Политико-правовые взгляды Махатмы Ганди.




 

Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948).

В своей жизни он множество раз сталкивался с дискриминацией своих соотечественников, что определило его жизненную цель- бороться с дискриминацией, насилием ненасильственными методами. Ненасилие- главный принцип его жизненной философии. Он разработал способ ненасильственного сопротивления(сатьяграха). Он провел 4 кампании ненасильственного сопротивления в отношении плантаторов. Эти кампании показали умение Ганди работать в массах, он получил титул Махатма(великая душа). Стал в центр полит жизни страны. Он внушил стране 2 идеи: 1) не нужно просить власти о самоуправлении, а бороться за него; 2) делать это должны были массы- крестьяне, рабочие, городская толпа. С помощью этих идей он превратил Индийский национальный конгресс во всенародную партию. Преданность ненасилию предполагала готовность в любой момент перейти к переговорам с властями.

Политика и религия: он пытался пропитать политику религиозными нормами ненасилия и любви. Такое сочетание политики и религ норм привело к образованию в учении Ганди 2 пластов:

· Чистый, теоретический гандизм: конечной целью его принципа ставилось спасение души человека, т.к. ненасилие ставилось в основу мировоззрения каждого и общества в целом. Он отвергает путь индустриализации и «европейскую цивилизацию», т.к. она построена на насилии, стремится к материальным благам в ущерб духовным. Картиной всеобщего благоденствия(сарводайя) по Ганди становится простая сельская жизнь. Каждый трудится во имя пропитания (физич труд) и пользуется равными правами при справедливом распределении благ. Эксплуатация изживается, но ненасильственными методами- помещики и капиталисты управляют своими владениями как опекуны в интересах трудящихся (теория опеки). В политическом отношении идеал- федерация самоуправляющихся общин. В идеале субъектом объединения становится не община, а личность. Такую политическую систему он называет- ненасильственным государством. В качестве переходной формы к такой форме управления он предусматривает преимущественно ненасильственной государство, в нем пока сохраняются вооруженные силы, оно регулирует отношения между опекунами и трудящимися, и если опекуны не выполняют чисто опекунские обязанности, то государство конфискует их имущество, гос-во поощряет кустарную промышленность. Даже отступая от анархических идеалов, он допускает законодательную и принудительную деятельность гос-ва, но в интересах преобразования общества.

Важный аспект- судьба будущего общества. По его мнению человечество стоит перед выбором взаимное уничтожение или исключение войны. И если люди хотят мира, то борьба за него должна вестись только ненасильственными средствами.

Общество: не признаются касты и подкасты, не одобряются запрещения межкастовых браков. Он поставил единство человеческого рода над варнами.

Религия: чужд религиозного фанатизма, отстаивал свободу совести, светский характер государства и дружественные отношения между религ общинами.

· Гандизм на практике: т.е. политическая линия. Как политик он ограничился требованиями улучшения жизни и быта рабочих. Объяснял это невозможностью бороться одновременно с помещиками и капиталистами. Реальную часть полит программы Ганди составляли требования свараджа (независимости) и применение ненасильственных методов борьбы. Ненасильственное сопротивление он называл сатьяграхой. Понятие ввел, чтобы отграничить свой метод от пассивного сопротивления, т.к. его политика проводится не из трусости или слабости, а на основании уважения и любви к противнику. Таким образом в понятие «ненасилие» (ахимса) вкладывается позитивный смысл(любовь к человеку и животным, служение им, милосердие, самопожертвование) и негативный(неприменение силы). Ганди подводит под тактику ненасилия этическую основу: цель в том, чтобы побудить противника понять свою неправоту. Для чего участники движения должны безропотно принимать все наказания и лишения. Противник видя их страдания должен осознать свою жестокость и неправоту. Т.о. сатьяграха увенчается успехом если противник раскается. Основными формами сатьяаграхи стали несотрудничество с властями(отказ от должностей, наград,…), приостановление работы, гражданское неповиновение, т.е. несоблюдение законов. Но сатьяграха не была стихийной, т.к. Ганди всегда заранее четко планировал осуществление той или иной формы сатьяграхи.

Ганди столкнулся с резней, возникшей из-за разделения Индостана, на основании чего он пришел к выводу, что Индийский национальный конгресс относится к ненасилию как к выгодному политическому средству, а не как к нравственному долгу. В последний день своей жизни(он был убит) Ганди написал документ- «Завещание», в котором призывал распустить ИНК и заменить его неполит организацией- Ассоциацией слуг народа, которая бы посвятила себя осуществлению сарводайи.

 


[1] Цвинглианство – одно из течений реформации 16 в. в части Швейцарии и германии. Основатель – Ульрих Цвингли. Он провел реформу церкви и политического строя: церковь подчинил городским властям, запретил военное наемничество. Течение слилось с кальвинизмом.

[2] Бюргерство (от немецкого «горожанин») – термин чаще всего употребляющийся для обозначения среднего слоя населения средневекового города.

[3] Плебейство – термин, чаще всего употребляемый для обозначения низшего беднейшего слоя населения средневековых городов Западной Европы.

[4] Камарилья (от испанского – двор монарха) – придворная клика, заправляющая делами государства в своих корыстных целях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: