Иван Афанасьевич Соколянский




(1889 – 1960)

Профессор Иван Афанасьевич Соколянский по праву считается выдающимся отечественным дефектологом и основоположником советской педагогики слепоглухих.

И.А. Соколянский выразил множество плодотворных идей, касающихся особенностей обучения и развития слепоглухонемых. В дальнейшем эти идеи успешно развил и научно обосновал А.И. Мещеряков

И.А. Соколянский родился 25 марта 1889 года в станице Динской Краснодарского края в большой казачьей семье. Окончив школу, продолжал обучение в Кубанской учительской семинарии. В 16 лет он уехал в Петербург с намерением учиться дальше. Сначала поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы, которые в те времена давали отсрочку от воинской повинности. Одновременно И.А. Соколянский стал слушать лекции П.Ф. Лесгафта, который первым открыл перед ним «науку о человеке» и которого И.А.Соколянский считал своим учителем. На этих лекциях И.А. Соколянский впервые узнал о существовании специальных школ для глухонемых в Америке. Это настолько заинтересовало Соколянского-юношу, что он без колебаний решил посвятить себя этому делу. И через год перешел в Психоневрологический институт на педагогическое отделение естественно-исторического факультета, в котором учился с 1908 по 1913 год.
В то время в Институте были сосредоточены крупнейшие научные силы в области физиологии и специальной педагогики. В этом Институте преподавал выдающийся психиатр и психофизиолог В.М. Бехтерев. Минуло всего три года со дня смерти великого ученого-физиолога И.М. Сеченова и в отечественной науке шла активная борьба за признание его учения. Курс «Общая физиология» читал прямой ученик И.М. Сеченова Н.Е. Введенский. Учась в Психоневрологическом институте, И.А. Соколянский отдельно занимался по курсу экспериментальной психологии у профессора Н.Ф.Лазурского

В 1920 году, переехав в Киев, начал работать преподавателем сурдопедагогики на врачебно-педагогическом отделении факультета социального воспитания Института народного образования. Во время работы в Киеве началось знакомство И.А. Соколянского с А.С. Макаренко. Они вместе боролись с беспризорничеством.

В 1923 году И.А. Соколянский был переведен из Киева в Харьковский Институт народного образования в качестве преподавателя дефектологии.
Начав работу в Харькове, тогдашней столице Украины, И.А. Соколянский вошел в круг самой талантливой и активной творческой интеллигенции Украины. К работам И.А. Соколянского внимательно относились будущие крупные советские психологи Л.С. Выготский, а также А.В. Запорожец и П.Я. Гальперин, жившие в то время в Харькове.

В первые годы Советской власти И.А. Соколянский явился одним из основателей системы образования дефективных детей на Украине. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, которые объединяли всю научно-практическую работу по дефектологии.
В 1924 – 1925 гг. по инициативе И.А. Соколянского при Врачебно-педагогическом кабинете организуется две исследовательские лаборатории: педагогическая и рефлексологическая.

С 1923 года, когда И.А. Соколянский организует в Харькове обучение слепоглухонемых, он начинает последовательную научно-исследовательскую работу в этой области. Приступая к работе с группой слепоглухих детей, И.А. Соколянский хотел создать новую систему обучения слепоглухих речи. На первый план в обучении он поставил задачу их умственного развития, для чего нужно было прежде всего создать доступные для слепоглухого ребенка средства общения – жесты, а не устную речь, как многие тогда полагали.
Клиника слепоглухих в Харькове существовала до 1938 года, всего 15 лет.

В октябре 1937 года И.А. Соколянский был арестован. Он находился в тюрьме до мая 1939 года. В 1938 году клиника слепоглухонемых была закрыта по постановлению Наркомпроса Украины, в соответствии с которым эти дети были фактически объединены в одну категорию с не обучаемыми глубоко умственно отсталыми детьми. Сразу после освобождения из тюрьмы И.А. Соколянский уехал в Москву, куда был приглашен ранее на работу в Научно-исследовательский институт специальных школ. Там ему была предложена должность директора школы глухих при этом Институте. В 1951 году он начинает работать уже по совершенно другой тематике – разработке обучения взрослых глухих. Для неграмотных взрослых глухих он создает букварь, в котором в качестве первоначального средства словесного общения выступает тактильное слово – в виде рисунка серии пальцев знаков, обозначающих буквы.

Иван Афанасьевич создает научное описание общей схемы процесса обучения слепоглухонемых. Она изложена в статье «Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи» и в статье «Обучение слепоглухонемых детей», увидевшей свет позднее, в 1962 году. Теоретическим постулатом И.А. Соколянского явилось то, что слепоглухонемой ребенок обладает нормальным мозгом и имеет потенциальную возможность полноценного умственного развития. Собственными усилиями, как настаивал И.А. Соколянский, слепоглухонемой ребенок не достигает даже незначительного умственного развития, а без специального обучения остается на всю жизнь инвалидом. И.А. Соколянский выдвигает задачу создать у ребенка специфические средства общения и этими специально организованными средствами «сформировать все без исключения содержание человеческой жизни».

Уже после смерти И.А. Соколянского, в 1963 году, благодаря настойчивым хлопотам А.И. Мещерякова и О.И. Скороходовой был открыт Загорский детский дом для слепоглухонемых детей, обеспечены стабильные организационные условия работы в экспериментальной группе слепоглухонемых детей Научно-исследовательского института дефектологии и в конце 70-х года начата экспериментальная работа с умственно отсталыми слепоглухонемыми детьми в Головеньковском доме-интернате (Тульская область) для слепых и слабовидящих.

В постоянно развивающейся современной теории и практике обучения детей со сложными сенсорными нарушениями нашли продолжение и получили подтверждение многие из тех оригинальных и глубоких идей, к которым трудные дороги специальной педагогики привели И.А.Соколянского, крупного ученого-дефектолога, основателя советской тифлосурдопедагогики.

 

  Давид Генрихович Элькин (1895 – 1983). Д.Г. Элькин в течение 30 лет руководил кафедрой психологии Одесского университета, приняв ее от своего учителя Н.Н. Ланге. Являясь достойным преемником традиций отечественной психологической науки, Д.Г. Элькин создает новую психологическую школу, получившую признание, как теперь принято говорить, в ближнем и дальнем зарубежье. Научные поиски Д.Г. Элькина и его учеников связаны с изучением условий и психофизиологических механизмов сложнейших психических процессов, основой которых всегда был мастерски построенный классический психологический эксперимент, клинический анализ психиатрического и патоневрологического материала, а также методы онтогенетического и зоопсихологического исследования. Наибольшее признание и известность получил фундаментальный труд Д.Г. Элькина, посвященный исследованию проблем восприятия времени. Монографическое исследование Д.Г. Элькина “Восприятие времени” (1962) было одним из первых отечественных исследований по психологии восприятия времени, ибо долгие годы эта проблема была представлена лишь в чисто философской интерпретации. В научном наследии Д.Г. Элькина многое заслуживает особого внимания, представляя интерес и для современной науки. В нем, в частности, содержится материал, освещающий вопрос о мозговой локализации временных восприятий и их физиологических механизмах, вопрос о роли различных анализаторов, второсигнальных связей в восприятии времени, а также некоторые закономерности развития и формирования восприятия времени в онтогенезе. Его перу принадлежат более 150 работ по различным проблемам восприятия времени: от проблем онтогенеза, специфики развития временных восприятий в музыкальной, спортивной и профессиональной деятельности до проблем восприятия времени в социальных контактах, в общении человека. Суть концепции восприятия времени человеком в том, что оно представляется как своеобразное моделирование психикой временных особенностей раздражителей. В моделировании длительности, последовательности, ритма принимают участие идеомоторные акты, интериоризированные действия, речь, а также соматическая деятельность. Следует особо подчеркнуть, что, изучая специальные вопросы восприятия времени и пространства, Д.Г. Элькин внес вместе с тем ценный вклад в разработку общей теории чувственного познания человеком окружающей действительности. Наряду с таким выдающимися отечественными исследователями, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.Р. Лурия и другие, Д.Г. Элькин последовательно отстаивал в своих работах понимание процессов восприятия как рефлекторных по своему происхождению, носящих характер своеобразных ориентировочно-исследовательских действий, моделирующих особенности воспринимаемых объектов и явлений, развивающихся в контексте практической деятельности субъекта и выполняющих в ней ориентирующую и регулирующую функции. Надо отметить, что научные искания Д.Г. Элькина и его сотрудников протекали в тесном контакте с Харьковской школой психологии, где в 30-е гг. интенсивно велись работы по изучению психического развития детей под руководством А.Н.Леонтьева и при активном участии А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина и других психологов. Все эти работы, равно как и работы Г.С. Костюка и А.Н. Раевского в Киеве, были объединены общетеоретической позицией - пониманием психических процессов как неразрывно связанных с практической деятельностью человека и представляющих собой особые виды деятельности. Наследие Д.Г. Элькина составляют работы, посвященные вопросам образования навыков, функционирования, развития и распада процессов восприятия времени и пространства, а также таким общим проблемам психологической науки, как роль обратной связи в формировании осмысленных действий, влияние сигнального значения воспринимаемых раздражителей на протекание психических процессов, роль моделирующей функции движений субъекта в отображении образа мира.    
     
   
   
   
   
   
   

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: