Лекция «Стратегия реиндустриализации российской экономики»




Лектор:

доктор экономических наук,

профессор СЗИУ РАНХиГС

Шматко Алексей Дмитриевич

 

В XXI век все страны вошли, находясь на разных уровнях развития своих национальных экономик. Причем развитые страны находятся на стадии глобализации экономики. Страны, входящие в общий рынок, ликвидируют торговые барьеры, осуществляют приватизацию, в большей или меньшей степени используют мировые стандарты при модернизации экономики, стремятся сделать национальную экономику конкурентной и обеспечить экономический рост. Обычно развитие осуществляется от совместных предприятий с иностранными фирмами к формированию стратегических альянсов с транснациональными корпорациями. Показателем экономического развития традиционно является переход от производства простых трудоемких товаров к сложным наукоемким изделиям, что формирует динамичный рынок для информационных технологий и промышленного оборудования. Как следствие, развивается потребительский рынок, улучшаются обслуживающие населения сектора, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, внедряется энерго- и ресурсосберегающие технологии.

В современном мире ни одна страна не может обеспечить приоритетную конкурентоспособность во всех сферах деятельности одновременно. Более того, нарастание глобализации оказывает интегрирующее воздействие на ключевые технологические отрасли и деструктивное воздействие на локальные производственные комплексы.

Вместе с тем, "давление" мирового товарного рынка и научно-технический прогресс ставят перед отечественной промышленностью жесткие условия для выживания. Базовые отечественные промышленные предприятия нуждаются в определенной защите, создании протекционистских условий со стороны органов федерального и регионального управления, соответствующем общественном "климате", реализации комплексных мер поддержки и модернизации, без чего они не смогут занять достойное место не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

В этой связи необходимы подготовка и осуществление ряда мероприятий стратегического и текущего характера, в том числе:

- организационная и финансовая поддержка освоения перспективных образцов новой техники,

- приоритет для продукции отечественных производителей,

- устранения диспропорции в соотношении цен на продукцию машиностроения по сравнению с энергоносителями, услугами транспорта,

- освобождение финансовой сферы предприятий от взаимных неплатежей,

- снижение совокупной ставки налогов на добавленную стоимость, прибыль, оплату труда при условии использования полученных средств от льгот на увеличение объемов производства и техническое перевооружение,

- освобождение от налогообложения средств, направленных на пополнение оборотных средств, освоение новой техники и развитие производства,

- введение государственных гарантий и кредитов на финансирование экспорта сложной продукции с высокой добавленной стоимостью,

- установление налоговых льгот потребителям отечественной машиностроительной продукции для быстрого обновления ими основных фондов,

- разработка мер по активному развитию лизинга,

- организация финансовых институтов со значительной долей государственного участия для целевого предоставления связанных кредитов на модернизацию производства под низкие проценты,

- разработка и осуществление мер по формированию кадровой политики,

- установление на определенный период повышенных импортных пошлин на ввозимую продукцию, аналогичную вновь освоенной на отечественных предприятиях,

- ограничение роста ставок аренды земли, практикуемое региональными органами управления,

- ликвидация системы предоплаты налогов, снижение пеней и штрафов за несвоевременную уплату некоторых налогов.

Как видно из приведенного перечня, большинство проблем решается на федеральном уровне, что вносит в региональный аспект существенные ограничения. Вместе с тем, указанные выше специфические региональные факторы оказывают все большее влияние. Их роль будет возрастать в ближайший период наряду с увеличением государственного участия в экономическом процессе и делегированием полномочий на региональный уровень. При этом отраслевые принципы управления промышленностью все в большей степени заменяются корпоративными и территориальными, что аналогично тенденциям в мировом разделении труда.

Это будет способствовать формированию прямых хозяйственных связей между предприятиями, в том числе на межрегиональном и международном уровне, дальнейшему созданию национальных холдинговых структур, выход российских компаний на мировой фондовый рынок, повышению конкурентоспособности продукции и услуг. Кроме того, будет ограничиваться роль сырьевых отраслей и ускорение развития высокотехнологичных производств вторичной переработки.

Одной из задач государственной промышленной политики является ориентирование любых инвестиционных ресурсов, как, впрочем, и других финансовых и иных инструментов, в направлении решения национальных социально-экономических проблем, включая модернизацию промышленности, увеличение налогооблагаемой базы, повышение занятости, изменения инвестирования от спекулятивного к продуктивному.

Опыт последних кризисных процессов и санкционные действия в очередной раз демонстрируют, что масштабное ориентирование на иностранный капитал чревато негативными последствиями как для национальной безопасности, так и национальной экономики в целом. Анализ баланса и перетока финансовых средств свидетельствует о необходимости максимальной ориентации на внутренние финансовые и материальные ресурсы.

На фоне глобализации мировая экономика носит долговой характер и в целом дефицитна. Подавляющее большинство стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения обязательств по внешним заимствованиям. Характерно, что зависимость социально-экономического развития отдельных государств от внешних воздействий и внешнего финансирования будет усиливаться по мере либерализации общественных отношений и глобализации финансовых рынков даже несмотря на их сегодняшнюю самостоятельность и изолированность.

Особое значение приобретает формирование и осуществление взвешенной национальной промышленной политики, когда учет исторической практики, имеющихся особенностей и объективных факторов, возможностей территориально-экономических образований, отечественного и зарубежного опыта становится определяющим для успешного решения социально-экономических задач.

Среди важных факторов особое место занимает налоговая и таможенная политика, которая до настоящего времени носит фискально-антипромышленную направленность, ограничивает возможность накопления предприятиями собственных оборотных средств. В большинстве наукоемких отраслей остаются проблемы с накоплением оборотных средств, что не позволяет обеспечить требуемые темпы модернизации производственной инфраструктуры, ограничивает возможность создания и выпуска конкурентоспособной продукции.

Процессы реформирования отечественной промышленности свидетельствуют, что без активного участия государства в управлении экономикой, создания эффективной многопрофильной институциональной среды, повышения ответственности уполномоченных органов исполнительной власти, занимающихся обеспечением условий подъема экономики, в конечном счете - защитой отечественного товаропроизводителя, не удастся достигнуть эффективности и высокой конкурентности национального производственного комплекса.

Тенденции реализации региональной промышленной политики

В условиях глобализации мировой экономики для такой страны как Россия укрепление регионального управления и, в первую очередь, промышленным комплексом имеет важное значение для проведения структурных преобразований, использования производственных мощностей, внедрения научных разработок и новых технологий, ускоренной модернизации производства, решения социальных вопросов. Именно пространственно-климатические факторы, а также несовершенство рыночной инфраструктуры при значительной инерционности федеральных структур и локальных различиях потенциала территорий позволяют за счет усиления регионального уровня обеспечить поступательное социально-экономическое развитие и дифференцированный подход к мировому интеграционному процессу.

Общие параметры в развитии экономики отдельных стран и регионов, по которым можно определить эффективность и привлекательность местного рынка:

* вновь возникающие секторы экономики и производства, потребность в новых технологиях, в том числе связанных с энергосбережением и охраной окружающей среды;

* увеличение закупок и создания технологий и товаров, связанных с решением социальным проблем, в частности здравоохранения, образования и ЖКХ;

* рост рынка телекоммуникационного оборудования и информационных технологий, производства компонентов компьютерного оборудования;

* рост транспортного рынка, развитие логистики;

* современный уровень банковских и финансовых услуг, развитый сектор страхования;

* развитый рынок ценных бумаг и рынок капитала;

* обеспеченность энергоресурсами;

* невысокий уровень тарифных и таможенных барьеров;

* заинтересованность предприятий в участии в государственных заказах;

* наличие широкого круга информационных и консультационных услуг, открытость и привлекательность для национальных и иностранных инвестиций;

* соблюдение прав интеллектуальной собственности;

* наличие специалистов, подготовленных для работы на современных предприятиях и в государственных структурах;

* современный уровень управленческой, производственной и коммунальной инфраструктуры.

Промышленный комплекс может строиться не только по территориальному принципу, но также по отраслевому и корпоративному. На практике в любой социально-экономической системе обычно наблюдается сочетание всех трех принципов. Что касается современного этапа развития России, то он характеризуется крупномасштабными переменами в сферах организации и управления производственными и территориальными системами, одновременным осуществлением общенациональных и региональных задач и интеграцией в мировой рынок, что налагает дополнительные условия на сферу промышленного производства.

Сущность структурной перестройки промышленного комплекса состоит в целенаправленном изменении состава и содержания его частей, существующих пропорций и связей между ними для повышения эффективности его функционирования, улучшения на этой основе качества жизни населения. Изменение состава и содержания частей регионального промышленного комплекса означает сдвиги в номенклатуре отраслей его специализации, вспомогательных и обслуживающих отраслях и сферах деятельности, а также в структуре и условиях производства. Следствием изменений в составе и содержании частей регионального промышленного комплекса выступают изменения сложившихся пропорций между образующими его компонентами, широкое внедрение информационного, технологического и финансового обмена.

Исследование общих закономерностей территориального развития указывает на принципиальную конечность существования любой из отраслей региональной специализации, необходимость "сворачивания" их вплоть до полной ликвидации из-за снижения эффективности функционирования и ускоренного развития производств, видов деятельности, способных в перспективе стать точками экономического роста, связанных как с внутренними эволюционными процессами, так и действием механизмов глобализации. Поэтому в каждый конкретный момент времени стратегические мировые тенденции, национальные ориентиры и интересы региональных органов управления могут существенно различаться, а также отличаться от стратегических задач руководителей отдельных промышленных комплексов.

В данном случае речь идет об особенностях, объясняемых следующими причинами. Во-первых, различными географическими и природно-климатическими условиями, а, следовательно, ресурсным обеспечением и формированием механизма издержек. На формирование себестоимости продукции влияют такие факторы как среднегодовая температура, расстояние от источников энергетических и других ресурсов, отдаленность от промышленных центров, транспортная инфраструктура, качественный состав населения. Во-вторых, неодинаковыми стартовыми условиями, имевшимися к началу осуществления реформ. Имеются в виду диспропорции в размещении производительных сил, которое, как известно, осуществлялось ранее директивным способом, когда недостаточно учитывались принципы экономической целесообразности. Например, промышленное производство может располагаться вдали от ресурсной базы и без наличия соответствующей рабочей силы. Следует подчеркнуть, что одним из основных принципов формирования региональной промышленной политики в период плановой экономики было выравнивание экономического и социального потенциала экономико-территориальных единиц и, тем не менее, несмотря на такую политику, среди регионов можно было выделить традиционные регионы-реципиенты и регионы-доноры. В третьих, неравномерное развитие административно-территориальных образований объясняется региональной социально-экономической политикой. Эта причина имеет субъективный характер и зависит от действий местных органов управления. В этой связи характер управления в отдельных субъектах РФ можно сравнивать по таким параметрам как степень реагирования на рыночные изменения, протекционизм в отношении местных производителей, склонность к сепаратизму и т.д.

Характер действия внешних по отношению к региону и внутри региональных факторов определяет совокупность угроз и возможностей реформирования регионального промышленного комплекса.

Внутрирегиональные и внерегиональные факторы, определяющие реализацию региональной промышленной политики:

1. Внутрирегиональные сильные (слабые) стороны реализации региональной промышленной политики.

Существующая структура и содержание регионального научно-производственного комплекса.

Действующая или создающаяся транспортно-логистическая инфраструктура.

Наличие (отсутствие) долгосрочной стратегии регионального развития.

Политика региональных органов управления в направлении развития (свертывания) межрегиональных отношений.

Направленность законодательной базы в пользу (в ущерб) промышленного развития.

Стабильность (дестабилизация) взаимоотношений ветвей власти.

Наличие и эффективность работы общественных организаций и ассоциаций (торгово-промышленная палата, союзы промышленников и предпринимателей и т.п.).

Наличие и эффективность работы СМИ.

Развитость информационно-маркетинговой инфраструктуры.

Сохранение (потеря) квалифицированных кадров и возможность (невозможность) их восстановления).

Наличие (отсутствие) лоббирующих лидеров и организаций.

2. Внерегиональные возможности (угрозы) реализации региональной промышленной политики.

Сложившийся или формируемый облик региона и его предприятий в национальном и мировом сообществе.

Наличие дипломатических представительств других государств, представительств транснациональных корпораций.

Наличие и состоятельность (отсутствие, несостоятельность) государственных долгосрочных программ развития.

Экономическая стабильность (нестабильность).

Движение отношений собственности.

Эффективная (неэффективная) таможенная, амортизационная, налоговая политика.

Угроза банкротства (эффективная деятельность) структурообразующих и налогообразующих предприятий.

Динамика (рост или снижение) и структура импорта и экспорта.

Доступность (недоступность) местного рынка для внешних производителей.

Благоприятный (неблагоприятный) инвестиционный климат.

Сохранение (потеря) научно-технического потенциала предприятий ОПК.

Зависимость (независимость) бюджетной системы от федеральных органов управления.

Р егиональная промышленная политики СЗФО и Санкт-Петербургской агломерации.

Осуществление важных для социального и экономического развития программ регионального уровня, создание региональных научных центров и производственных комплексов используется во всех экономически развитых странах, финансируется и контролируется государством.

Создание "свободных экономических зон" представляет собой типичный пример поддерживаемых на государственном уровне региональных программ. Так, в США более 250 свободных торговых зон и все крупнейшие судоверфи, морские порты и аэропорты расположены в таких зонах. В Великобритании широкое развитие получила практика создания Зон предпринимательства и Агентств по развитию территорий. Впервые в мировой практике в Англии стали системно формировать благоприятные экономические условия на ограниченных территориях для развития предпринимательства и создания новых рабочих мест.

В современной России возможности субъекта РФ позволяют осуществить весьма широкое влияние на деятельность промышленности, используя возможности региональной исполнительной и законодательной власти, и обеспечить ускорение социально-экономического развития региона. При этом все элементы промышленной политики, устанавливаемые федеральными органами власти, могут быть дополнены стимулирующими действиями на региональном уровне, учитывая близость местных структур управления к субъектам хозяйствования.

Следует выделить следующие основные направления реорганизации управления промышленностью на региональном уровне, которые, с одной стороны, соответствуют мировому опыту, а, с другой стороны, отвечают современным тенденциям в реальном секторе отечественной экономики:

- совершенствование регионального управления с объединением в уполномоченном административном органе координации научно-технологического, производственного и инновационного развития с учетом инвестиционной и программно-целевой составляющей, а также усилением функций государственного собственника,

- интеграция профильных производственных и сопутствующих структур - от общественных ассоциаций в сферах производства относительно простых изделий до корпораций и холдингов в сферах разработки и изготовления сложной трудоемкой продукции, то есть образование реальных кластеров,

- выделение и поддержка целевых технологических центров в инновационной сфере, объединяющих передовые научные разработки и малые производственные структуры, то есть формирование территорий опережающего развития – особых экономических зон, технопарков и подобных образований, концентрирующих инновационные проекты,

- формирование рыночной инфраструктуры и реализация единой информационно-маркетинговой стратегии, обеспечивающей активное продвижение продукции петербургских предприятий на местном, российском и зарубежном рынках с созданием интегрированного информационного пространства с развитием унификации и кооперации.

Рациональная государственная промышленная политика не может быть построена в духе абстрактно-либералистического принципа «одинаковости условий хозяйствования для всех экономических субъектов». Учет федеральными органами управления отраслевых и региональных особенностей хозяйствования, состояния и перспективы конкретных направлений научно-технической сферы - обязательное условие повышения эффективности взаимодействия между исполнительной властью и высшим управленческим звеном промышленности. Как минимум, подразумевается определение экономических целей и приоритетов, выявление и практическое использование научно-технических достижений с учетом обеспечения национальной технологической безопасности, отбор и поддержка системообразующих предприятий, научных и проектных организаций, разработка и поддержание информационного «формата» взаимодействия хозяйствующих субъектов с получением на федеральном уровне, анализом и передачей на региональный и отраслевой уровни программно-целевых функций.

На этой основе может быть успешно реализована стратегия развития региона, которая является комплексной задачей, основанной на следующих последовательных действиях:

- оценка и анализ внешних и внутренних факторов развития, ресурсных возможностей и ограничений,

- учет состояния и перспектив научных и промышленных предприятий региона, их бизнес-планов, изучение предложений, содержащихся в схемах развития и размещения производительных сил, региональных программах, генеральных планах городов,

- выбор стратегии развития, включающей определение основных приоритетов, средств и методов достижения целей с разработкой концептуальной модели развития экономики региона,

- прогнозирование сценариев развития и этапов реализации стратегии.

Среди внешних факторов развития - экономических, конкурентных, социальных, политических, рыночных, международных, технологических - наиболее существенная роль в переходный период принадлежит следующим:

- экономическая политика государства, включающая концепцию реформирования, кредитно-денежную, инвестиционную, внешнеэкономическую, налоговую и бюджетную политику, а также региональную политику, которая в наибольшей степени проявляется в признании организационно-экономической самостоятельности регионов, наделении их правами и обязанностями,

- единое правовое и организационно-экономическое поле, подразумевающее равные экономические условия для всех регионов, создание нормативного и организационного механизмов для пространственной интеграции, содействие общероссийскому территориальному разделению труда и развитию единого рыночного пространства, денежную систему и общую внешнеэкономическую политику,

- состояние экономики в целом, в частности деловая активность, темпы инфляции, занятость населения, налоговые ставки, таможенные пошлины и т.п.

- стабильность политической обстановки, сопряжение целей региона с государственными задачами на основе прогнозирования возможных вариантов развития национальной экономики.

Возникающие между органами федерального и регионального управления противоречия могут быть разрешены на основе принятия соответствующих нормативных актов, регламентирующих права и обязанности регионов, что было сложно сделать в условиях административно-командной системы.

Для Санкт-Петербурга, практически не имеющего ресурсных запасов, важным элементом стратегии развития становится перспектива базовых промышленных предприятий, реализация информационных, культурно-образовательных и логистических функций.

Для различных областей макрорегиона Северо-Запад профильными и перспективными для развития становятся различные промышленные направления, в основном на основе имеющихся ресурсов и традиционных практик.

Экономические итоги СЗФО 2014 года свидетельствуют об усилении стагнации в его экономике: общий индекс промышленного производства в СЗФО составил 97,6% к аналогичному периоду прошлого года (РФ – 101,5%), а по обрабатывающему производству 96,0% (РФ – 101,9%)[1].

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций в округе в целом по экономике по итогам 2014 года сократился на 18,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го (РФ – на 14,9%). Причины спада связаны как со снижением инвестиций в экономику в целом, так и с уменьшением доходов и покупательской способности населения в 2014 г. и начале 2015 г., падением объема инвестиций в обрабатывающую промышленность и ухудшением положения в машиностроительном комплексе.

Оценивая влияние санкций на экономику СЗФО, необходимо учитывать воздействие следующих факторов:

· взаимовлияние неразрешенных структурных кризисных явлений в экономике РФ и экономических последствий санкций;

· геоэкономическое положение СЗФО, способствовавшее развитию внешнеэкономических связей; его транспортная роль в связях с ЕС и, в Балтийском регионе, в частности;

· структурные особенности экономического комплекса СЗФО, в частности, отрасли промышленной специализации макрорегиона.

СЗФО - единственный из федеральных округов Российской Федерации, который непосредственно граничит со странами Европейского союза. Тем самым, влияние санкций ЕС на СЗФО усиливается его геоэкономическим положением, способствовавшем развитию внешнеэкономических связей и его транспортной ролью (в том числе тем, что он является частью Балтийского региона).

Воздействие санкций опосредуется структурными особенностями производственного комплекса СЗФО, в частности, отраслями специализации промышленности макрорегиона.

· Тем, что СЗФО является промышленно ориентированным макрорегионом с преобладанием в его производственной структуре обрабатывающих отраслей.

· Ранее созданными совместными сборочными предприятия с ведущими мировыми производителями, в особенности это относится к автомобилестроению. Так, в 2015 году Дженерал Моторс принял решение о консервации своего сборочного производства Опель в Санкт-Петербурге, что привело к потере порядка тысячи рабочих мест.

· Минерально-сырьевой базой макрорегиона, что, с одной стороны, обуславливает развитие добывающих производств, а с другой – создает благоприятные условия для развития обрабатывающего сектора в целях импортозамещения, в частности, химического производства, металлургии, деревообработки.

В Санкт-Петербурге сосредоточено более 11% научного потенциала страны, который составляют более 400 научных организаций, в числе которых более 65 организаций Российской академии наук и других государственных академий, 10 государственных научных центров, более 170 образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

Санкт-Петербург сохранил исторически сложившуюся отраслевую структуру промышленности, практически не связанную с экспортом сырья и высокий научно-инновационный потенциал, позволяющие сформировать эффективную систему его реализации в реальный сектор экономики путем трансфера инновационных разработок.

Анализ с позиций возможностей реализации научного потенциала выявил следующие основные тенденции в развитии реального сектора Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Одной из основных тенденций является сохранение ведущей роли промышленности – прежде всего, ее обрабатывающих отраслей – в экономике г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Развитие промышленного комплекса в большей степени связано с увеличением доли обрабатывающих производств, что связано с объективно обусловленными конкурентными преимуществами Санкт-Петербурга.

В целях реализации научного потенциала в реальный сектор определены следующие направления (по Санкт-Петербургу).

1. Содействие технологическому развитию и модернизации предприятий и организаций. Обеспечение доступа предприятий к интегрированной среде «проектирование – подготовка производства – опытное производство».

2. Развитие инновационной инфраструктуры и территорий, включающее:

· развитие инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, нанотехнологического центра).

· расширение особой экономической зоны технико-внедренческого типа Санкт-Петербурга.

· разработка отраслевой (кластерной) схемы развития и специализации производственных зон Санкт-Петербурга. Всего в городе насчитывается более 50 промзон.

· привлечение инвестиций в промышленное производство.

3. Условием реализации выступает развитие интеграционных процессов в промышленности, науке и образовании:

· взаимодействие предприятий и вузов в рамках технологических платформ;

· взаимодействия с институтами развития;

· развитие инфраструктуры коммерциализации технологий.

Одним из значимых проектов в этой области является создание Центра трансфера технологий в рамках заключенного трехстороннего договора между Фондом инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО», ООО «Проектный нанотехнологический центр» и ОАО «Инновационное агентство Ленинградской области».

Выделены следующие направления, способствующие реализации научного потенциала в реальные сектора Ленинградской области:

1. Создание условий для реализации политики формирования промышленных кластеров.

2. Развитие индустриальных парков и промышленных зон Ленинградской области.

 

Территории опережающего развития (промышленные парки СЗФО)

Экономическое развитие макрорегиона Северо-Запад во многом связано с появлением территорий опережающего развития. Особенно это относится к Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где квалифицированный персонал и развитая инфраструктура дополняют удобную логистику.

Высокотехнологичное производство обычно зарождается в лабораториях академических институтов и вузов, спрос на него генерируется потребностями крупных предприятий, а реализация производственного цикла проще всего осуществляется на территориях опережающего развития: в индустриальных и технологических парках, в особых экономических зонах.

Изменение основных показателей развития индустриальных парков в целом по Российской Федерации в 2013 и 2014 гг. составило: суммарная площадь 16315 га и 17484 га, соответственно, рост 7 %, количество компаний-резидентов 958 и 1153, рост 20%, количество работающих 56773 и 70943 человек, рост 25%.

За первую половину 2015 года было инициировано создание около 10 промышленных парков, в том числе двух в макрорегионе Северо-Запад: индустриальный парк «Череповец» в Вологодской области и «Данор» в Калиниградской области. Начали работу семь новых резидентов, в том числе финская компания Skaala в промышленной зоне петербургского ОАО «Звезда».

По итогам 2014 года среднее значение размера индустриального парка по действующим проектам составило 553 га, а по проектируемым – 265 га. Тенденция к сокращению функциональной площади по-видимому сохранится в ближайшие годы из-за повышения стоимости капитальных расходов на проекты индустриального девелопмента с 2014 на 30-35%. Одновременно, на результирующую площадь индустриального парка существенно влияют особенности местного законодательства. Так, по закону Ленинградской области «Об индустриальных парках» территория парка должна находиться в собственности управляющей компании. Таким образом, те инвесторы, которые хотели бы приобрести землю в собственность формально не могут быть резидентами парка, а их участки не учитываются в соответствующей статистике.

В целом сокращение функциональной площади коснется в большей степени парков типа greenfield, так как их ключевые резиденты это чаще всего достаточно крупные компании, располагающие возможностью переориентировать строительство на отдельные очереди и тем самым оптимизировать расходы в кризисный период.

По итогам первого полугодия 2015 года среди проектов преобладают (до 60%) малые парки с площадью от 10 до 250 га, рассчитанные на одноэтапную застройку. В текущих экономических условиях среди таких проектов и среди логистических зон весьма популярным становится индивидуальное строительство build-to-suit, позволяющее учесть особенности производства и снизить расходы на строительство. Окупаемость логистических проектов составляет до 5 лет на высоколиквидных территориях и до 12 лет – в отдаленных районах. Одновременно, проекты типа brownfield более привлекательны дл я малого и среднего бизнеса, ориентированногона местный рынок со средним количеством работающих 20-30 человек.

Ситуация по рассматриваемым территориям в макрорегионе Северо-Запад приведена в нижеприведенной таблице.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: