Модуль 4.Средства контроля качества обучения




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Наименование дисциплины (модуля):

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
(полное наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)

Уровень профессионального образования, в рамках которого изучается дисциплина (модуль):

высшее образование – бакалавриат
(высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре)

Направления подготовки (специальности):

44.03.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ образование Направленность (профиль): психология и социальная педагогика
(коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки (специальностей) / коды и наименования направлений подготовки (специальностей), в рамках которых изучается дисциплина (модуль), в соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации)

Сведения о составителе:

Ильинская И.В.., к.п.н., доцент, доцент, кафедра НООиСП
(ФИО, ученая степень, ученое звание, должность, место работы)

Череповец, 2015

 

Модуль 1.Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)

 

Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715, 720каб.

Модуль 2. Основная литература

 

1.Колюцкий, В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие / В.Н. Колюцкий, И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект: Трикста, 2011. - 432 с. - (Gaudeamus). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8291-1257-8|978-5-904954-07-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137563 2.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / Мухина В.С. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2006. - 607 с.: ил. + Приложение. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 603-604. - ISBN 5-7695-2648-3.

3.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для вузов. - Москва: Гардарики, 2007. - 350 с. + Приложение. - (PSYCHOLOGIA UNIVERSALIS). - ISBN 5-8297-0176-6

Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине

Практические задания

Тема 1. Предмет и задачи истории психологии.

 

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Для чего нужно изучать историю психологии?

2. Какие существует способы “развертки” историко-психологического знания?

3. Назовите и раскройте современные методы историко-психологического исследования.

Задание для самостоятельной работы.

Прочитайте, сделайте конспект книги: Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998. Стр. 9-28.

Литература

1. Дружинин В. Н. Современная психология. — М., 1999. С. 578-588.

2. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 1997. С. 9-32.

3. Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998. Стр. 9-28.

 

 

Тема 2. Теоретико-методологические основания истории психологии. Зарождение психологии как науки

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Определите предмет истории психологии, принципы, подходы и парадигмы истории психологии.

2. Какие существуют методы познания историко-психологической реальности?

3. Назовите основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

4. В чем состоит значение и назначение истории психологии, ее место в системе общественных наук.

5. Кто из ученых более достоен называться основоположником психологии: Аристотель или В. Вундт?

6. Какие фак торы влияли на развитие психологии?

7. Какие основные психологические проблемы решались в период античности?

8. Какие основные психологические проблемы решались в период средневековья?

9. Какие основные психологические проблемы решались в период Нового времени?

10. Какие основные психологические проблемы решались в период возникновения экспериментальной психологии?

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. - С. 30 - 38 (конспект).

2. Составить таблицу «Теоретико-методологическое содержание основных этапов развития психологии». См.: Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2004. – С.8-10

3. Сделать таблицу, в которой были бы отражены основные психологические проблемы, разрабатывавшиеся на различных этапах развития психологической науки, крупнейшие ученые, эпохи и страны.

 

Литература:

Основная:

1. Дружинин В. Н. Современная психология. - М., 1999. - С. 578 – 588.

2. Гальперин П.Я. О предмете психологии. // Вопросы психологии. – 2002. - N 5. - С. 4-13.

3. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2004. – С. 5 – 22.

4. Ждан А.Н. История психологии как наука // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. – 1996. - № 4. – С. 7 – 14.

5. Кольцова В.А. Системный подход и разработка проблем истории отечественной и психологической науки // Психологический журнал. – 2002. - N 2. - С. 6-18.

6. Месяц С. В. Трактат Аристотеля "О памяти и припоминании" // Космос и Душа. - 2005. - С. 391-406.

7. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии - М., 1984.

8. Соколова Е. Е, Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1997. - С. 9-32

9. Якунин В. А. История психологии. - СПб., 1998. - С. 9-28

10. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М., 1996. – С. 5 - 20

11. Чеснокова, А. Г. История психологии: вопросы методологии и проблемы преподавания // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2006. - N 1. - С. 3-10.

 

Дополнительная:

1. Асмолов А. Г. Назад - к методологии психологии // Вопросы психологии. - 2004. – N 3. - С. 89-90.

2. Дессуар М. Очерк истории психологии - М.; Минск, 2002.

3. Лихи Т. История современной психологии - СПб., 2003.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1997

5. Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. – СПб., 1994

6. Гальперин П.Я. О предмете психологии. доклад на заседании Московского отделения Общества психологии // Вопросы психологии. – 2002. - N 5. - С. 4-13

7. Гусельцева М. С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии // Вопросы психологии. - 2006. - N 1. - С. 3-15.

8. Данилова А. Г. Кросскультурный анализ категориальной структуры ценностных ориентаций на материале исторических текстов // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, N 1. - С. 46-55.

9. Кривцун О.А. Историческая психология и художественный процесс // Психологический журнал. – 1990. – Т. 11. № 5. – С. 86 – 97

10. Яновский П.И. О классификации психологических теорий // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6, N 4. - С. 3 – 11.

Тема 3. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Как развивались представления о душе в натурфилософских учениях Древней Греции?

2. Какие психологические идеи возникли в системе античного атомистического материализма Демокрита?

3. Какие новшества в теорию атомизма Демокрита внес Эпикур?

4. Как отразились общефилософские взгляды Платона на его учении о душе.

5. Преемственность и различие между учением о душе и ее способностях Аристотеля и Платона.

6. Какой вклад в познание о душе внесли античные врачи?

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Ждан А.Н. История психоло­гии: от античности к современности. - М., 2007. - С. 31 – 70 (конспект).

 

Литература:

Основная:

1. Бобров Е.А. Психологические воззрения древнегреческих атомистов. – Варшава, 1910.

2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

3. Гальперин П.Я. История психологии. ХХ век - М.; Екатеринбург, 2002.

4. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М, 2001.

5. Материалисты древней Геции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Под ред. М.А. Дынника. – М., 1955.

6. Морозов А.В. История психологии: учеб. пособие для вузов. - М., 2005.

7. Петровский А.В. История и теория психологии. – Ростов на Д., 1996.

8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1997.

9. Трубецкой С.Н. История древней философии. – М., 1996.

 

Дополнительная:

1. Аристотель. Сочинения: В 3 т. – М., 1975.

2. Еремеев В. Е. Древнекитайские представления о структуре психики и «человеческой сущности» // Мир психологии. - 2005. - N 4. - С. 251-263.

3. Ибн-Сина-Абу-Али (Авиценна). Канон врачебной науки: В 2 кн. – Ташкент, 1954 – 1956.

4. Лурия С.Я. Демокрит. - Л., 1970.

5. Маковельский А. Древнегреческие атомисты. – Баку, 1946.

6. Платон Сочинения: В 3 т. – М., 1968.

7. Рассел Б. История западной философии. – СПб., 2001.

8. Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л.И. Яковлева и др. – М., 2003.

 

 

Тема 4. Понимание феномена души в Средние века и Новое время.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем проявляются отличительные признаки средневекового сознания?

2. Каковы проблемы, обсуждаемые средневековыми учеными?

3. Каково понимание души в воззрениях Августина и Аквината?

4. Назовите причины изменения предмета психологии в Новое время?

5. В чем состоит роль эксперимента и индукции в теории Ф. Бэкона?

6. Дайте характеристику детерминизма Р. Декарта?

7. В чем заключается критика Д. Локком теории врожденных идей?

8. Каков вклад Г. Лейбница в историю психологии?

9. Как происходило зарождение ассоциативной психологии (Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж.С. Милль)?

10. Охарактеризуйте объективный подход к науке о душе французского материализма (Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеция).

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М, 2004. - С. 82 - 102 (конспект).

2. Составить схему «Развитие психологии в Новое время». См.: Марцинковская Т.Д. История психологии. - М, 2004. - С. 106 – 107.

 

Литература:

Основная:

1. Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. – М., 1987.

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М, 2007.

3. Рассел Б. История западной философии. – СПб., 2001.

4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1997.

5. Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л.И. Яковлева и др. – М., 2003.

6. Якунин В.А. История психологии. - СПб., 1998.

7. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX в. - М., 1997.

 

Дополнительная:

1. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. / Пер. М.Е. Сергиенко. – М., 1992.

2. Аквинский Ф. // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. Ч. 2. – М., 1969.

3. Блинов Е. Н. Учение Локка о тождестве личности // Философские науки. – 2007. - N 3. - С. 47-66.

4. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2. – М., 1972.

5. Гайденко В. П. О двух трактатах, относящихся к кругу Фомы Аквинского. – М., 2005. - С. 757-778.

6. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

7. Катунин Д. Б., Маккиавеллизм как психологическая проблема: история вопроса // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. – 2006. - N 2. - С. 68-79.

8. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении. Соч.: В 4 т. Т. 2. – М., 1983.

9. Локк Дж. Избранные философские произведения. – М., 1960.

10. Роттердамский Э. Похвала глупости. - М., 1960.

11. Роттердамский Э. Жалоба мира. - М., 1991.

 

Тема 5. Психологические теории и направления

 

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления?

2. Какие основные принципы легли в основу теории З. Фрейда?

3. Почему бихевиоризм исключил сознание из предмета психологии?

4. Каковы причины модификации классического бихевиоризма?

5. Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?

6. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?

7. В чем значение метафоры компьютера для когнитивной психологии?

Задание для самостоятельной работы.

Сделать таблицу, в которой были бы отражены основные психологические школы и направления ХХ века, ведущие ученые, даты и страны.

Литература.

1. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. — М., 1997.

2. Марцинковская Т. Д. История психологии. — М., 2001.

3. Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998.

4. Ярошевский М. Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. — М., 1974.

 

 

Тема 6. Развитие психологических знаний с середины ХІХ – второй половины ХХ вв.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Охарактеризуйте период выделения психологии в самостоятельную науку и этапы ее развития до периода открытого кризиса (60-е гг. ХIХ в. – 10-е гг. ХХ в.)?

2. В чем состоит историческая роль В. Вундта в развитии психологии?

3. Проанализируйте течения зарубежной психологии периода 10-е – 30-е гг. ХХ в.:

а) бихевиоризм;

б) гештальтпсихология;

в) психоанализ;

г) индивидуальная психология А. Адлера.

д) аналитическая психология К. Юнга.

е) описательная психология В. Дильтея.

3. В чем состоит специфика следующих направлений зарубежной психологической науки второй половины ХХ в.: а) когнитивной психологии; б) гуманистической психологии;

г) генетической психологии Ж. Пиаже.

Задание для самостоятельной работы:

1. Ждан А.Н. Общая характеристика состояния зарубежной психологии в период открытого кризиса / История психологии. ХХ век / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 2005. – С. 7 -22 (конспект).

2. Составить таблицу «Основные направления психологии ХІХ – ХХ вв.». См.: Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М, 2007. – С. 16 – 18, 282 – 399.

Название направления, период Представители Сущность учения, Позитивный вклад Недостатки

 

Литература:

Основная:

1. Великие психологи / Сост.: Самыгин С.И., Столяренко Л.Д.- Ростов н/Д, 2000.

2. Величковский, Б. М. Когнитивная наука и современная психология // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, N 5. - С. 79-85.

3. Ждан А.Н. История психологии. – М., 2007. – С. 313 – 392.

4. Нестерова М.А. Дискуссии о психологии на рубеже ХIХ – ХХ вв. // Мир психологии. – 2001. - № 2. – С. 263 – 268.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону, 1996. – с. 217-226, 246-259,273-290.

6. Розин В. М. Становление психоанализа в творчестве Зигмунда Фрейда и Анны Фрейд // Философские науки. – 2006. - N 12. - С. 13-32.

7. Сто великих психологов / Авт.-сост. В. Яровицкий. - М., 2004.

8. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб., 1998.

9. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии: теорет. проблемы развития психологической науки. - М., 1974.

 

 

Дополнительная:

1. Вер Г. Карл Густав Юнг, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. - Челябинск, 1998.

2. Вертгеймер М. О гештальттеории. // Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 84-99.

3. Вундт В. проблемы психологии народов. – Спб., 2001.

4. Грюнбаум А. Критика психоанализа // Вопросы философии. - 2007. - N 3. - С. 105-129.

5. Джемс У. Психология. – М., 1991.

6. История зарубежной психологии, 30-е-60-е г. ХХ в. / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 1986.

7. Куличенко Л.А., Становление и развитие английской характерологической школы. // Психологический журнал. – 2003. - Т. 24. N 3. - С. 94 - 99.

8. Лэнгле А. Виктор Франкл – поверенный человечности: к 100-летию со дня рождения В. Франкла // Вопросы психологии. - 2005. - N 3. - С. 107 - 112.

9. Миллер, Дж. А. Когнитивная революция с исторической точки зрения // Вопросы психологии. - 2005. - N 6. - С. 104-109.

10. Михайлова, И. Г. Историко-психологические аспекты проблемы архетипа // Мир психологии. - N 3. - С. 177 - 185.

11. Уотсон Д. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 34-46.

12. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций. // Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 148-184.

 

 

Тема 7. Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии

Вопросы для коллективного обсуждения.

1. Почему психофизическая проблема считается фундаментальной для психологической науки?

2. Как развивалась категория психического образа на разных этапах развития психологии?

3. Как развивалась категория мотива на разных этапах развития психологии?\

4. Как развивалась категория личности психического образа на разных этапах развития психологии?

5. Как развивалась категория действия на разных этапах развития психологии? на разных этапах развития психологии. Категория на разных этапах развития психологии. Категория

6. Как развивалась категория способностей на разных этапах развития психологии?

7. Как развивалась категория общения на разных этапах развития психологии?

Задание для самостоятельной работы.

Сделать таблицу, в которой были бы отражены основные психологические проблемы и категории, разрабатывавшиеся учеными на различных этапах развития психологии.

Пример:

КАТЕГОРИЯ ОБРАЗА

термин определение объяснение ученый, его эпоха
эйдола тонкая оболочка, пленка, отделя­ющаяся от пред­мета проникает в организм через чувственные поры Демокрит ок. 460 - 370 гг. до н. э.
ощущение уподобление ор­га­на чувств внешнему объек­ту     при­нимает форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как воск принимает оттиск печати без железа и золота Аристотель 384 - 322 гг. до н. э.
зрительное различение построение в глазу по законам оптики образа внешнего объек­та к непосредственному эффекту запечатления внешнего воздей­ствия присоединяется работа ума, благодаря которой устана­вливается сходство и различение видимых объектов Ибн аль-Хайсам (Альгазена) ХІ век н. э.

 

Литература.

1. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. История психологии. — М., 1994.

2. Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998.

3. Ярошевский М. Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. — М., 1997.

 

Модуль 4.Средства контроля качества обучения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: