получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».




Н.С. Валгиной, которая считает, что

Пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие

Смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях,

Показать их значимость».

Пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость» — так высказывалась в одной из своих работ известный современный лингвист Н. С. Валгина. Это в полной мере соответствует действительности, поскольку грамматическое разделение текста или отдельного предложения в первую очередь задается его смыслом и отражает значимость содержания повествования.

Чаще всего смысловые знаки препинания совпадают с грамматическими в том случае, если смысловое разделение предложения совпадает с грамматическими отрезками речи. Примером тому могут служить предложения (7) и (8) из предложенного нам текста.

Однако достаточно часто бывает и так, что смысловое деление речи подчиняет себе структурное деление и вынуждает использовать дополнительные пунктуационные знаки, т. е. конкретный определенный смысл диктует единственно возможное структурное построение предложения. Например, если убрать из предложения (19) даже часть знаков пунктуации, полностью теряется его смысл. В этом случае построение предложения программируется заданным смыслом. И если возникнет необходимость передать тем же предложением при том же наборе слов другой смысл, предложение придется составить совсем по-другому.

В большинстве предложений из контрольного текста запятые фиксируют однородный ряд или отделяют в тексте предложно-падежные формы. В некоторых случаях лексические значения слов не мешают такому объединению однородного ряда или однотипных форм, но подчас только запятая помогает установить их грамматическую и смысловую зависимость. Знаки пунктуации в предложениях помогают установить грамматические и смысловые отношения между словами в предложении, а также позволяют определить структуру предложения. Кроме того, знак препинания может передать чувство недоумения по поводу противоречащего здравому смыслу факта (13), а может разделить эмоционально и логически несовместимые понятия. Немаловажную роль в понимании текста играет и место знаков препинания, которые делят предложение на смысловые, а, следовательно, и структурно важные части.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что пунктуационные знаки действительно помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях и показать их значимость.

 

Смысл высказывания

Знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении

получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

«Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки», — утверждал в одной из своих работ известный русский филолог Ф. И. Буслаев. И это действительно так, поскольку использование окончаний и приставок в отдельных словах несколько изменяет их смысл, но не придает им такого глубокого значения, как в предложении.

Если обратиться к контрольному тексту, то в нем можно найти массу примеров использования приставок и окончаний для того, чтобы придать предложению больше выразительности и подчеркнуть именно значение слова с приставкой. Такое предложение (3) мы встречаем уже в начале текста. В этом предложении слово «повеселей» определяет тематику ожидаемого рассказа и является логическим подтверждением предыдущего предложения, причем слово без приставки было бы здесь совсем неуместно.

Не меньшее значение в приведенном тексте имеют и отдельные слова. Из рассказа мы понимаем, что героя повествования все в деревне называют никак иначе, чем Ленька. Автор же обращается к нему полным именем – Лёня, тем самым отбрасывая пренебрежение и выказывая пастуху уважение (14).

Что касается использования в тексте различных окончаний, то их присутствие обеспечивает повествованию более яркую эмоциональную окраску и позволяет передать ценность, того, о чем идет речь в рассказе. Примером тому могут служить предложения (28) и (33).

А необычное слово «таланта» в сочетании с восклицательным знаком подводит итог рассказу пастуха и передает безграничное уважение Лёньки к таланту человека, который был таким же пастухом, как и он сам, уважение к человеческому труду, настойчивости и умениям.

Исходя из этих рассуждений, можно сделать вывод, что отдельные слова, их приставки и окончания обретают смысл только в цельных предложениях, входящих в какое-либо повествование.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое

искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это

выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это

познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто

отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как

его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является

величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через

искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои

особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет

соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от

нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и

понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт

возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к

искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной

не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

(По Юрию Васильевичу Бондареву)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: