Понятие гос. бюджета и его параметров
Государственный бюджет - документ, отражающий формы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования (смета доходов и расходов государства).
Основные статистические параметры гос. бюджета:
1. Поступления и платежи
2. Поступления и платежи возвратные или невозвратные
3. Поступления и платежи возмездные или безвозмездные
4. Поступления и платежи текущие или капитальные
5. Приобретение финансовых активов или принятие обязательств
6. Приобретение финансовых активов для проведения гос. политики или управления ликвидностью
Первые 2 категории касаются всех операций, 3-4 только невозвратных. Приобретение финансовых активов и принятие обязательств имеют отношение ко всем возвратным операциям. 6 пункт - только операции с государственными активами.
Возвратные платежи (поступления) - если обратный поток имеет форму договоренных обязательств с фиксированным сроком погашения.
Если таковой отсутствует - невозвратные.
Возмездные платежи (поступления) - если имеет место обратный поток товаров и услуг, операции предполагают платежи на условиях компенсации.
Если таковой отсутствует - безвозмездные и не предполагают получение какого-либо эквивалента.
К основным показателям статистики гос. бюджета относятся:
1. Доходы (как поступления в бюджет) - обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.
2. Официальные трансферты - безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других гос. органов управления или международных (пример: средства частных организаций, направляемые на строительство больниц).
3. Расходы - это все невозвратные платежи возмездные и безвозмездные, капитальные и текущие.
4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование)- операции учреждений гос. управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения гос. политики. В данную категорию включаются предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом возвращенных кредитов и выручки от продажи акций.
Бюджетная классификация, как группировка доходов и расходов бюджета. Состав доходов и расходов бюджета
Бюджетная классификация - методологический документ, отражающий порядок составления и использования бюджетов, регламентирует источники доходов и направлений расходования бюджетных средств.
Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения к определенной группе.
Доходы бюджета делятся на:
Налоговые: прямые налоги на прибыль, доход и прирост капитала; на имущество, на ВЭД, налог на фонд оплаты труда, на товары и услуги, платежи за использование природных ресурсов, прочие сборы и пошлины.
Неналоговые: доходы от гос. и муниципальной собственности, от реализации гос. запасов, от продажи земли и нематериальных активов, капитальные трансферты из негос. источников, административные сборы, штрафы, доходы от ВЭД, безвозмездные перечисления и прочие.
Расходы имеют 3 классификации:
Функциональная структура содержит расходы, связанные с осуществлением государства основных функций, таких как гос. управление, оборона, расходы на НТР, образование, промышленность и энергетику, с/х, охрану окруж. среды, транспорт, соц. политику, культуру и т.д. (всего 23 раздела).
Ведомственная структура расходов бюджета - распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.
Экономическая струткура отражает привлечение правительством заемных средств для финансирования расходов бюджета.
Совокупные долговые обязательства государства(гос. долг) - это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств гос. учреждений перед другими секторами нац. экономики (внутренний) или остальным миром (внешний).