В образовательном пространстве




Темы практических занятий по дисциплине

«Социальная психология образования»

Тема 1. Введение в социальную психологию образования

Задание: написать эссе на тему: «Социально-психологические проблемы в сфере образования».

Задание: составить глоссарий по теме: «Методологические принципы и актуальные проблемы социальной психологии образования».

 

Задание: подготовиться к обсуждению вопросов на семинарах №№ 2-5.

Тема 2. Межличностные отношения и проблема общения в образовательной среде

Вопросы для обсуждения:

Специфика изучения общения в социальной психологии. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Общая характеристика межличностных отношений как формы проявления общественных отношений; их эмоциональная основа. Значение общения для развития индивида и развития общества. Эмоциональная сторона межличностного восприятия - феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Практическое значение исследований аттракции в сфере образования.

Тема 3. Социально-психологические параметры малых групп

Субъектов образовательного пространства

Вопросы для обсуждения:

Социально-психологические феномены в группах: организационная структура и динамика групп и коллективов, сплочённость, конформность, групповые нормы, социально-психологический климат, процессы руководства и лидерства. Личностно обусловленные феномены: диспозиции, отношения, ценностные ориентации, роли. Массовые социально-психологические явления: общественное мнение, национальные психологические особенности, нравы, обычаи, традиции, переживание, подражание, заражение.

Тема 4. Структура власти в малой группе и межгрупповые отношения субъектов образовательного пространства

Вопросы для обсуждения:

Структура социальной власти в малой группе. Структура межличностных отношений в малой группе. Проблема принятия группового решения, эффективности групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп. Эффективные способы управления малой группой.

Социальная власть в группе. Теории лидерства. Психологические потребности и мотивы лидера. Виды и механизмы власти лидера. Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров. Стили поведения лидера. Руководство группой, стили руководства. Лидерство и руководство: единство и различие. Индивидуальные факторы эффективного управления группой субъектов образовательного пространства.

Тема 5. Проблема социализации личности

в образовательном пространстве

Вопросы для обсуждения:

Понятие личности в социальной психологии. Структура личности. Проблема соотношения личности и социума (социальный контроль). Понятие «социализация» и её сущность. Социальная нормативность и объективные предпосылки социализации. Психология освоения социальных норм и субъективные предпосылки социализации. Особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Механизмы социализации. Институты социализации. Общее понятие социального развития человека. Стереотипы понимания социального развития человека. Модели социального развития. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза. Личностная зрелость. Закономерности социального развития человека. Я-концепция и самооценка школьника. Мотивация учения, поведения и выбора профессии. Жизненная позиция как интегральный критерий социализации.

Задание: подготовить доклад (на 10-12 минут) к одной из тем семинара №№ 2-5 и выступить с ним.

Темы докладов:

1. Специфика изучения общения в социальной психологии.

2. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.

3. Значение общения для развития индивида и развития общества.

4. Эмоциональная сторона межличностного восприятия - феномен аттракции.

5. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции.

6. Практическое значение исследований аттракции в сфере образования.

7. Организационная структура и динамика групп и коллективов.

8. Сплочённость, конформность, групповые нормы.

9. Социально-психологический климат.

10. Процессы руководства и лидерства.

11. Национальные психологические особенности, нравы, обычаи, традиции.

12. Переживание, подражание, заражение.

13. Понятие и структура личности в социальной психологии.

14. Проблема соотношения личности и социума (социальный контроль).

15. Понятие «социализация» и её сущность.

16. Социальная нормативность и объективные предпосылки социализации.

17. Психология освоения социальных норм и субъективные предпосылки социализации.

18. Стадии развития личности в процессе социализации.

19. Механизмы социализации.

20. Институты социализации.

21. Общее понятие социального развития человека.

22. Стереотипы понимания социального развития человека.

23. Модели социального развития.

24. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза.

25. Личностная зрелость.

26. Я-концепция и самооценка школьника.

27. Мотивация учения, поведения и выбора профессии.

Задание: прислать текст реферата и презентацию на адрес avdolgopolova@mail.ru за неделю до начала сессии (проверка Антиплагиатом: не менее 60% уникальности текста).

Темы рефератов с медиа-презентацией (контрольная работа):

1. Межличностные отношения и проблема общения в образовательной среде.

2. Социально-психологические параметры малых групп субъектов образовательного пространства.

3. Социально-психологические феномены в группах.

4. Личностно обусловленные феномены в группах.

5. Массовые социально-психологические явления.

6. Проблема социализации личности в образовательном пространстве.

7. Жизненная позиция как интегральный критерий социализации.

8. Закономерности социального развития человека.

9. Особенности современной социализации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: