Политические взгляды Г.В.Ф. Гегеля.




Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – кабинетный мыслитель, испытал влияние Французской революции. Представитель немецкой классической философии.

Основные произведения: «Философия права», «Философия духа», «Конституционная Германия».

Философия. Гегель – объективный идеалист, рационалист, создатель универсального метода – диалектики, систематик.

Основная категория его философии – абсолютная идея (первичная реальность, то, что не имеет начала). Абсолютная идея – источник всего сущего.

Диалектический метод (метод познания действительности в развитии и самодвижении). Каждое понятие сначала отрицается, порождает свою противоположность, а из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство (тезис, антитезис, синтез).

Система знаний. (от низшего к высшему)

I. Логика

II. Философия природы

III. Философия духа

1. Субъективный дух

а) Антропология (душа как чувствующая субстанция тела)

б) Феноменология (превращение души в сознание)

в) Психология (теоретические и практические способности души).

2. Объективный дух

а) Абстрактное право

· Собственность

· Договор

· Неправо (правонарушение)

б) Мораль

в) Нравственность

· Семья

· Гражданское общество

· Государство

3. Абсолютный дух

а) Эстетика (искусство)

б) Религия

в) Философия

 

Философия права – троичная структура (в сфере объективного духа).

Применение диалектического метода может служить осуществление понятия «право» через три главных формообразования свободной воли (право через свободу): абстрактное право, мораль, нравственность. Движение от абстрактных форм к более конкретным.

1) Абстрактное право – сфера возможного проявления свободной воли человека.

а) Собственность (право осуществляется волей одного лица);

б) Договор (право осуществляется согласованной волей двух или более лиц);

в) Неправо (противоречия воли разных лиц).

2) Мораль – конкретизация понятия права в поступках субъекта, правомерном или неправомерном поведении (субъективное отношение человека к своему поведению).

3) Нравственность – абстрактное право и мораль приобретают свою действительность и конкретность, а свобода конкретизируется в:

а) Семье;

б) Гражданском обществе;

в) Государстве.

 

Понимание права. Гегель выделяет философское («идея права есть свобода воли») и прикладное (необходимо для практической юриспруденции) понимание права.

Философское понимание: Право определяет сферу разумной свободы лица, ограниченную такой же свободой других лиц. Прикладное понимание: позитивное право (правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством).

Понятие «права» получает следующие значения: 1) право как свобода («идея права»»); 2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»); 3) право как закон («позитивное право»).

Отрицание противопоставления естественного и положительного права - Гегель различает право и закон, но не противопоставляет их. «Право в себе» превращается в закон («особое право», «положительное право») путем законодательствования, что придает праву форму всеобщности и подлинной определенности.

Понимание гражданского общества (институты, способные практически независимо существовать в государстве). Отрицание противопоставления естественного и положительного права приводит к замене понятия «естественное состояние» категорией «гражданское общество» и разграничение его с государством. В гражданском обществе 3 сословия:

1) субстанциональное (крестьяне и дворяне – первооснова);

2) промышленное (рабочие, фабриканты, торговцы);

3) всеобщее (чиновники).

Гражданское общество – экономический закон. Государство не вмешивается в экономику, это этический закон.

Понимание государства. Государство как высшая форма нравственности призвано доминировать над гражданским обществом и обеспечить подлинную свободу индивидов взамен борьбы всех против всех.

Гегель отвергает теорию общественного договора, проявление Бога. Нет ценности выше государства, высшая цель. Свобода начинается с собственности, а реализуется в полном объеме в государстве.

Конституционные взгляды. Отрицает разделение властей. Не считал суд особой ветвью власти. Выделял законодательную, правительственную, королевскую власти. Конституционная монархия – идеальная форма

Представления о войне и мире и международных отношениях. Международное право – недействительное право, так как за ним нет принуждения, гарантии соблюдения его норм. Войны не только неизбежны, но и благоприятны (принесение в себя в жертву государства – долг каждого подданного). Война укрепляет национальное единство, останавливает внутренние беспорядки. Войны должны вестись по правилам.

Всемирная история:

1) Восточный мир (деспотии, Древний Египет) – свобода принадлежит одному;

2) Греко-римский мир – свобода принадлежит нескольким лицам.

3) Германский мир – свобода принадлежит всем.

Гегель делит народы на исторические (оказывают влияние с помощью государства на ход мировой истории) и неисторические.

 

Билет № 21.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: