Политико-правовая концепция в индуизме.




Индуизм формируется как религия во 2-1 тысячелетиях до н.э. Связано с вторжением в Индию ариев(индо-европейская семья). Арии подчинили местное монголоидное дравидийное население. Принесли с собой книги – Веды. Они написаны на санскрите. С перевода – Знания. Веды – откровения. Кроме Писания в любой религии существует Предание (комменты к Писанию, написаны людьми). 2 разновидности – Упанишады и Дхармашастры – книги о законах.

Религиозная доктрина индуизма. Мировой абсолют – Атман(Брахман). Атман человек не может воспринять органами чувств. Он воплощается в Аватарах(воплощение Атмана в материальном осязаемом виде). Аватары – боги, люди, животные, растения и т.д. Эта бесконечность объединяется в единое гармоничное целое – Дхарма. На уровне отдельной челов личности закон Дхармы – на законе кармы, закон морального воздаяния. Добродетельный человек в след жизни получит награду. Порочный – наказан. В совокупности это круговращение образуется колесо перерождения – Сансара.

Социальная доктрина в индуизме. Варно-кастовая система. В ведах описаны Варны: сокральные образования. Они различаются по Дхармам. 4 вида. Статичны. Брахманы(священники, жрецы, их карма называется Саттва – стремление к абсолюту); кшатрии(воины, карма – Раджас – стремление к славе); вайшьи(земледельцы, торговцы и ремесленники, карма – Тамас – стремление к богатству) – арийские, высшие касты. 4 варна – дравидийское население – шудры – карма – Кама. Шудры неразумны поэтому они не могут освоить профессию. В силу своей неразумности они не способны предвидеть последствия своих поступков, поэтому и отвечать за их последствия. Не могут быть без опеки высших варн.

Появляется понятие каст. Более менее образования варн. Касты не сакральные а сигулярные группы, поэтому могут изменяться по воле человека. Динамичный элемент. В конце 19 века – 14000 каст, сейчас – 6-7 тыс.

Политическая доктрина гос-ва. Строится на космогоническом мифе Ригведа. Космогония – происхождение мира. Бог Индра(гром, молния) побеждает демона Вритра и победа эта означала победу Космоса над Хаосом, Порядка над Беспорядком. Земля отделяется от неба, воды и т.д. Индра становится первичным образцом для индийский правителей девараджей(царь богов с перевода). Сокральность раджи обусловливается его божественным происхождением. Эта полития авторитарна. Авторитаризм обусловливается кармой раджи – эффективное управл гос-вом, контроль соблюдения кармы другими подданными. Карма - государственный патернализм, заботу раджи о своих подданных, легитимность власти раджи. Если раджа управляет гос-вом эффективно, заботиться о своих подданных это означает в его природе преобладают божественные элементы. Но природа раджи двойственна – божеств и человеч элементы. Раджа может управлять гос-вом неэффективно – тогда преобладает человеческое и его власть становится нелегитимной – свержение раджи.

Политико-правовая концепция в буддизме. Сиддхартха Гаутама (623-543 до н.э.). Родился на севере Индии в царстве Шакья. Иногда именуют Шакьямуня. Кшатрий. Стал бродячим отшельником – искал истины. Йога. Истину не нашёл. В своих странствиях под деревом бодхи становится просветлённым(Буддой; Бодхисаттвой). Просветление – 4 благородных истины:

- жизнь есть страдание. человек непрерывно страдает в сансаре: с момента рождения, болезней, разлук, неполучения желаемого, смерть. возрождение – след круг.

- причина страдания желание. желание как привязанность к материальному миру «маи» – стремление к богатству

- причина желания незнания. невежество – стремление сохранить вечно мат блага котор вечными быть не могут, стремление к жизни, боязнь смерти. жизнь и смерть не противоположности, а взаимосвяз элементы. в сансаре – человек постоянно умирает

- благородный срединный восьмеричный путь. путь должен протекать между 2 крайностями: аскетизм, роскошь. восьмеричный путь – путь совершенствования 8 элементов души и тела. Путь – ведёт буддиста из сансары в нирвану. Нирвана – в переводе успокоение. Достичь нирваны – отказаться от своих желаний и достичь гармонии со вселенной. В нирвану можно войти в своём земном обличье.

Как достичь нирваны – 3 пути:

1) Южный буддизм (хинаяна). Малая колесница. Цейлон, Таиланд, Бирма. Считается, что из сансары в нирвану могут попасть только монахи, поэтому малая колесница. Накопление в этой жизни этических заслуг мирянином – в след жизни станешь монахом.

2) Северный буддизм(махаяна). Большая колесница. Китай, Япония. Все идут в нирвану. Способ аналогичен. Содержание добрых дел не конкретизируется. В индуизме карма – внешний регламент для соц группы. В буддизме – карма индивидуальна. Основа конфуцианско-буддийской этики.

3) Тибетский буддизм (ваджраяна). Алмазная колесница. Буддист проходит сотни жизней. Из сансары в нирвану можно попасть в течение 1 земной жизни.

Политическая доктрина. Единой доктрины нет.

Модель Хинаяны. Бирма.

Глава гос-ва – дхаммараджа. Все буддийские гос-ва строятся по модели патрон-клиент. Патрон заботиться о своих клиентах. Клиенты о своем патроне тоже заботятся. Различия – повыш гибкость буддизма. Человек в теч своей жизни увеличив или уменьш свой перечь этич заслуг. Поэтому в буддизме патрон и клиент могут меняться местами в теч 1 человеч жизни. Модель своеобразной буддийской демократии. Сокральность обусловливается связью с будд канонами. В будд политии практически не выражен авторитаризм. Буддийская этика в принципе не допускает насилия по отношения к другому живому существу. В будд политии также как и в конфуц политии институты принуждения создать нельзя, поэтому в чистом виде конф и будд политии существовать не могут. Поэтому будд гос-ва возник и сущ-т как синкретичные гос-ва(сложносоставное). Элементы принуждения заимствуются Конфуц – легистские. Будд – индусские элементы принуждения. Отсюда название правителя. Раджа как носитель закона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: