Образование глаголов совершенного и несовершенного вида по сюжетным картинкам или по результатам выполненного действия.




Рисует – нарисовал; лепит – слепил; пишет – написал; ест –съел.

 

6. “Кто самый внимательный”.

Логопед предлагает детям внимательно слушать и хлопать в ладоши только тогда, когда дети услышат часть слова “на” (вы, по). Логопед называет слова: наливает, поливает, заливает, переливает, отливает, доливает, подливает и т.д.

Затем логопед предлагает детям исправить ошибки, потому что части слова по, на, вы и т.д. перепутались между собой.

– Мама поливает суп.

– Садовник выливает клумбу.

– Паша поливает молоко.

– Дворник выливает улицу.

Дети проговаривают предложения, правильно называя действия и выделяя интонационно первую часть слова.

Составление предложений по картинкам.

У детей на столах лежат пары картинок: врач – лекарство, шофёр – канистра, Маша – сок, дедушка – чай, садовник – цветы, папа – вода. Логопед дает детям инструкцию:

– У вас на столах конверты с картинками. На счет “раз” возьмите конверт. На счет “два” достаньте картинки и положите перед собой. На счет “три” составьте предложение. В вашем предложении должно быть одно из слов – действий: наливает, поливает, выливает.

Дети составляют предложения типа: Маша наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство и т.д.

8. Для закрепления данной темы логопед использует стихотворения:

 

Мы знаем, что птицы летают, Что бегают звери порой, Что ползают змеи, мы знаем, И плавают рыбки гурьбой. Они могут к нам приближаться, А могут от нас удаляться. Ты должен узнать, без сомненья, Где приближенье, а где удаление. Птицы улетают, Рыбы … уплывают, Звери … убегают, Змеи … уползают. Птицы … прилетают, Рыбы … приплывают, Звери … прибегают, Змеи … приползают.

 

К дому подъезжают, От дома … отъезжают, Яму … объезжают, А с горы … съезжают. В окошко любим мы смотреть. Картинку стоит … рассмотреть. Кино хотим мы … досмотреть. Опасность же – предусмотреть.

 

 

* СОГЛАСОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ В РОДЕ.

1. Сказка “Жадный медвежонок”

Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова «мой!», «моя!», «Моё!».

Шёл он однажды по лесу. Навстречу ему ёжик бежит, на спине гриб несёт. «мой!» - заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «бедная моя лапа!» - зарычал он.

Прихрамывая, побрёл медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несёт. «Моя!» - закричал медвежонок и отобрал у белочки корзинку.

Дальше идёт медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. «моё!» - свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.

С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он всё ходил по лесу и кричал: «мой!», «моя!», «моё!».

 

После рассказа и показа этой сказки логопед (или воспитатель) спрашивает у детей: «Как вы думаете, о чём медвежонок мог кричать «мой!», «моя!», «моё!».

Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.

 

2. “Помоги Мальвине и Буратино”

В гости к детям пришли Мальвина и Буратино (куклы или дети из другой группы). Они принесли целую картину вещей (вещи Мальвины и Буратино перепутались).

– Ребята, давайте поможем раздать вещи Мальвине и Буратино. Для этого спросим – чей предмет или чья вещь? Выбираются двое ведущих – девочка и мальчик, которые вынимают вещи из корзины и спрашивают: чей бант, чья шляпа? Сказочные персонажи отвечают: мой бант, моя шляпа, и забирают себе вещи. Ведущие меняются несколько раз.

Далее логопед говорит:

– Мальвина и Буратино остались так довольны, что оставили вам угощения.

логопед выносит поднос, на котором лежат сладости и фрукты, просит детей:

– Скажите, что вы возьмете, но так, чтобы слышались слова “мой”, “моя”. Дети отвечают: “Мой банан. Мой апельсин. Моя конфета”. Затем каждый ребенок составляет по одному предложению: “Я возьму мою конфету и мой зефир. А ты?

А я возьму мой банан и мою шоколадку”.

 

На столах разложена одежда детей. Дети должны выбрать свою одежду и назвать её. Например, это мой шарф, моя кофта, моё платье и т.д.

 

Кто самый внимательный”.

Дети идут в магазин за покупками, игрушками, отдают логопеду свои вещи, складывая их в коробку. Ведущий, доставая по одному предмету, спрашивает детей: Чей грузовик? Чей самолет? Чья кукла? Чья машина? Вызванный ведущим ребенок отвечает: Мой грузовик. Моя кукла. Моя машина. И т. д.

5. «Волшебные часы».

Ведущий раздаёт детям разноцветные сигнальные карточки. На доске вывешиваются часы, на циферблате которых изображены предметы разного цвета. Вызванный помощник вращает стрелки, останавливая их напротив предмета, окрашенного в один из основных цветов.

При этом задаётся вопрос:

Чей шар, самолёт, медведь и т. д. Чья сумка, шуба, лента, майка и т. д.

Ребёнок, имеющий сигнальную карточку соответствующего цвета, отвечает на вопрос:

Мой шар, самолёт, медведь и т. д.

Моя сумка, шуба, лента, майка и т. д.

 

6. Дети выходят на поляну. Играет тихая музыка. Как только музыка станет громче, они снимают с кустов карточки с изображёнными предметами, но только теми, у которых художник забыл нарисовать одну деталь. Стул без спинки, тумбочка – без ножки, стол – без крышки, чайник – без ручки, машина – без руля, автобус – без фары, дом – без крыши, платье – без рукавов. Затем дети подходят к стенду, находят недостающую часть предмета и говорят:

– Дайте, пожалуйста, мою ножку, крышку, спинку, фару. Мой руль, рукав, хвост

 

Игра с мячом.

Логопед предлагает детям подобрать нужное слово к тому слову, которое он произнесёт. Логопед кидает мяч ребёнку и произносит: “Мой …” Ребёнок ловит мяч, бросает обратно логопеду и произносит: “Мой костюм”. Для игры можно выбрать определенную лексическую тему, например: “одежда, обувь, посуда, мебель и т.д.”.

 

8. Логопед предлагает детям вспомнить, кем они являются для мамы и папы (сын, дочка), для бабушки и дедушки (внук, внучка). Затем логопед спрашивает, как мама называет одного из детей группы. Ребёнок отвечает: “Мой сынок”. – “А бабушка?” – “Мой внучек”. Далее логопед спрашивает девочку: “А как тебя папа называет?” –“Моя дочка” – “А дедушка?” – “Моя внучка”.

 

9. Логопед показывает картинку мальчика и говорит, что зовут его редким именем Глеб, наверное потому, что так как он, дети поступают редко.

– Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

– Мой медведь, моя машина,

Мячик мой, мой Буратино!

– Никому я их не дам!

– Ну сиди, играй в них сам.

Логопед открывает салфетку, под которой лежат игрушки:

– Может быть, такую кучу игрушек собрал Глеб?

– Так про какие игрушки Глеб скажет: Мой? Моя? Моё?

Дети отвечают.


* СЛОЖНЫЕ СЛОВА

 

1. Земля + трясти = землетрясение

 

пар + ход = лёд + колоть = пар + везти = сам + летать = вода + провод = луна + ход = звезда + лететь = кино + театр = фото + аппарат = вода + метать =

 

2. Педагог читает детям стихотворение и предлагает догадаться из каких двух слов получилось одно “смешное слово”.

 

Удивительный огород.

 

Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвёкла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел, И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков, Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. (Н. Кончаловская)

 

3. “Фантазёры”.

Цель игры: научить детей придумывать новые объекты, при этом образуя сложные слова. Называют два любых слова, каждой делят на две части. Затем одна из частей слова соединяется с любой частью другого. Например слова медведь и белка. При соединении частей получается несколько вариантов новых слов, обозначающих животных: белведь, белметка, ведьбел, комед и т.д. Можно предложить детям описать, что представляют из себя эти животные, какой образ жизни ведут, чем питаются, с кем дружат.

 

4. Вариант.

Можно предложить уже изменённые слова и попросить их объяснить, что бы это значило? Например слова: пачеха (от слова мачеха), мамордник (от слова намордник). Например, слово “папонт” дети объясняют как папа мамонтенка; “мамордник ” – как повязку для маминого рта, когда она сильно ругается или болеет гриппом.

 

5. Педагог предлагает детям посмотреть друг на друга и запомнить какие по цвету волосы, глаза, брови у друга-соседа. Если у ребёнка голубые глаза, то он голубоглазый; если рыжие волосы – рыжеволосый; если черные брови – чернобровый.

 

* МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

 

1. Одно и тоже слово может употребляться в различных значениях, нести разнообразную смысловую нагрузку, отражать сущность того или иного явления. Именно поэтому многозначные слова активно используются в поэтическом жанре.

 

– Не жалейте пятачка, – Говорит корова,– Вы купите молочка – Вкусного, парного! Поросята тут как тут: – Нам по целой кружке! – Пятачки свои суют Маленькие хрюшки. (А. Шибаев) Бросил палку кверху Мишка: Падай в шапку с ели, шишка! – Шишка хлоп по голове – Сразу стало шишки две. (Е. Петрищева)  

 

Кто играет?

 

И солнце играет (Лучами на речке), И кошка играет (Клубком на крылечке), И Женя играет (Есть кукла у Жени), И мама играет (В театре на сцене), И папа играет (На медной трубе), И дедушка (С внуком играет в избе)… А бабушка Внуку Пеленки стирает. Бабушка В стирку, Наверно, Играет?… (А. Шибаев)

 

Идет! – О том и речь идет…

 

Он мне сказал: “В кино? Идет!”

Он не спросил: “А что идет?” –

Мол, это к делу не идет.

Дают билет – и он идет.

(Ах как костюм ему идет!)

Вдаль наша улица идет.

Трамвай по улице идет.

И дождь по улице идет.

А он пешком себе идет.

Упорно к цели он идет.

Идет! – о том и речь идет… (А. Шибаев)

 

Слова-близнецы

 

Норка Вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину Вошла, Норку в норке Не нашла. Если в норке Нету норки, Может, норка Возле норки? Нет нигде – Пропал и след. Норка – здесь, А норки – нет!   – Кто вы? – Лисички! Дружные сестрички. – Ну, а вы-то кто же? – Мы лисички тоже. – Как, с одной-то лапкой? – Нет, ещё со шляпкой! Барашки! Барашки! Барашки на речке! – какие барашки? – Сказали овечки. – Какие барашки? Ну, где они, где? Барашки не могут Ходить по воде. Но пенятся, Пенятся Волны-кудряшки. На речке Барашки! Барашки! Барашки!   На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка Машке нравится обед – Ничего вкуснее нет! (А. Шибаев)

***

Встав на цыпочки, лисица За плетень во двор косится: – Петушок, петушок, Дай на время гребешок! Расчешу я только хвост! – А петух не так уж прост, Знает: что возьмет лисица, То назад не воротится!

***

Что делают часы?

 

Говорят: часы стоят, Говорят часы спешат, Говорят часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы висят на месте. (В. Орлов)

 

Удивительные вещи. Странные вещи в природе бывают. Ножки у стула, но стул не шагает. Часто часы бьют. Но мы не слыхали, Чтобы кого-то они обижали. “Слон затрубил”, – говорят. Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре? (Карол Корд) Вот шофер какой чудак: Он поесть не мог никак. Потому что спозаранку Он крутил-вертел баранку. А зачем крутил-вертел? Лучше взял бы да и съел. (А. Шибаев)

2. Педагог использует различные тексты для выяснения разных значений многозначного слова.

Острые вещи.

– Гриша, не бери нож. Обрежешься!

– Гриша не бери вилку. Уколешься.

– Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

– Я горчицы хочу, – сказал Гриша.

– Нельзя тебе горчицы, она острая, – сказала мама.

Засмеялся Гриша.

– Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая. я ещё вчера лизал. (Б. Рябинин)

– Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

– Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу?

Весёлый разговор.

 

– Папа, можно я заведу собаку? – спросил Гриша.

– Пожалуйста.

“Разрешил! – удивился Гриша. – А раньше никогда не разрешал. Значит, сегодня он добрый”.

– А если я хочу завести кошку?

– Что ж, можно и кошку, – согласился отец и взял газету.

“Ну и дела! И кошку можно. Просто чудеса”.

– И кролика можно завести?

– Если тебе хочется, заведи и кролика.

Гриша даже рот раскрыл от удивления: “Всё-всё разрешает! Что бы ещё попросить?”

– А утку можно завести? Здесь, в этой комнате… утку?!

– Можно, можно. Заводи кого хочешь. Хоть слона, – сказал отец и придвинул Грише ящик. А в ящике лежали собака и кошка, кролик, утка и даже слон. Их всех можно завести … ключом. (Б. Рябинин)

– О чём просил Гриша отца?

– Как мальчик понимал значение слова “завести”? Почему Гриша так быстро получил разрешение отца?

 

Молоко убежало.

Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: “Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало”, – и стала думать, как молоко убежать может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипит. “Нет, и молоко не может убежать”, – решила она.

И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина на кухню. Кастрюлька с молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь.

Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.

А молоко тем временем начало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и … побежало, полилось через край.

Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная.

Вот как оно убегает, без всяких ног. Пришлось всем есть кашу без молока.

(Э. Киселёва)

– Что означает выражение “молоко убежало”?

– Какими словами можно заменить слово “бежит” в предложениях: Бежит время. Бежит ручей. Зерно бежит из комбайна в машину?

 

3. “Ярмарка слов”.

В тридевятом царстве в тридевятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, и продавали их целыми партиями. Продавцы на все лады зазывали покупателей: – “Кому, кому иголки?” Иголки понадобились многим: ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснам, елям и портным.

Нашло и разных покупателей и слово “язык”. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных, птиц. Даже костру понадобилось это слово: какой же костёр без языка пламени?

Слово “нос” шло нарасхват. Оно понадобилось и людям, и животным, и лодкам, и катерам, и кораблям, которые стали бороздить своими носами воды океанов, морей и рек.

Слово “хвост” пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолётам, ракетам, кометам. За ним сразу выстроилась большая очередь, в конце которой был тоже хвост.

– А вот шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним побежали женщины, затем приковыляли грибы и гвозди. Им тоже достались шляпки: грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные.

– У кого нет рукавов? Срочно приобретайте! – советовали зазывалы. За рукавами выстроились платья, костюмы, пальто, блузки и прочая одежда. А потом прибежала река, и от неё во все стороны разбежались журчащие и говорливые рукава. А вскоре примчались пожарные: шланги, которыми они пользуются при тушении пожара, так похожи на длинные рукава, что их так и стали называть.

– А вот слово “кисть”! Кому, кому? Подходи, не жалей, покупай поскорей! – раздавалось на другом конце ярмарки. Рдея от смущения, подошла рябина, а за ней калина, смородина и виноград. Поспешил за этим словом и человек: что за рука без кисти? А еще это слово понадобилось художнику: без кисти он не сможет рисовать картины. Потом появилось большое, развивающееся на ветру знамя – ему срочно понадобились тяжелые золоченые кисти для праздничного парада.

Слово “дворник” очень понравилось человеку, убирающему мусор на улице и во дворе, а также шофёру, которому нужно очищать стёкла машины от дождя и грязи, ведь эти приспособления называются дворниками.

“Поля” достались крестьянам и фермерам. Где их ещё растить урожай и пасти скот? Слово “поля” купили ученики, и с тех пор на полях их тетрадей строгие учители отмечают ошибки. Без полей не смогли обойтись издатели книг, газет и журналов: на их страницах должны быть чистые места по бокам от напечатанного текста – это и есть поля.

– Кому в хозяйстве нужна “плитка”? – не унимались продавцы. Плитка понадобилась многим. Хозяйки готовят на них обед. Мастера кафельными плитками выкладывают ванную и кухню, чтобы было чисто и красиво. За этим словом, шурша оберткой, пришла и шоколадка: “Хочу, чтобы меня называли плиткой шоколада”.

– Только у нас и только сейчас – ножки всех размеров и видов, – продолжался бойкий торг. За ножками поспешили столы, стулья, шкафы – одним словом, мебель. Весело приплясывая, прибежали дети. Охая и вздыхая, приковыляли грибы, каждому из них нужна всего одна ножка.

Торговля шла бойко. Одни слова приобретались одним покупателем, другие – многими. Вот и получилось, что одно и то же слово мы можем встретить в разных местах и в совершенно разных значениях.

 

4. Педагог активно использует рисунки, помогающие ребёнку понять разные значения одного слова.

Игла: – швейная игла;

– любой предмет, заостренный с одного конца (сосновые, еловые, иглы у ежа и дикобраза);

– острый шпиль здания.

Нос: – орган обоняния на лице человека, морде животного;

– передняя часть лодки, корабля, самолёта;

– клюв птицы.

Язык: – подвижный орган в полости рта человека, животного;

– стержень из металла, ударяющий о стенки колокола;

– что-то, имеющее вытянутую, удлиненную форму (языки пламени).

Молния: – природное явление;

– застежка из металла или пластмассы;

– срочная телеграмма, экстренный выпуск газеты.

Острый: – оточенный, хорошо режущий, колющий;

– суживающийся к концу (нос у Буратино);

– сильно выраженный (острая боль);

 

 

Тёплый: – нагретый, дающий или содержащий тепло (чайник, солнце);

– хорошо защищающий от холода (шуба, шапка);

– ласковый, приветливый (слова, приём).

Золотой: – сделанный из золота;

– цвета золота, блестяще-желтый (кудри, осень);

– прекрасный, замечательный (работник).

Холодный: – имеющий низкую температуру;

– равнодушный (сердце);

– строгий, недоброжелательный (взгляд, человек).

Бить: – ударять;

– отмечать звуками, ударом, звоном что-нибудь (часы, колокол);

– ломать, раскалывать (стекла, посуду).

Лететь: – передвигаться по воздуху;

– мчаться;

– падать.

Коса: – спряденные, длинные пряди волос;

– сельскохозяйственное орудие;

– идущая от берега низкая и узкая полоса земли.

Ключ: – приспособление для отпирания и запирания замка;

– вытекающий из земли источник, родник;

– знак в начале нотной строки.

 

5. Педагог использует различные тексты для выяснения значений слов – омонимов.

 

Овсянка.

 

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она желтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная? – Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А ещё хороша с маслом или с сахаром.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать?

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать. (Н. Сладков)

 

6. Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

– Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь?

– Какую ноту кладут в суп?

– Из каких ноготков нельзя собрать букет?

– В каких лесах нельзя заблудиться?

– Из какого крана нельзя брать воду?

– Какой лук не кладут в суп?

 

 


* СЛОВА – АНТОНИМЫ

 

1. Педагог рассказывает: “Жил-был мальчик, который говорил всё наоборот. Мама скажет: “У тебя руки грязные”. А он отвечает: “Чистые”. Ему говорят: “Посмотри в окно, на улице идёт белый снег”. А он в ответ: “Нет, снег чёрный”. Давайте поиграем в игру “Наоборот”.

Педагог предлагает составить пары слов с противоположным значением и показывает соответствующие картинки.

Игру можно усложнить. Педагог называет слово и показывает картинку, ребёнок находит картинку-антоним, показывает её и называет соответствующее слово.

Игра “Хорошо-плохо”.

 

2. Цирк.

Цапля представляет следующего артиста. Отгадайте, кто это:

– Желтый комочек, возле курицы живет, траку, зернышки клюёт.

– Цыпленок.

Этот цыпленок (картинка или игрушка) ростом мал, да удал. Смотрите, какой огромный мяч он катит на арену. Он хочет поиграть со зрителями в игру “Всё наоборот”. Цыпленок будет называть слова, а вы – называть слова с противоположными значениям:

– Большой – маленький.

– Пушистый – гладкий. И т.д. Могут быть существительные, наречия, глаголы.

– Аплодисменты цыплёнку!

3. Привлечь детей к игре можно с помощью стихов, загадок, пословиц, поговорок.

Слова

 

Нам с тобой Пришел черёд Сыграть в игру “Наоборот”. Скажу я слово Высоко, А ты ответишь: Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь: … близко. Скажу я слово Потолок, А ты ответишь: … пол.   Я антоним к слову “зной”, Я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада, А зовут меня? – Прохлада.   Я антоним к слову “смех”. Не от радости, утех, Я бываю поневоле И от счастья, и от боли, От обиды, неудач. Догадались? – Это … (Плачь) Скажу я слово Потерял. И скажешь ты: … нашел. Скажу тебе Я слово Трус, Ответишь ты: … храбрец. Теперь Начало Я скажу, – Ну отвечай: … конец! Д. Чиарди Я антоним к слову “лето”. В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама! Потому, что я? – … (Зима)   Я антоним шума, стука. Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, Для сна, Да и в школе я нужна, называюсь? –… (Тишина)  

 

Угадайка.

 

Ручейку говорила река:

– Ты узок, а я … (широка).

Ты мелок, а я … (глубока).

Об одном позабыла река –

Что она началась с … (ручейка).

(В. Данько)

 

У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только Конь сказал, Что низко. А Мышонок – Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Телёнок – озабочен Тем, что яблоко Мало. А Цыплёнок – тем, Что очень Велико и тяжело. А Котенку всё равно: Кислое – зачем оно? – Что вы? – Шепчет Червячок, – Сладкий у него бочок. (Г. Сипгир)

 

 

Ученье – свет, а неученье – … (тьма).

Знай больше, а говори – … (меньше).

Корень учения горек, а плод – … (сладок).

Не бойся врага умного, а бойся друга – … (глупого).

Лучшая вещь – новая, лучший друг – … (старый).

 

4. Детям можно предложить определить не только противоположное заданному свойству, но и назвать предмет, имеющий это свойство. Например: карандаш (оставляет след) – резинка; ножницы (разъединяют) – клей; Гулливер (ходит большими шагами) – Мальчик-с-пальчик; Буратино (весёлый, шаловливый, наивный) – Пьеро (грустный), или Мальвина (послушная), или Тортилла (мудрая).

Можно предложить детям не только подобрать антоним, но и аргументировать свой ответ (почему?) к таким словам, как мама, сын, дождь, ветер праздник и т.д. Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие из под земли? Как укрыться от дождя наоборот? А может быть это твёрдый дождь?

5. “Антонимы-синонимы”.

К названному слову одновременно подбирают и антоним и синоним. Например исходное слово “беда”.

– Радость (это антоним к слову беда).

– Горе (одновременно антоним предыдущему и синоним к исходному).

– Счастье.

– Печаль.

– Удача.

6. Сказка “Кривое зеркало”.

 

Давным-давно существовало королевство кривых зеркал. Однажды его жителям надоело всё видеть в искажённом виде, и они решили избавиться от кривых зеркал. Разбивать зеркала, как известно, нельзя: это может принести несчастье. Поэтому все зеркала отвезли в глухое, заброшенное место, сложили в пещере, а вскоре и совсем про них забыли.

В тех краях жила злая старуха Завида. Никого и ничего она не любила, поэтому поселилась в самой глуши, подальше от всех.

В одиночестве бродила она как-то по лесу и набрела на ту самую пещеру. Взяла Завида в руки одно из зеркал, посмотрелась в него и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а... (молодая), не толстая а... (стройная). Всю жизнь лицо у Завиды было мрачное и злое, а в зеркале оно оказалось... (весёлое и доброе)! ‹ уши - о чудо! - не большие, а... (маленькие), нос не кривой, а... Прямой. Грязное платье Завиды в зеркале стало... (чистым), старые туфли... (новыми), короткая юбка... (длинной).

стоило Завиде направить зеркало на солнышко, как погода из ясной становилась... (дождливой, пасмурной).

Но это ещё не всё. Когда Завида смотрелась в зеркало, она чувствовала, что и в ней самой что-то меняется. Например, была она жадной, а стоило ей посмотреться в зеркало, как она становилась... (щедрой). Была как-то Завида по лесу и встретила волка. Испугалась, потому что была трусливой, но, когда достала зеркало, посмотрелась в него, стала сразу... (храброй). Когда повернула зеркало и направила его на волка, тот из свирепого и хищного превратился в... (смирного и миролюбивого).

Очень полюбила Завида зеркало и уже никогда с ним не расставалась.

 

Сейчас мы попробуем представить, что у нас тоже есть такое зеркало, и подберём к словам другие - с противоположным значением.

 

Игра “Кривое зеркало”.

 

Её лучше проводить с мячом. Логопед говорит слово и бросает мяч ребёнку, тот подбирает антоним, произносит его и возвращает мяч логопеду.

Игру можно проводить, согласно подбору слов-антонимов с работой над определёнными звуками. Например, если на занятиях по звукопроизношению изучается тема “Звуки Ш – Ж”, набор слов может быть следующим.

· Медлительный – Шустрый; тихий – Шумный; плохой – хороШий; узкий – Широкий; прочный – Шаткий; гладкий – ШерШавый.

· Лёгкий – тяЖелый; сухой – влаЖный; холодный – Жаркий; трусливый – отваЖный; простой – слоЖный; грубый – неЖный.

 

Здесь же можно провести работу по построению сложносочиненного предложения с противительным союзом «а». Детям предлагается составить предложения, используя пары слов-антонимов. Например:

· Гусь медлительный, а воробей (шустрый).

· Пух лёгкий, а камень (тяжелый).

· Деревня тихая, а город (шумный).

· Заяц трусливый, а лев (отважный).

Дети с удовольствием подбирают слова-антонимы и составляют с ними предложения, причём варианты подбора и построения предложений бывают порой неожиданными и очень интересными.

Антонимы подбираем к существительным, прилагательным и глаголам. Примерный список слов может быть следующим.

 

Существительные.

 

Храбрость (отвага) – трусость. Красавец – урод. Доброта – злоба. Щедрость – жадность. Здоровье – болезнь. Веселье – грусть. Смех (радость) – печаль. Ум – глупость. Свет – тьма. Тишина – шум. Холод – жара. Молодость – старость. Чистота – грязь. Сила – слабость. Грубость – нежность.  

 

Прилагательные

 

Храбрый – трусливый. Красивый – уродливый. Добрый – злой. Щедрый – жадный. Здоровый – больной. Веселый – грустный. Смешной – печальный. Умный – глупый. Светлый – тёмный. Тихий – шумный. Холодный – жаркий. Твердый – мягкий. Молодой – старый. Чистый – грязный. Сильный – слабый. Грубый – нежный.

 

Глаголы

 

Открыть – закрыть. Отворить – затворить. Отклеить – заклеить. Оторвать – пришить. Открутить – закрутить. Отойти – подойти. Любить – ненавидеть. Дать – взять. Говорить – молчать. Работать – бездельничает. Болеть – выздоравливать. Гасить – зажигать. Мешать – помогать. Уронить – поднять.

 

7. Педагог предлагает детям отгадать загадки и найти в них слова с противоположным значением.

Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. (Дятел) Как столкнутся – стук да стук! Тишину вспугнут вокруг. Толстый тонкого побьет – Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

 

8. Педагог предлагает детям послушать стихотворение и подумать, может ли один человек или предмет совмещать противоположные качества.

– Жила плохая девочка. Она была хорошая. Она была хорошая, Хотя была плохая. – Ну да! Вот это выдумки! Ха-ха! Вот это выдумки! Не может быть хорошая,   Вьётся синяя река, Убегает к морю. Говорит отец: – Мелка! – Глубока! – я спорю. Когда она плохая! – И ничего не выдумки! Она была хорошая! – И ничего не выдумки! Она была плохая! Она была хорошая, Когда была послушная. Когда она не слушалась, Она была плохая. (В. Орлов)     Так мелка иль глубока? Как же быть нам с нею? До колен отцу река, Ну а мне – по шею. (П. Ребров)

 

9. Педагог читает детям рассказ, в который дети вставляют слова противоположного значения.

Долго я был плохим учеником. Тетради были у меня грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь … хорошим учеником. Тетради у меня стали … чистые, пишу я … аккуратно. После уроков бегу домой … весело. Когда мама видит мой дневник, она всегда … радуется.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: