Политико-правовые взгляды Радищева.




1) Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802). ОП: «Путешествие из Петербурга в Москву», «Письмо другу, жительствующему в Тобольске»

По своим историко-философским взглядам Радищев близок к когорте русских просветителей. Однако среди них он занимал особое место благодаря бескомпромиссному отрицанию демаго­гии «просвещенного абсолютизма» и скептическому отношению к реформам сверху. Это приводило А. Н. Радищева к выводу о возможности в России нового крестьянского восстания, которое низвергнет и самодержавие, и крепостное право. Бунт — не про­грамма, а скорее прогноз Радищева, но он не относится к нему отрицательно, признавая его закономерность. Готовность мириться с революционным насилием и демокра­тизм, выразившийся в признании народного суверенитета, не укладываются в типичную систему идей русского просветитель­ства.

 

2)Был сторонником западного (американского или французского) пути для России, но отмечал и особенности развития России. Стал автором нескольких законопроектов («Проект о разделении Уложения Российского», «О законоположении» и др.) Разочаровавшись в просвещённом абсолютизме Екатерины II, он попытался в знаменитом «Путешествии…» обосновать: республиканизм, сочетающий идеи либерализма и демократии; законность и неизбежность народной революции; смену монархии республикой; народное правление как возможность постепенного освобождения крестьян; проведение политических реформ: установление твёрдых законов, создание механизма разделения властей, народного участия в органах управления. Прозвучал призыв к уничтожению крепостничества. «Заклепанные в узы» крестьяне «в законе мертвы». Они лишены земли и права соб­ственности, вынуждены работать на барщине до шести дней неделю, а то и оказываются в «дьявольской выдумке — месячи­не». Их истязают, ссылают на каторгу, «продают в оковах, как скот». Чудовищная бесчеловечность помещиков доводит кресть­ян до того, что они в отчаянии убивают своих тиранов. У поме­щиков — «всесилие», а у крестьян — лишь «немощь беззащит­ная».

 

3)В формировании своего общественно-политическогоРадищев обращается к теории естественного права, центральной категорией которой было «естественное состояние» представления о естественном состоянии во многом навеяны Руссо, который полагал, что это состояние, быть может, никогда не существовало, но использовать эту категорию нужно, чтобы мысленно представить людей вне общества. Однако Радищев утверждает, что естественное состояние людей — это жизнь в обществе, так как природа «из различия полов основала... в человеке склонность к общежитию». По этому вопросу он прямо критикует Руссо:«О Руссо, куда тебя завлекла чувствительность необъятная?»

В естественном состоянии человеку «вследствие его чувственного состава» свойственно внутреннее ощущение правого и неправого. Люди здесь следуют правилу: «Не делай того другому чего не хочешь, чтобы тебе случилося». До появления собственности в обществе существовало единомыслие, и «закон не что иное был, как собственно каждого к пользе общей побуждение… Никто не желал ничего в противность желанию всех».

Общество прошло ряд стадий развития, и лишь при переходе кочевых народов к земледелию появляются государство и положительные законы. Основным образующим государство фактором признается собственность.

Радищев полагал, что государство создается для «блаженства граждан» и является зультатом молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных, той силой, которая заставляет всех граждан выполнять законы.

4) Закон — «извет общия воли», «изведение, в чем состоит о ственное блаженство». В его основе должно лежать естестве право. Вместе с тем право как выраже­ние народного суверенитета и естественных законов будет дей­ствовать тогда, когда опирается на реальную силу — государство или восстание граждан.

Радищев дал революционно-демократическую трактовку идей естественного права, что позволило ему создать проект «народно­го правления», основой которого признавалась крестьянская об­щина. В русских общинных порядках Радищев нашел необходи­мые доводы для защиты своих эгалитаристских идей, основанных на теориях Руссо и Мабли.

«Народное правление» устанавливается в результате револю­ции. Лучшей формой правления и устройства по этому произведению для России Радищев считал добровольную федерацию городов-республик с вечевыми собраниями (как в древнем Новгороде и Пскове). Народная республика будет строем равных людей. Народ в его республике постоянно надзирает за деятельностью должностных лиц, предупреждает их произвол, что создаёт предпосылки для сохранения свободы.

 

Билет №25.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: