Консервативная теория Реформации Мартина Лютера




В 1517 г. профессор Виттенбергского университета и доктор богосло- \. вия Мартин Лютер (1483-1546) вывесил на двери церкви в Витгенберге свои I знаменитые «95 тезисов», которые и стали манифестом начала Реформа­ции. Он говорил о том, что римский папа из-за своей аморальности, кор- I румпированности потерял легитимность своей власти как наследник апо- I стола Петра, и поэтому христиане всей Европы, чтобы спасти свои души, j должны прекратить ему подчиняться.

Лютер сосредоточил свою критику на практике продажи индульгенций I (т. е. отпущения грехов за деньги), как на наиболее вопиющем примере аморализма и корыстолюбия католической церкви. Он в принципе отри- "> цает смысл католических обрядов как таинств, т. е. магических действий, I направленных на изменение окружающего мира, на победу божественно- t го начала над дьявольским, на спасение душ верующих и тем самым на приобретение церковью земной светской власти. Такую рационализацию \ христианства М. Вебер позже назовет «расколдовыванием мира».

Лютер доказывал, что католичество из богослужения выродилось в идо- j лопоклонство в роскошно убранных церквях и монастырях. Зарождающа­яся буржуазия требовала более экономной и дешевой церкви, упрощения \ обрядности, «национализации» накопленных церковью сокровищ и уст ранения многочисленного паразитического монашества.

Протестантское рационализированное христианство формировалось как религия для индивидуалистического рыночного буржуазного общества и становилось религиозно-этической системой, сдерживающей проявле- f ния ренессансного «титанизма», вседозволенность и распущенность по­ведения индивидов.

Ключевымдогматомтеории Реформации Лютера является догмат о «все- священстве». Он предлагает ликвидировать функцию церкви как посред­ника между Богом и человеком и таким образом ее «демократизировать». При этом духовенство должно превратиться из архаичной закрытой при­вилегированной и паразитической касты, изолированной от мирян, в от­крытую для всех способных и достойных мирян группу служителей Бога.

illВ лютеранских общинах пастыри стали выборными на основании их моральных (авторитет среди членов общины) и профессиональных (зна­ние богословия) качеств. Их основной функцией стало не исполнение таинств, не литургия или театрализованное красочное представление служ­бы Богу, которое воздействовало, в первую очередь, на эмоции прихожан, а проповедь — своеобразная «лекция» священника, т. е. рациональная трактовка христианских заповедей, которая посредством логически обо­снованных умозаключений воздействовала именно на разум слуша теле й. Лютеранские, как и другие протестантские священники, жили среди сво­их прихожан и поэтому могли осуществлять непосредственный и посто­янный моральный контроль за их поведением.

В протестантизме спасение души человека осуществляется «верой, а не добрыми делами», т. е. внутренним совершенство вани ем, а не обрядами. Спасение верой происходит в рамках непосредственного общения чело­века и Бога, в которое не может вмешаться ни другой человек, ни другая группа или организация (церковь).

Человек в протестантской культуре обретает «внутреннее одиночество», которое становится сакральной санкцией для его внешнего одиночества в качестве самодостаточной автономной ответственной личности.

Важнейшей предпосылкой трансформации средневекового типа лич­ности в новоевропейский становится перевод Библии с древних «мертвых» языков на национальные «живые» языки. Сам Лютер первым перевел Пи­сание с латинского на немецкий язык, и, таким образом, каждый грамот­ный верующий в Германии получил возможность читать и трактовать Биб­лию самостоятельно, без обращения к церковным авторитетам.

Спасение души теряет внешние формализованные признаки, его кри­терием становится добродетельное поведение человека. Таким образом, поведение индивида освобождается от внешнего регламента сословий, цехов, гильдий или религиозных конфессий. Оно становится «открытым», обретая свободу передвижения, местожительства и выбора профессии. Именно достижение успехов в выбранной профессии и означает религи­озное спасение, т. к. оно означает принесение пользы ближним и, следо­вательно, добродетельное поведение.

Основной добродетелью человека в протестантском обществе стано­вится рационально организованное и мотивированное трудолюбивое по­ведение в рамках своего профессионального призвания, направленное на производство материальных или духовных благ. Этот феномен позже М. Вебер назовет «протестантской этикой», а К. Маркс — «идеологией пер­воначального накопления капитала». «Протестантская эти*»)» ликвидирует ценность иррациональной щедрости аристократии; паразитирующей за счет эксплуатации других сословий, и поставит в качестве основного стан­дарта потребления не аристократическую «роскошь», а буржуазный «ком­форт» как рациональное использование накопленного капитала.В трактате «О светской власти » (1523) Лютер возвращается к постулату раннего апостольского христианства о разделении всех христиан на мень­шинство истинно верующих праведников, которые способны жить без го­сударственного принуждения, и на большинство грешников, которых толь­ко сила государства может удержать от неправедных поступков, в мире и спокойствии.

Истинный христианин, по мнению Лютера, не нуждается в государ­ственной власти, но он должен помогать своим ближним, а это возможно только при посредничестве государственных институтов. Поэтому он дол­жен подчиняться законам, платить налоги, защищать его во время войны. В то же время следует учитывать, что законы государства распространяют­ся только на материальную сферу жизни христианина и не должны ни в какой степени затрагивать жизнь его души.

Лютер считал, что церковь должна быть отделена от государства и под­чинить свою деятельность государственным законам, но при этом только церковь может выносить вердикт о соответствии или несоответствии го­сударственной политики христианским нормам. Такое взаимодействий церкви и государства позволяет ввести принцип веротерпимости и свобо­ды совести как основу концепции автономной и самодостаточной лично­сти и как основу гражданского мира.

Именно этот принцип был положен в основу Аугсбургского религиоз­ного мира (1555), который завершил войну католиков и протестантов в Германии уравнением прав всех религиозных конфессий по принципу «чья страна, того и вера».

Таким образом, Лютер начинает различать институциональный и лич- I ностный уровни политической деятельности. Индивид у Лютера выходит из-под прямого контроля государственных, церковных и социальных (со­словных) институтов. Прямой контроль сменяется косвенным, т. е. инди- I вид теперь обязан подчиняться не прямым приказам авторитарных лиде­ров, а косвенным указаниям пасторов, пресвитеров и других религиозных авторитетов. Индивид получает свободу действий в рамках религиозно- моральных норм и государственных законов, независимо от их содержа- i ния. При этом любые формы антигосударственных действий Лютер счи­тает происками дьявола.

Лютер понимает право как иерархичную систему законов. Он выделя-

ет:

— высший божественный закон, который является высшим и подчи­няющим все остальные;

— естественный закон, который происходит из требований природы и в соответствии с которым организуется повседневная жизнь людей; \

имперский закон, в соответствии с которым организуется государ­ственное управление; — земельный закон, в соответствии с которым организуется местное управление.

Теория Реформации М. Лютера стала смысловым ядром формирующе­гося протестантизма и обеспечила переход от средневековых политико- правовых концепций к концепциям Нового времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: