НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО




Кирюшина Т.В.

(краткое учебное пособие по вокальным жанрам музыкального фольклора)

Тема 1. Музыкальный фольклор. Его основные особенности.

Фольклор – народная мудрость (англ.). Система передачи общественного человеческого опыта и эстетических ценностей дописьменного периода в особой художественной форме. Устное бытование и бесписьменная (устная) передача из поколения в поколение, и как следствие этого - вариантность и импровизационность исполнения. Коллективное творчество. Проверка временем. Общие черты восточнославянского фольклора и отличие друг от друга локальных традиций. Восточные славяне, их деление на 4 народности: белорусы, украинцы (малороссы), южнорусская народность и севернорусская народность. Их отличие друг от друга (различие географического положения, истории, диалектов, типов жилища, костюмов, жанровых систем). Половозрастная циклизация (прикреплённость) разных жанров музыкального фольклора и музыкальных инструментов.

Тема 2. Классификация музыкального фольклора.

Жанр (франц.) – род, вид музыкального фольклора. Определение жанра по назначению (функции) и строению (структуре) произведения: кто, для чего и как (инструмент, манера интонирования) его исполнял.

Деление всех вокальных и инструментальных жанров на 2 группы: приуроченные (прикреплённые) и не приуроченные.

Музыкальные жанры (песни, наигрыши и пр.) могут быть:

А) календарно приуроченными (к определённому календарному обряду или празднику), а также определённому сезону (сезонно приуроченными, например, к весне); это все календарные обрядовые песни, которые вне обряда не исполняются.

Б) приуроченными к жизни человека (к обрядам «перехода», этапам жизни, например, детские): свадебные песни всех разновидностей, родинные, крестинные; рекрутские, свадебные и похоронные причитания.

В) приуроченные к трудовым процессам: трудовые песни и припевки (лесосплавщиков, бурлаков и т.д.), пастушьи, охотничьи инструментальные наигрыши.

Неприуроченные жанры: те, которые поются или играются в любое время (частушки, лирические песни, плясовые наигрыши, игры с музыкальным сопровождением, былины, баллады).

Тема 3. Календарные обряды восточных славян и их музыка.

Праздники и праздничные циклы с закреплённой календарной датой (по солнечному калндарю, например, Рождество Христово, Покров, Благовещение, Иванов день) и с незакреплённой датой (по лунному календарю: Пасха, Троица, масленица, Вознесение). Сочетание в календарных и семейных обрядах языческих и христианских представлений.

Культ предков, солнца, огня, воды, обрядовая пища и атрибуты. Наличие обрядов «перехода» в календарном и семейном цикле, их связь. Продуцирующий характер календарных обрядов, обрядовый смех и эротизм. Календарные обрядовые песни (яркое, зычное исполнение) как язык общения с природой и духами предков.

Святочный период (Святки) – от Рождества Христова (7 января) – через Васильев вечер (Новый год) 14 января – до Крещенья (19 января).

Рождественский сочельник – приготовление кутьи, пение мальчиками тропаря «Рождество Твое» при обходе домов вечером со звездой, и пение колядок рождественского содержания. Васильев вечер (Щедрый вечер) – пение колядок (на севере - «Виноградий», на юге – Щедровок бытового содержания. Праздничные собрания молодёжи (съезжие праздники) с пением песен, играми, танцами, народным театром (сценки с «умиранием»), ряжение в нечистую силу, животных и шуточных персонажей, обрядовые бесчинства молодёжи как изображение разгула нечистой силы. Пение коротких «поцелуйных» хороводов. Исполнение кадрильных циклов. Гадания и их виды. В том числе – с подблюдными песнями. Участие в гаданиях всех жителей. Показ «Вертепа» в кукольном и живом вариантах. Очищающие обряды на Крещение.

Мясоед (от святок до масленицы) – время свадеб, молодёжных гуляний.

Масленица – граница между зимой и весной (неделя перед Великим постом, заканчивается за 7 недель до Пасхи) – уличные гуляния (катание на санях и санках, качелях, каруселях «чтобы лён долгий уродился»), разжигание костров («теплин»), кулачные бои, родственные застолья («братчины»), печение блинов, посещение могил, игры на воздухе, ряжение, культ молодожёнов, пение закличек и обрядовых песен, а также приуроченной лирики. Прощёное воскресенье: утро – прощение друг друга, сбор «горючего» материала для общего костра, в сумерках – зажжение костра, сжигание чучела, пение закличек и песен «с картинками» и протяжных «прощального» содержания. Игры, хороводы вокруг костра.

Великий пост – 7 недель, запрет пения песен, игры на музыкальных инструментах. Конец марта – Сороки (сорок мучеников) и день Алексея, человека Божья («с гор вода») – выпекание обрядового печенья в форме птичек (жаворонков, грачей) и пение весенних закличек, которые за песни не считались. Средокрестье – середина Великого поста – печение крестов, их выпрашивание детьми под окнами (с пением средокрестных песенок, типа колядок), гадание на крестах (запекание разных предметов). Вербное воскресенье – пение закличек и приговоров «Верба хлёст» при хлестании с целью оздоровления, очищения. Употребление шишек вербы в качестве лекарства для людей и животных.

Пасха – пограничный период между ранней и поздней весной, пение христославных (волочёбных) песен типа колядок под окнами домов в течение недели. Пение тропаря «Христос воскресе» на улицах по 3 раза до Вознесения (и на могилах на Радуницу). Катание яиц, игра на колоколах, вождение хороводов с понедельника. Окликание молодожёнов в Фомино воскресенье (1-е после Пасхи) всеми возрастными группами с пением обрядовых вьюнишных песен с целью утверждения молодой семьи в новом социальном статусе.

Егорьев день (Юрий, Георгий -6 мая) – покровитель домашних животных, озимых посевов и влюблённых. Праздник пастухов, первого выгона скота. Ритуальный обход стада пастухом. Обряды со скотом в каждом доме. Общее застолье (всем миром на поле), катание, валяние друг друга по полю, росе. Пение обрядовых егорьевских песен (в Поволжье и на западе России) во время и после обхода полей (под окнами домов) ночью, а также «благодарственных» или «плохих» отпевов хозяевам по результату подаяния. Общее застолье или делёж полученного, покупка большой свечи в церкви.

Троицкий цикл – граница между весной и летом. В юго-западных областях России начинается в Вознесенья (40 день после Пасхи). Символика перехода через обряд «похорон» или «проводов» стрелы (сулы) – молнии, как символа весны. Ходьба линиями (рядами) вдоль улиц с букетами веток и цветов и пением обрядовых хороводных песен с гуканиями. В других южных областях в это время кстили (крестили), выдавали замуж и хоронили (провожали) кукушку, русалку из соломы или веток, сопровождая обрядово-игровые действия песнями, часто украшенными гуканиями.

Собственно сам троицкий цикл («зелёные святки») начинается с обрядов в семик (седьмой четверг после Пасхи, перед Троицей). Украшение девушками берёзки, целование через венки (кольца), – кумление (временный обмен крестами, платками), гадание на венках, брошенных в воду. Обрядовая пища – яишница и выпечка. Главный обрядовый атрибут цикла – зелень (ветки, цветы, трава). Ими украшали церковь, дома, улицы, себя. Вождение хороводов всю троицкую неделю – как обрядовый акт. В заговенье (следующее воскресенье после Троицы, перед петровским постом) – завершали обряды («раскумливались»), заканчивали водить хороводы, больше не «гукали». На западе - «русальная» («гряная») неделя, отсюда – русальные песни, сопровождающие обряд проводов русалки.

Иванов день – 7 июля, самый длинный день. Разжигание костров, обливание водой, купание в росе и водоёмах, сбор лекарственных трав, свободное общение полов. «Иванские» и «купальские» песни на западе России.

Жатвенный период – «жниво» (граница между летом и осенью) – с начала уборки озимой ржи (зажинки). Начало и конец жатвы – работа молча, жертвоприношение полевым хозяевам. Первый сноп – под иконы, зёрна на засев и лечение. Последний сноп (дожинки) – под иконы, изготовление «бороды Илье», жертвоприношение. Застолье с блюдами из нового урожая в каждой семье. Жнивные песни, помощь отстающим (помочи) всем миром. Заключительное общее застолье в складчину (мирщина) с варкой пива. Домолот – мужской праздник после окончания всех сельскохозяйственных работ (сушки, обмолота зерна).

Рождество Богородицы 21 сентября – совместная уборка домов женщинами перед праздником и застолья («бабьи брыки») с бесчинствами, ряжением, в том числе шуточную свадьбу..

Покров 14 октября – рубеж между осенью и зимой.

1. Начало осенне-зимних традиционных собраний молодёжи (будничных, с работой – поседок, бесед в одной деревне; и праздничных («съезжих праздников») без работы – съездок, свозок, сбитней). Их насыщенность вокальными и инструментальными музыкальными неприуроченными жанрами, хореографическими формами (пляски, танцы, кадрили).

2. Завершение сезона пастьбы скота. Рассчёт с пастухом. Совместные застолья пастухов.

3. Вытягивание жребия рекрутами. Их особое поведение после этого.

Престольные (годовые) праздники в течение всего года. Посещение родственников, жителей соседних селений. Приуроченность ярмарок к этим праздникам, кулачные бои, сопровождаемые специальными инструментальными наигрышами (Ломанье, Под драку, Горбатого).

Тема 3. Цикл семейных обрядов (приуроченных к жизни человека) и обрядовая музыка. Обряды перехода. Музыка, как один из языков семейных обрядов.

Родины – важная роль «бабки» в процессе родов. Родинные песни на западе России. Крестины (именаречение) – зависимость имени от даты рождения (имянаречение по святцам). Кумовство, обязанности крёстных родителей. Чествование бабки-повитухи, родителей и крёстных. Крестинные песни на юге России. Обычай сажать дерево в честь рождения ребёнка.

Детский фольклор Колыбельные, потешки, пестушки, сказки – исполняли взрослые детям. Считалки, игры с песнями, заклички весне, птицам, дождю, радуге, аису, божьей коровке – исполняли сами дети.

Обряды инициации (перехода во взрослое состояние) – рекрутский у мужского пола и свадьба – у женского.

Свадебный ритуал (цикл обрядов). Его многофункциональность (обряд, юридический акт, экономическая сделка). Свадебный ритуал узаконивает уход невесты в другую семью или род и переход молодых в новое социальное состояние. Временное «умирание» молодых до венца. Особое место невесты, переживающей двойной переход (социальный и территориальный). Преимущественное справление свадеб в мясоед (после святок). Этапы ритуала: сватовство, осмотр хозяйства жениха, сговор (Рукобитье, Богомолье)-назначение даты, приданого, даров, количества гостей, вечерина (девишник, парнишник), утро свадебного дня – приезд свадебного поезда, выкуп невесты, испытания жениха, благословление молодых; венчание (венец), путь в дом жениха (переезд мостов), встреча родителями молодого. Пение прощальных (опевальных) песен грустного содержания, причитания невесты. Величания молодых, родителей, родственников, гостей за первым свадебным столом. Корильные песни сатирического и озорного характера. Первая брачная ночь, проверка чести невесты. Второй день (свадебный пир) – испытания молодухи, сценки ряженых, эротические песни и припевки. Третий день – посещение дома невесты (побывашки, отозвины), застолье с приглашением подруг. Четвёртый день в доме жениха – бабишник – «приём» молодухи в женский коллектив. Посещение родственников в течение нескольких последующих дней. Невеста-сирота, особые «сиротские» песни, причитания невесты-сироты на могиле родителей. Свадебное деревце. Отличие свадебного ритуала северных областей России («свадьба-похороны» от южнорусского («свадьба-веселье»).

Преобладание прощальных грустных песен и причитаний в 1 половине северной свадьбы, контрастная драматургия. Невестина баня. Виды свадебных причитаний: сольные (невесты, её матери, ворковойки вытницы, причётницы, вытьянки, сольные на фоне прощальных песен, групповые (песенные) причитания подруг невесты и их сочетание с сольными. Обрядовая эротика (открывание печной заслонки с пением озорных припевок).

Подавляющее большинство напевов плясового характера в южнорусской свадьбе. Единичные причитания на фоне песен. Двуххорное (антифонное) исполнение (каноном) некоторых свадебных песен. Каравайный обряд и пение каравайных песен эротического содержания в южнорусских областях.

Большая роль инструментальной музыки (волынка, скрипка и др.) в западнорусском ритуале – наигрыши во время важнейших драматических обрядовых моментов с причитаниями невесты, свадебные марши во время перемещений и встреч. Типичный свадебный ансамбль (скрипка, цимбалы, бубен) во время застолий. Большое количество корильных песен, исполняемых всей роднёй.

Рекрутский обряд. Жребий. Посещение родственников, молодёжных сборищ рекрутами. Пение рекрутских припевок, нормы поведения, одежда «некрутов». Вечерина. Причитания и рекрутские песни. Проводы молодёжью после вечерины, украшение деревца, гадание по нему, маленькая ёлочка под коньком.

Похоронный и поминальный обряды. Причитания, духовные стихи ночью над покойником и во время поминальных застолий. Поминальные даты. Причитания на могилах.

Духовные стихи разного содержания и временных пластов в современном бытовании во время поминальных обрядов.

Тема 5. Эпические жанры восточных славян.

Былины – героико-эпические песни, сложенные народом о далёком прошлом в поэтически художественной форме. В них воплотились идеалы народа. Прототипами русских богатырей являлись конкретные исторические личности, но народ их наделил сверхестественными физическими и умственными способностями. Вражеские захватнические полчища же изображены в виде чудищ семиголовых и др. сказочных персонажей.

На севере России былины «сказывали» сказители, их называли «старины», напевы были речитативными, декламационными. Сказители помогали скоротать долгие полярные ночи, были почётными гостями на посиделках и даже уходили на промысел в качестве членов рыболовецких артелей. Искусство сказывания былин и скоморошин (былин юмористического содержания с менее развёрнутым сюжетом) передавалось из поколения в поколение. Династия сказителей, как правило, имела свой напев, на который исполнялась большая часть репертуара (семья Рябининых, Чупровых). Сказителями, как правило, были мужчины, но женщины могли подпевать им, чтобы облегчить продолжительное исполнение. Женщины на севере специализировались на сказках и причитаниях. Исследователи северного эпоса различают несколько школ сказительства: беломорскую, онежскую, мезенско-пинежкую и печорскую. Напевы этих школ отличаются своим строением.

Южнорусские казачьи былинные песни менее развиты по сюжету. Они в отличие от северных старин бытуют в виде лирических протяжных песен многоголосной фактуры и сложного строения напева и структуры.

В текстах исторических песен в отличие от былин рассказывается о каком-то конкретном событии (битве, походе) или историческом лице (царе, битве, полководце, атамане и пр.) На юге России (в том числе и у казаков) часть их имела вид лирических протяжных многоголосных песен. Другие – были похожи на поздние городские лирические песни простого строения или солдатские и казачьи строевые песни чёткого ритмического рисунка.

Баллады - песни трагического содержания. Ранние баллады по напеву были

похожи на былины. Другая часть пелась на поздние городские напевы.

Духовные стихи - были разными по содержанию.

1 группа – ветхозаветной, евангельской, житийной тематики. 2 - «покаянные», 3 – поминальные (пелись во время поминальных застолий на 9, 40 день, «годину» и над покойником после чтения кануна и до похорон). Первые две группы стихов пелись в любое время, даже во время поста. Все духовные стихи в одном селе исполнялись на 3-4 типовых (политекстовых) напева (на 1 напев – группа текстов).

ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЕМ

Трудовые артельные припевки и песни.

Главная функция – организовать совместное усилие, тяжёлую работу. Припевки сплавщиков («Короткий раз», «Долгий раз») с элементами многоголосия, бурлацкие и рыбацкие «долгие» песни.

Хороводные и плясовые песни.

Исполнение этих песен связано с каким-либо хореографическим движением, пляской или театрализацией (обыгрыванием). Исполнение ансамблевое или хоровое.

Медленные хороводы исполнялись на улице, во время весенне-летних праздников или обрядов под плавные, медленные напевы. Они делятся по типу движения и действия на:

1. круговые (простое асинхронное движение по кругу или с обыгрыванием внутри него)

2. фигурные (орнаментальные), когда воспроизводится какая-то фигура-символ (змейка, хмель, капустка, плетень, воротца, нитка с иголкой, ручеёк, «стенка на стенку»-Бояре, Просо). Могут иметь припев «с припляской». Исполняются подвижно, но плавно.

3. Хороводы-шествия ( движение асинхронно музыке) парами, рядами на Севере России или «танком» на юге – когда участники строятся в виде сложной фигуры и так движутся по местности.

4. Наборные хороводы – поются в начале игрищ для набора нужного количества участников или при движении групп девушек к месту вождения хороводов (круг, долонь и т.д.)

5. Хороводы -игры. Короткие песенки, под которые дети и молодёжь играли в разные игры – Каравай, Коршун, Кострома, Зайка, Дрёма, Хрен и др.

В содержании поэтических текстов преобладает семейная тематика: о выборе пары, о старом или нелюбимом муже, об измене, об отношениях с родителями и другими членами семьи мужа и т. д.

Плясовые песни – более быстрое исполнение с пляской, чаще всего юмористического содержания (Камаринская), иногда с имитацией сельскохозяйственных работ (Я сеяла ленок). Исполнялись и под инструментальную музыку, сольно, парой или большим количеством людей, а также с пением частушек (под наигрыши Барыня, Цыганочка, Елецкого, Русского). На юге они назывались «карагодами» и исполнялись тройками по кругу, внутри которого находился кружок музыкантов-инструменталистов, играющих на кугиклах, скрипке, дудках, пыжатках, жалейке и др. Самыми типичными карагодами были Тимоня, Чебатуха, Жарко пахать.

Кадрильные песни песни позднего исторического пласта, под которые танцевали кадрильные циклы (чаще всего Ах вы сени, Светит месяц), которые состояли как из традиционных плясовых наигрышей (или их вокальных вариантов), так и поздних городских парных танцев (Вальс, Полька, Краковяк, Падэспань и др.). Кадрили были линейными и круговыми. Количество фигур и напевов кадрильных циклов было очень разнообразным (от 1 до 7 напевов).

Строевые песни - пелись солдатами во время пешей маршировки или казаками верхом на лошадях во время походов. Отличаются акцентной ритмикой, зычной манерой исполнения. Тематика их различна: часты исторические и шуточные сюжеты.

Частушки – (припевки, коротушки, прибаски, приговорки – местные названия) исполняются во время пляски под инструментальное сопровождение или «под язык». Циклы: Цыганочка, Барыня, Семёновна, Камаринская и др. Напевы повторяются по всей России. Декламационный, скандированный тип исполнения. Темп исполнения быстрый. Сольное исполнение.

Страдания (припевки, походные, короткие песенки - местные названия) – под проходку с инструментальным сопровождением и без него (на юге России - хоровые варианты) любовной, рекрутской, хулиганской тематики. Напевы в каждой местности индивидуальны. Распевные, неторопливые по темпу. Сольный запев и хоровой подхват, движение линиями вдоль улицы, диалогическая форма исполнения (попеременно).

Когда не было инструментов, их звучание изображали голосом (со словами и без них) и на этом фоне пели частушки и страдания. Это называлось «петь под язык» или «играть языком».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: