Политико-правовые взгляды славянофилов.




1)В условиях кризисного состояния крепостнической России либералы страстно искали выход из тупика, обращаясь к анализу и сравнению путей и перспектив развития России в рамках все­мирной истории. Поляризация взглядов по этой проблеме приве­ла их к идейному размежеванию на славянофилов и западников.

 

2)Первым западником является Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856). ОП: «Философические письма», «Апология сумасшедшего».

Первое письмо – обвинительный акт против российских порядков. В «фил. Письмах» указывает на отсталость России, различая историю русского народа и историю царей. Цари своим произволом нарушили естественный ход исторических событий. Новый путь развития России – это идея единения России и Европы. Официальная политики изоляции России от Запада ошибочна. Передовой опыт Европы мог бы стать для россиян уроком. Политический идеал Чаадавева – антипод николаевской России.

3)Западник Тимофей Николаевич Грановский (1813 – 1855). На своих лекциях рассказывал преходящем характере крепостнических порядков, об их исторической обречённости. Его органическая теория человечества трактовала развитие России как составную часть всемирной истории и была направ­лена против русского «квасного» патриотизма и реакционных националистических построений немецких теоретиков, преуве­личивавших роль «германского племени» в «возрождении чело­вечества». Человечество есть единая семья, оно «одушевлено одним ду­хом», народы относятся к человечеству, как индивиды к народу, они взаимосвязаны, происходит распространение «цивилиза­ции» данного народа на другие народы так, что каждый из них вырабатывает непреходящие ценности. Результатом взаимодей­ствия и борьбы народов является «смешение народностей и об­мен их умственных сокровищ». У людей есть общая цель — дос­тижение общественных, духовных и материальных благ, и, хотя «в человечестве... народы преходят», «цель остается». Достиже­ния стареющего народа переходят к новому, молодому, который в свою очередь разовьет эти достижения и передаст историчес­кую эстафету.

 

4) В кружок западников входили также П. В. Анненков, В. П. Бот­кин, И. В. Вернадский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин. Они критико­вали существующий общественно-политический строй, крепост­ное право и настаивали на реформах по западному образцу, счи­тая целесообразным установление конституционной монархии, парламентского строя, введение гражданских свобод.

 

5) Наиболее известные представители славянофилов — А. С.Хо­мяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков. Они спо­рили с западниками о путях отмены крепостного права, о том, какие политико-правовые институты лучше обеспечат народную свободу, какими путями России идти вперед. Ориентацию на за­падные ценности славянофилы решительно отвергали, исходя из особого пути русского исторического развития. Они восхваляли «тишину и спокойствие православной Руси».

 

6)Славянофилы противопоставляли исконное славянское обще­ство и государство, считая последнее вторичным по отношению к жизни народа. Эта позиция особенно ярко прослеживается в творчестве Константина Сергеевича Аксакова (1817—1860). ОП: записка О внутреннем состоянии России».

Государство, по мнению К. Аксакова, есть воплощение «правды внешней», «принудительного закона». Оно противоречит самому духу русского народа и всего славянства в целом, изначально вследствие «племенных особенностей» готового для восприятия «великой правды православия». К. Аксаков yтвepждaл, что славянские племена сами «составить» государственное устройство «не могли по существу их, не могли и не хотели принести в жертву внешнему закону закон внутренний, не могли и не хотели обратиться сами из общины в государство...».

И в то же время «правда внутренняя» могла развиваться только под опекой «правды внешней». Поэтому русский народ «сознал и понял необходимость государственной власти на Земле» и добровольно призвал ее извне.

Норманнская теория позволила Аксакову увидеть в истории России две силы — Землю и Государство, — находящиеся в «системе взаимного невмешательства». Государство функционировало по своим законам «правды внешней», ничем не нарушая внутренней жизни Земли, которая несла неизбежные государственные повинности, но зато имела возможность жить своей самобытной жизнью. Аксаков абсолютно исключал вмешательство Государства в Дела Земли. Земля же имела возможность оказывать определённое влияние на Государство.

 

7) В выводах славянофилов важная роль принадлежала тезису об историческом праве крестьян на землю, из которого вытекали три положения: «1) о необходимости освобождения крестьян с землей; 2) о наличии двух взаимоограничивающих прав на зем­лю — права владения землею, принадлежащего крестьянам, и права собственности на землю, принадлежащего помещикам; 3) о принадлежности верховного права собственности на землю российскому государству».

 

8)Для объяснения происхождения государства в России славя­нофилы прибегали к доводам норманнской теории. Вслед за «норманистами» они доказывали, что государство в России обра­зовалось не в результате закономерного развития общества, а вследствие добровольного договора и приглашения чужого пле­мени извне. Пришельцы принесли готовый аппарат государ­ственной власти, но русский народ остался чуждым его принци­пам.

 

Билет №30.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: