная покорность власти
Религиозное единство
Современный мусульманский фундаментализм (провозглашение неизменности догматики, буквальное понимание содержания религиозных книг) выступает против модернизации ислама, за неуклонное соблюдение традиционных норм религии и права. В целом средние века - период спада в истории политических и правовых учений по сравнению с Античным миром. Общим для правовой идеологии Западной Европы и Арабского Востока было то, что та и другая строились на основе господствующего религиозного мировоззрения и в своих программных положениях отражали институты феодального общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: