МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Институт социальных и политических наук

Департамент политологии и социологии

Кафедра социальной работы

МЕТОДЫПСИХОКОРРЕКЦИИ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

(УБЕЖДЕНИЕ И ВНУШЕНИЕ)

 

 

Доклад

студента 4 курса

Лашина И. С.

 

Екатеринбург

2012 г

«Методы психокоррекции в практике социальной работы (убеждение и внушение)»

 

Психология - это характер мышления человека. Она отражает мысленное восприятие людьми явлений и событий окружающего мира и вырабатывает на этой основе толкование событий, отношение к ним и к связанным с ними явлениям.

К сожалению, оказание психологической помощи населению не имеет в России сложившуюся культурно-историческую традицию. Например, во Франции рано или поздно к психологу обращается 80 % населения. А для нашего соотечественника характерно критическое отношение (страх) перед визитом к психологу (психиатру, психоаналитику и т.д.), работает комплекс: «только психи обращаются к психологу».

Следует признать, что в отечественной технологии пока и нет систематического руководства по различным методам психотерапевтического воздействия, которое позволило бы социальному работнику достаточно быстро и точно найти эффективный метод и предложить оптимальный вариант его применения в конкретных условиях.

Психологическая сторона социальной работы предполагает помощь клиенту в осознании и изменении своей системы переживаний, принятия проблем, которые приводят к иным переживаниям и целям деятельности.

Однако при этом специалист социальной работы, как и врач, психолог, педагог и другие работники социальной сферы, обязан постоянно подвергать собственные действия нравственной экспертизе, следуя знаменитому девизу клятвы Гиппократа «Не навреди»

Итак, какие психологические задачи должны решаться в работе с клиентом.:

1. устранение отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленное, формирование положительных продуктивных состояний;

2. выработка необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;

3. рациональная постановка и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

4. понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека;

Для решения этих задач и используются психологические методы, одни из которых убеждение и внушение.

Психологи́ческая корре́кция (Психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди таких как психологическое консультирование, психологический тренинг и психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, которые не соответствуют оптимальной модели. Это также деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Слово “коррекция” буквально означает “исправление”. Получается, психокоррекция — исправление недостатков в психологии или поведении человека.

Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами.

Хочу подчеркнуть, что психокоррекции поддаются, как правило, недостатки, не имеющие органической основы, то есть не представляющие собой какие-то устойчивые качества, которые формируются у человека довольно рано и потом практически не изменяются. Последними занимается психотерапевт.

Поэтому давайте разграничим психокоррекцию и психотерапию. Отличие заключается в том, что психотерапия имеет дело с болезнями психики человека и занимается их лечением. Людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют пациентами, а тех, кто нуждается только в психокоррекционной помощи – клиентами. Клиент – это нормальный физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, и который не способен самостоятельно их разрешить.

Теперь перейдём к описанию методов психокоррекции. И начнём с убеждения.

Убеждение – это способ психокоррекционного воздействия, рассчитанный на сознание и волевое исправление человеком недостатков в своей психологии и поведении. Убеждение помогает человеку понять причины возникших у него затруднений и подкрепляет желание избавится от недостатков.

Иными словами убеждение — это заявленная цель, открытая аргументация и доказательства, логическая обоснованность, добровольное принятие позиции.

Самое важное в убеждении, это заменить негативные установки позитивными, а так же изменить отношение к себе, повысить самооценку, определить новые приоритеты в жизни. Специалист должен помочь человеку осознать собственные недостатки с расчетом на то, что он сам найдет в себе силы избавиться от них. На это, в частности, рассчитана логотерапия, частично— психоанализ.

Логотерапия — один из видов психотерапии, основанный на анализе смыслов существования. (Разработана австрийским психологом Франклом)

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил воле к власти (которую предложил в качестве объяснения поступков Альфред Адлер) и принципу удовольствия (который предложил Зигмунд Фрейд). Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Когда стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.

Любая личность — это уникальная целостная система, которая должна быть способна к самоактуализации (то есть должна осознавать себя и свой опыт). Но к сожалению, многие клиенты социальных работников несомые вихрем проблем и событий окружающей действительности просто не успевают это делать, не задумываются о своей жизни и её смысле. Задача социального работника помочь найти им ответы.

Здесь подойдёт убеждение, правда оно в основном применимо к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития, с достаточно развитой силой воли и способным — если их удастся убедить — самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами.

Поэтому давайте разберём приёмы, которыми пользуется специалист, убеждая клиента:

1) Надо выяснить собственное отношение клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, узнать причины, в силу которых клиент придерживается той или иной позиции.

Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Очень важно выяснить все подробности отношения клиента. Потому что, когда человек говорит утверждение, это вовсе не означает, что реципиент поймёт его именно так, как предполагал коммуникатор. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства.

 

2) Специалист работает с клиентом, исходя из того, что в понимании своей проблемы он по-своему прав, обсуждает с клиентом разные точки зрения на данную проблему.
Этот прием заключается в том, что психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, даже если клиент на самом деле не прав, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения, понять их. В убеждении самое главное не спорить.


3) Специалист делит проблему на ряд частных вопросов. Он последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с ответами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам.

Как выглядит понимание ситуации специалистом:

1) Утверждение

2) Подкрепляющие доказательства

Как должна выглядеть схема убеждения:

1) Доказательства (с которыми спорить сложно, или необходимо добиться согласия клиента с ними)

2) Вывод

То, в чём собираешься убеждать, нужно говорить в конце.

 

4) Убеждают клиента тогда, когда он находится в нормальном, спокойном состоянии. Убеждение малоэффективно, если клиент эмоционально возбужден, особенно когда он во власти сильных отрицательных аффектов. Человек в таком психологическом состоянии обычно плохо соображает и некритичен к себе. Таким образом, необходимо подумать заранее о времени диалога и его месте. Желательно избегать присутствия посторонних, незаинтересованных лиц.

 

5) Выстраивая систему аргументации, опирайтесь на известные, проверенные факты. Аргументы должны быть объективны, что бы клиент не смог с ними спорить, и разнообразны. Тут важно не отвлекаться от предмета обсуждения и избегать попутных отступлений.

 

6) Собственное отношение. Эффективность убеждения определяется не только логикой и мощью аргументов, но и положительным настроем по отношению к собеседнику. Подключите весь свой потенциал личного обаяния.

Убеждая, стремитесь быть максимально искренним и правдивым. Надо не казаться искренним, а быть самой искренностью и правдивостью. Будьте доброжелательны и оптимистичны. Это поможет создать необходимую для убеждения обстановку доверительности.

 

В итоге, специалист должен заранее подготовиться к убеждающему диалогу, так как содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности и его мышления. Обычно на первичной встрече собирается информация, а ко второй готовится план и тактика убеждения. Специалисту необходимо просчитать каждый свой ход и ход клиента, каждый аргумент и контраргумент, быть на несколько шагов впереди.

Для всего этого необходимо иметь высокий уровень интеллекта, широкий кругозор и острый ум, который мог бы быть способен мягко растопить основание точек зрения клиента и убедить при помощи своих аргументов в новой установке.

 

 

Внушение — это процедура психологического воздействия на клиента, которая не предполагает с его стороны осознания всего того, что с ним происходит. Происходит навязывание определённых мыслей и состояний на фоне их некритичного принятия.

При внушении человек может быть в сознании, в полусознании (состояние мышечной и психической релаксации) и в бессознательном состоянии (в состоянии гипноза). Последние два варианта не являются сферой интересов социальной работы.

Если один человек заявляет, что в помещении холодно, то и другие лица, находящиеся в этом помещении, начинают чувствовать, что им тоже холодно. Упоминание о вкусной пище вызывает усиленное выделение слюны. И чем более уверенным тоном говорит человек, тем больше верифицированное действие оказывает его речь.

В своей речи «Внушение и его роль в общественной жизни» Бехтерев ещё в конце 19 века сказал, что внушение проникает в нашу психическую сферу не с парадного входа, а, с заднего крыльца, ведущего непосредственно во внутренние покои нашей души. Он приводил пример. Если мы хотим внушить испытуемому, находящемуся в бодрствующем состоянии, определённый поведенческий акт: выпить из стакана воду. Для этого начинаем разговор о жажде, наливаем в свой стакан воду и с жадностью пьём, выражая всем своим видом удовольствие, сообщая, что вода вкусная и прохладная. Внушение в данном случае опирается на определённый уровень потребности организма испытуемого в утолении жажды. И человек тоже берёт стакан и пьёт.

 

Прямое внушение:

1) Императивное кодирование, которое является стрессовым видом воздействия на человека и носит авторитарный, директивный характер (команды и приказы - резкие, короткие фразы, обычно несколько раз повторяемые).

2) Суггестивные наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Делаются спокойным тоном в виде мягких убаюкивающих длинных фраз, обычно несколько раз повторяемых.

 

Косвенное внушение:

Это скрытая, замаскированная информация, воспринимаемая неосознанно, непроизвольно и незаметно для человека. Это может быть воздействие путём примера большой внушающей силы или рассказа, влияющего на человека окольным путём.

Но как это происходит? Мы понимаем, что невозможно передавать идеи и мысли при помощи телепатии, поэтому мы вынуждены признать, что прививка психических состояний от одного лица другому может передаваться теми же путями, как передается вообще влияние одного лица на другое, то есть при посредстве органов чувств.

Главнейшим передатчиком внушения от одного лица другому служит орган слуха, так как словесное внушение является, вообще говоря, наиболее распространенным и, по-видимому, наиболее действительным. Стоит отметить, что здесь принимает участие не только вербальное содержание слов, но и тембр голоса и интонация. Зрение так же может служить посредниками в передаче внушения. Я говорю о мимике, позе и жестах.

 

Виды внушения:

Информационное внушение - тесно связанно с манипулятивным принципом авторитета, этот тип внушения опирается на средства массовой информации. Этот метод позволяет почти полностью исключить критику подаваемой информации. Внешне все выглядит как обычный разговор: информация как бы помогает объекту вспомнить витавшую в его голове идею и подводит к необходимости совершить внушаемое действие.

Аффектационное внушение. Когда человек находится в состоянии аффекта под воздействием чрезвычайных ситуаций (страх, состояние тяжёлого выбора, сильное физическое утомление, сложная и незнакомая обстановка), у него естественным путем возникает повышенная внушаемость.

Люди в состоянии эмоционального потрясения интуитивно ищут в собеседнике "сопереживателя". У такого человека снижаются сознательные волевые процессы, повышается степень внушаемости, его поведение становится подражательным. Это идеальное время, что бы продемонстрировать клиенту образец поведения в конкретной ситуации.

Внушение в разговоре с взволнованным человеком, выглядит как попытка успокоить его, что автоматически завоевывает внимание и доверие, а затем после небольшой паузы дается повелительный или "товарищеский" совет, косвенно связанный с состоянием человека. Этот "совет" в данном случае имеет наибольшую силу, т. к. под влиянием аффекта бдительность объекта усыплена.

Комплиментарное внушение. Этот вид внушения тесно связан с манипуляциями при помощи похвал и лести. Большинство людей под влиянием комплиментов теряют способность критически относится к человеку напористо их расхваливающего.

Чрезмерные восхваления может усыпить бдительность (критическую оценку), и позволяет косвенно внушить заранее запланированные поступки.

Иносказательное внушение. Н епрямые директивы в виде образных примеров. Необходимая мысль при этом излагается иносказательно - в виде афоризма, аналогии, шутки, анекдота, короткой истории из личной жизни или жизни знакомых, случая из профессиональной практики, притчи, примера из книг, прессы, телевидения - того, что принято называть метафорами. Возникающая при этом у слушателя ассоциация и является внедряемой в его подсознание мыслью.

К достоинствам метафор можно отнести то, что, передавая нужные идеи, они не возбуждают обид: ведь это отвлеченное повествование в третьем лице или мнение третьей стороны.

Галлюцинаторное внушение. В этом случае Вы косвенно предлагаете объекту напрячь свое воображение и представить в гипотетических деталях все прелести объекта Вашего внушения. В следующих примерах – монологи жены, призывающей мужа сделать ремонт:
* Посмотри, какие здесь могут быть антресоли. Вот представь: к нам приезжает моя мама и привозит с дачи четыре ведра огурчиков. Естественно, стихийное бедствие – закрутка. И, конечно, банка за банкой, банка за банкой! И куда их столько? Да на антресоли! Приходишь ты зимой, и с морозца-то я тебе сама рюмочку налью, а за закуской и бежать не надо – хвать ее с антресолей, и вот они, хрустящие, уже сами в рот просятся…
* Пройдись по комнате и вообрази: долгожданные выходные или твой день рождения. Утро. Ты блаженно почиваешь. Я хочу сделать тебе сюрприз: пока ты спишь, приготовить тебе чашечку кофе. Встаю с кровати… Я тебе скажу – со скрипучими полами у меня такой сюрприз получится!…
Главное в таком внушении – не вызвать ни малейшей настороженности объекта воздействия, но так "нарисовать" ему "картину", так очаровать и словно заворожить, чтобы казалось, что он забыл про свой мир и полностью живет в Вашем. Так как эффективное внушение действует через подсознание, то попытки возбудить фантазию человека, который при этом так погружается в себя, что грани между подсознанием и сознанием стираются, весьма перспективны. Психика в подобном случае становится податливой ко всяким изменениям и к восприятию любого знания.

 

 

Так же во время разговора с клиентом можно неосознанно внушить вредные установки. Я говорю о внушении с отрицанием. Термин "внушение с отрицанием" подразумевает подачу информации с использованием частицы "не". Мозг человека устроен таким образом, что наши психические автоматизмы частицу "не" как бы отбрасывают. Если мы говорим клиенту «не бойтесь,» мы заостряем его внимание именно на страхе и только затем, его сознание добавляет, что этого делать не нужно. Поэтому лучше сказать, вы уверены в себе.

Стоит помнить, что использование методов убеждения и внушения специалистом по социальной работе возможно либо в простых случаях, либо в поддержке основной работы психолога. Потому что для оказания профессиональной психологической помощи необходимо знать причины психологических недостатков, а также то, что происходит в психике и поведении человека, особенно в процессе коррекции. Этот процесс необходимо контролировать и уметь предвидеть его результаты. Для этого нужны разнообразные и глубокие психологические знания. Если за работу по оказанию индивидуальной психокоррекционной помощи берется некомпетентный человек, он способен нанести клиенту весьма существенный вред.

И помните, что успокоиться на принятии клиентом определённой идеи и намерения — ещё не победа. Наша конечная цель, не наличие мотивации клиента, а наличие определённого действия с его стороны. Специалист должен провести клиента именно к этой конечной точке.

 

 

Используемые источники:

1. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни [Электронный ресурс] // Электронная библиотека – Режим доступа: https://www.modernlib.ru/books/behterev_vladimir/vnushenie_i_ego_rol_v_obschestvennoy_zhizni/read/ (дата последнего обращения: 01.11.12)

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

3. Баженов В. Г., Баженова В. Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека – Режим доступа: https://www.razym.ru/naukaobraz/psihfilosofiya/154958-bazhenov-vg-bazhenova-vp-psihologicheskie-mehanizmy-korrekcii-deviantnogo-povedeniya-shkolnikov.html (дата последнего обращения: 01.11.12)

4. Логотерапия [Электронный ресурс] // Википедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%E3%EE%F2%E5%F0%E0%EF%E8%FF (дата последнего обьращения: 01.11.12)

5. Психокоррекция [Электронный ресурс] // Википедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%EA%EE%F0%F0%E5%EA%F6%E8%FF (дата последнего обращения: 01.11.12)

6. Сорокина Е. Г. Управление конфликтами в социальной сфере // Социальная работа / 2011, №6, С. 53-60

7. Углицкая М. Как воспитать у школьников навыки ненасильственного общения // Социальная педагогика / 2004, №3, С. 60-67



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: