Русская культура XVII в.




Новые черты в русской культуре XVII в. Влияние европейской культуры.

XVII в. принято считать временем складывания новой русской культуры. Историк культуры Б.И. Краснобаев выделяет две характерные черты новой русской культуры.

Первая черта. Светский характер культуры. Происходит ее “ обмирщение ”, то есть высвобождение из-под церковного влияния. Это приводит к появлению новых жанров в литературе, новых стилей в архитектуре и живописи. Заметным становится личностное начало в культуре.

Вторая черта. Открытость русской культуры, то есть готовность, стремление к активному общению с другими культурами, усвоению достижений других культур.

В XVII в. расширились связи со странами Центральной и Западной Европы. Оттуда в Россию все активнее стали проникать научные знания, все шире стали распространяться оригинальные и переводные технические, медицинские книги. В Россию все чаще стали приезжать иностранные специалисты. Благодаря этому русская культура обогащалась достижениями европейской культуре. Преодолевалась замкнутость русской культуры.

 

Образование.

Основная масса населения Русского государства была неграмотной. Грамотное население проживало, главным образом, в городах. Так, в 1680-х гг. в Москве среди посадского населения было более 20% грамотных.

Распространению грамотности среди городского населения во многом способствовало книгопечатание. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.

В середине – второй половине XVII в. в столице открылось несколько частных школ: Федора Ртищева, Ивана Фомина, Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого. Эти школы находились в основном при монастырях, в них обучали греческому и латинскому языкам, риторике, основам богословия.

При царе Федоре Алексеевиче монахом Сильвестром Медведевым был разработан проект открытия Академии по образцу европейских университетов (автономия, всесословность, неимущим – стипендия, выпускникам гарантирован высокий социальный статус). Руководство Русской православной церкви испугалось, что вместе с иностранными преподавателями, которых предполагалось пригласить для работы в Академии, будет занесен и дух “латинства” (то есть католичества). Поэтому оно выступило против открытия Академии. Вместо нее в 1682 г. было открыто Славяно-греко-латинское училище (Академия) во главе с греками братьями Лихудами для подготовки высшего духовенства и чиновников.

 

Литература. Сатирические повести. “Житие протопопа Аввакума”.

В литературе наступление нового периода проявилось с наибольшей выразительностью. Раньше герои проводили время в неустанной молитве, все их действия зависели от воли Провидения. Герои литературных произведений XVII в. – предприимчивые, энергичные люди, творцы собственной судьбы.

В литературе принято выделять два основных направления.

Первое направление. Официально-панегирическое. К нему относят:

исторические сочинения – “Генеалогия” Игнатия Римского - Корсакова; “Созерцание краткое” Сильвестра Медведева; “Скифская история” Афанасия Лызлова;

политические сочинения – “Политика” Юрия Крижанича;

поэтические, драматические, публицистические сочинения Симеона Полоцкого. Он был первым придворным поэтом, автором од, оригинальных пьес (“Комедия-притча о блудном сыне”).

Второе направление. Народно-обличительное. Оно представлено сатирическими и бытовыми повестями.

Сатирические повести: “Сказание о куре и лисице”, “Служба кабаку”, “Калязинская челобитная”, “Повесть о бражнике”, “О шемякином суде”, “О Ерше Ершовиче”, “Повесть о Фоме и Ереме”, “Азбука о голом и небогатом человеке”. В них высмеиваются стяжательство духовенства, пьянство, распутство, обличается неправедный суд и т.п.

Бытовые повести: “Повесть о Горе-Злосчастии”, “Повесть о Савве Грудцыне”. Их герои пытаются вырваться из рамок житейской мудрости “Домостроя”, но, оказавшись “на свободе”, не могут устоять перед соблазнами. В итоге оказываются в монастыре.

 

Особое место в литературе XVII в. занимает “ Житие протопопа Аввакума ”. Аввакум Петров был одним из активных деятелей раскола, противником церковных реформ Алексея Михайловича и патриарха Никона. Со страниц “Жития” предстает история раскола, увиденная глазами приверженца старой веры.

Герои прежних житийных произведений наделялись мифическими добродетелями, были лишены недостатков. Аввакум отходит от этой традиции. Он предстает живым человеком, со всеми достоинствами и недостатками. Язык “Жития” очень простой и динамичный. Автор не скупится на гневные выражения по адресу своих противников: царя Алексея и патриарха Никона.

Протопопа Аввакума считают основоположником автобиографического жанра.

Архитектура.

В архитектуре XVII в. также появились новые черты. Так, процесс “обмирщения” выразился в сближении культового стиля с гражданским. Вместо суровых аскетических сооружений появляются живописно украшенные здания. Широко применяются новые виды строительных материалов: белый камень для отделки зданий, фигурный кирпич, многоцветные изразцы. В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но получают распространение ярусные церкви, например, Вознесенская церковь в Торжке.

Наиболее известными памятниками архитектуры XVII в. являются:

Деревянный царский дворец в Коломенском, который современники называли восьмым чудом света. 270 комнат, 3000 окон и оконцев. Дворец состоял из многих разнохарактерных построек, соединенных переходами и галереями.

Теремный дворец Московского Кремля. Трехэтажное здание увенчано высоким теремком. Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба.

Валдайский Иверский монастырь, Новоиерусалимский монастырь. Патриарх Никон хотел вернуться при постройке этих культовых сооружений к канонам XVI, но в полной мере это не удалось. В соответствии с веяниями XVII в. при отделке были использованы многоцветные изразцы.

В гражданском строительстве используются монументальные формы, которые прежде были характерны в основном для культовых сооружений. Примерами могут служить Сухарева башня и Монетный двор в Москве.

В конце XVII в. в храмовом зодчестве появляется новый стиль: московское (нарышкинское) барокко. В этом стиле строились небольшие церкви в усадьбах русских вельмож. Особенностями стиля были элегантность, строгая симметричность, пышная декоративная отделка. Памятники барокко: церковь Покрова в Филях, церковь Спаса в Уборах под Москвой.

Живопись.

Здесь в наибольшей степени сохранились традиции, так как изобразительное искусство представлено главным образом иконописью.

Наиболее видным художником XVII в. был Симон Ушаков. Выходец из посадских людей, он стал дворянином. Для его творчества характерен пристальный интерес к изображению человеческого лица. Одной из самых известных работ Ушакова является икона “Спас нерукотворный”. Кроме нее, - икона “Насаждение древа государства Российского”. У истоков находится Иван Калита и митрополит Петр. На ветках – медальоны с изображением наследников Ивана Калиты. Рядом с деревом стоят Алексей Михайлович, его жена и двое детей.

“Обмирщение” живописи проявилось в работах так называемого посадского искусства. Самый яркий пример – посадская церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Библейские сюжеты здесь лишь повод для изображения жизненных сцен: Саломея в танце, Христос у руля лодки.

В XVII в. было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Портретная живопись представлена парсунами: парсуны Алексея Михайловича, Федора Алексеевича (Симона Ушакова).

Пейзаж еще не стал самостоятельным объектом изображения. Он являлся фоном, на котором изображался святой.

 

Итогом развития русской культуры XVII в. стало начало складывания русской национальной культуры.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: