В историю мировой политико-правовой мысли европейское Возрождение (Ренессанс) вошло как возвращение от средневековой сакральной (религиозной) теологии к античному секулярному (светскому) знанию. Это означало смену основного принципа мироустройства и миропознания, лежащего в основе всей картины мира.
Это интеллектуальное течение зародилось в ран небуржуазных торговых городских республиках и затем распространилось в Западную и Северную Европу, в Германию, Голландию и Англию.
В трудах Пико делла Мирандола (1463-1494) и Николая Кузанского (1401- 1464) средневековый теоцентризм, ставящий в центр мира Бога, сменился антропоцентризмом, ставящим в центр мира человека. Соответственно, основным интеллектуальным течением и методологическим принципом Возрождения становится гуманизм, ставящий в центр всех научных течений, социально-политических движений и произведений искусства человека как высшую и абсолютную ценность.
Гуманизм становится основой раннебуржуазного индивидуализма, как личное переживание изменившихся общественных условий, предоставивших простор для реализации творческого потенциала индивида. Этот индивидуализм становится способом ориентации и функцией (предназначением к практической деятельности) индивида в физическом и политико-правовом универсуме. Внешним эффектом такого индивидуализма становится право самостоятельного и ответственного определения своей индивидуальной посюсторонней судьбы.
В то же время, Возрождение не означало механического копирования античных образцов организации государства, политических и правовых систем, науки и искусства. На новом уровне развития европейской цивилизации удалось сохранить главное достижение христианской мысли — понимание двуединой сущности мироздания как противоборства двух взаимодополняющих начал — божественного и дьявольского, духовного и материального космоса. Но поиск религиозного спасения становится только побочным результатом земной деятельности индивида.
На основе такого плюралистичного понимания мироздания теоретики Возрождения сумели преодолеть монизм средневековой мысли, как провозглашение истинности одной доктрины и отрицание права на существование других.
Парадигма (исследовательская установка) мыслителей Возрождения в своей основе плюралистична, т. е. она предполагает наличие многих истин, которые в равной степени отражают различные стороны реальности. Поэтому полн оценное представление об окружающем мире можно получить только _через его многомерное восприятие при учете различных точек зрения. Таким образом, человек получает право на индивидуальный поиск истины, равно как и на выбор объекта исследования, а его разум освобождается от оков религиозной доктрины.
Такая методология влечет за собой снижение уровня авторитарности политико-правовых концепций. Если идеалом государства у средневековых теологов была монархия, подконтрольная церкви, то у теоретиков Возрождения это республика в варианте Венеции, Генуи или Флоренции, весьма напоминающая древнегреческие полисы.
Если политическим идеалом Данте Алигьери (1265-1321) и остается монархия, то его монарх получает свою власть не от папы, а непосредственно от Бога. В то же время политико-правовые воззрения канцлера Флорентийской республики, друга Петрарки и Бокаччо, Колюччо Салютати (1331- 1406), его ученика и преемника на посту канцлера Леонардо Бруни (1374- 1444), его другого ученика Поджо Браччолини (1380-1459) носят заметный республиканский акцент.
Гуманисты отрицали целесообразность построения общества, отчужденного, т. е. подчиненного и не способного влиять на политические, правовые и идеологические институты — на государство, суд и церковь.
Для гуманистов идеал общественного развития — «все во имя человека, все для блага человека». Этот идеал делает невозможным сословное неравенство. В его рамках предполагается, что социальный, политический и правовой статус индивида должен соответствовать его личным способностям, его достижениям в служении общественному благу, но не его сословному происхождению.
Политическим идеалом человека для гуманистов стал гражданин — индивид, который бескорыстно служит общественному благу. Такое служение понимается как творческое, свободное самоутверждение индивида в добрых делах, в приобщении к основным гуманистическим ценностям Истины, Добра и Красоты. Самоутверждение гражданина в политико-правовой сфере проявляется в равенстве прав на участие в управлении государством.
Деятельность гражданина и общества диалектически взаимодействуют: если гражданин служит обществу, то общество создает условия для всестороннего и гармоничного развития способностей индивида.
Тенденция секуляризации политико-правовой мысли не привела теоретиков Возрождения к атеизму. Эта тенденция осталась незавершенной и не смогла создать полноценных концепций стабильного существования и развития общества и государства. Возрождение вошло в историю человечества не только эпохой Великих географических открытий, расцвета науки и искусства, но и как время постоянных войн и переворотов, репрессий инквизиции против еретиков, «охоты на ведьм» и т. д. Раскрепощение человеческого разума обернулось «синдромом титанизма», когда «титаны Возрождения» подобно своим античным прототипам возомнили себя равными богам, бросили им вызов и были низвергнуты в Тартар всеобщей резни и жестокости.
24. Утопический социализм Томаса Мора
Томас Мор (1477-1535) родился в Лондоне в семье богатого горожанина. В 1504 г. он был избран в палату общин английского парламента, а в 1518 г. перешел на королевскую службу. В 1529 г. Т. Мор стал лордом-канц- лером, т. е. главой королевской администрации.
Придерживаясь последовательных гуманистических убеждений, Мор резко критиковал теорию и практику Реформации Генриха VIII за их «варварство», вражду к свободе человеческого творчества, за чрезмерный аскетизм и в то же время за корыстные мотивы «реформаторов», которые зачастую превращали преобразования католической церкви в ее банальный грабеж.
Кроме того, Т. Мор вошел в историю Англии как резкий критик «огораживаний». Его знаменитая фраза «овцы съели людей» предельно ярко описала ситуацию сгона крестьян с земли для организации английскими лендлордами более прибыльных овцеводческих хозяйств. Конфликт лорд-канцлера с королем и «новым дворянством» закончился тем, что в 1532 г. его отправили в отставку, а в 1535 г. — казнили.
В 1516 г. Т. Мор написал свою главную работу — «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». «Утопия» (греческое — «место, которого нет» или «Нигдея»), как описание путешествия вымышленного Рафаила Гитлодея в государство, основанное мифическим царем Утопом, положила начало целому жанру подобных «утопий», в которых авторы ставили це лью описание идеального государства для преобразования реального несовершенного общества по предложенному образцу.
Мор впервые выдвинул идею рационального утопического социализ ма, в которой были ликвидированы основные недостатки «квазисоциа лизма» Платона. Как и Платон, он критикует частную собственность, как и Платон, считает, что это сила, разрушающая государство: у Мора частная собственность рождает два основных общественных порока ^/парази тизм верхов и нищету низов. Оба эти порока ведут к одинаковым последствиям — к моральной деградации и верхов, и низов.
Высшие сословия начинают эксплуатировать низшие, государство подавляет человека, что делает невозможным достижение гуманистического идеала гармонического развития личности.
Мор впервые создает классовую концепцию государства как «заговора богатых» против бедных, т. е. в его концепции государство впервые осмысливается как институт, который методами принуждения защищает накопление богатств верхами за счет ограбления низов.
Частную собственность Мор считает первопричиной социальной несправедливости и преступности. Мыслитель начинает преодоление средневековой теологической криминологии, в рамках которой преступность рассматривалась как проявление греховного или дьявольского начала в человеке. Таким образом, он начинает переход к рациональной криминологии, видя основу преступности в социально-экономических условиях жизни преступника. Недостаток у низов средств существования вынуждает их идти на преступления, чтобы спастись от голодной смерти.
Мор считает, что при таких объективных причинах роста преступности бессмысленны публичные квалифицированные казни и другие чрезмерно жестокие наказания, которые ставили целью устрашение потенциальных преступников, но вместо этого только ожесточали зрителей, рождали в них привычку к насилию.
Мыслитель полагал, что лечить надо не следствие, а причину, т. е. заменить частную собственность как основу социального Неравенства-Общественной собственностью,л>беспечить всех людей работой, дающей им необходимые средства существования. В таком обществе целью наказания будет не уничтожение, а исправление преступника.
В отличие от Платона Мор использует христианское обоснование идей общности имущества (т. к. Бог отдал мир во владение всем христианам, а не их части), престижности и обязательности физического труда (как средства спасения души и совершенствования тела человека). Цель и смысл жизни человека у Мора — не паразитическое личное потребление, а производство материальных и духовных благ для пользы общества. Поэтому в Утопии в отличие от государства Платона частной собственности нет ни у кого (Платон допускает ее для демиургов), зато физический труд обязателен для всех.
Но основная идея гуманиста Мора — это совершенствование отношений человека не с Богом, а с человеком. В отличие от Платона Мор считает, что основной ячейкой общества является не индивид, а семья.В политическом устройстве Утопии совмещаются принципы прямой и косвенной демократии. Избирательное право принадлежит не индивиду, а главе семьи. Тридцать глав семей образуют постоянное объединение, на котором избирается должностное лицо — филарх. Десять филархов избирают одного протофиларха. Одновременно все филархи на специальном собрании избирают тайным голосованием правителя государства (принцеп- ca) из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно, что предполагает идеальность его физических, интеллектуальных и моральных качеств. «Принцепс» Мора — это аналог «правителя-фи- лософа» в государстве Платона.
Утопия — это государство, в основе которого лежит справедливость, понимаемая автором не как юридическая, а как этическая категория. В Утопии чрезвычайно мало законов, они просты, общепонятны и не требуют специального аппарата для их реализации.
Однако именно поэтому у Мора нет гарантий, что действия принцепса не будут носить антиобщественный характер. В Утопии не предусмотрен конституционный механизм смены принцепса, что закладывает в нее, как и во все последующие социалистические теории, потенциал авторитарного и неправового государства.
Идеальность Утопии предполагает отсутствие частной собственности не только в отношении средств производства, но и средств потребления. Утопийцы периодически меняются домами, что делает невозможным какое бы то ни было накопление. Они собираются на общие трапезы, получают все необходимые предметы потребления из общественных кладовых. С одной стороны, это делает ненужным ведение домашнего хозяйства, но, с другой, лишает утопийцев стимула к производительному труду, к совер- jf шенствованию своих профессиональных навыков.
/ Мор подчеркивает свое презрение к золоту и серебру тем, что предназначает их для изготовления ночных горшков и кандалов для преступников. Золото используется в качестве денег только во внешней торговле и во время войн с другими государствами, хотя утопийцы предельно миролюбивы и ведут только оборонительные войны.
Чтобы исключить возможность возникновения неравенства, утопийцы перемежают занятия физическим и умственным, ремесленным и сельскохозяйственным трудом. Мор дает христианскую трактовку труда как высшей жизненной и моральной необходимости. Труд утопийцев свободен и доброволен, он ограничен шестью часами в день. Утопийцы специально обучаются ремеслу, но при этом все без специальной подготовки направляются на сельскохозяйственные «отработки». В этой схеме никак не г учитывается различие способностей и склонностей индивидов, зато механически уравнивается общественная полезность простого и сложного, физического и умственного труда.
Чтобы предотвратить возможное и естественное нежелание свободных граждан заниматься наиболее тяжелыми и грязными работами, на них направляются военнопленные или преступники, которые должны таким образом исправляться и превращаться в полноценных членов общества.
В концепции Т. Мора изначально заложена неэффективность экономики, которая компенсируется использованием принудительного труда. Уравнительность потребления делает невозможным стимулирование общественного развития, но в то же время не существует никаких механизмов предотвращения злоупотреблений в этой сфере.
Но следует отметить историческую специфику труда Мора, направленного, в первую очередь, против праздной феодальной аристократии и богословов-схоластов. Он называет свою Утопию Евтопией или Страной блаженства, где всеобщий и свободный труд обеспечивает достаточное для всех изобилие материальных благ. Гуманистический эпикуреизм, наслаждение жизнью у Мора резко контрастирует с аскетизмом Платона и средневековых теологов. В Утопии нет противоречий между частным и общим, а человек является высшей ценностью, которую нельзя заменить никаким золотом.