Русская культура в первой половине XIX в.




Формирование русской национальной культуры.

Примерно с середины XVII в. начался процесс складывания новой русской культуры. В течение XVIII – начала XIX в. доминировала дворянская культура, то есть культура господствующего сословия. Но она существовала не изолированно, но постоянно взаимодействовала с народной культурой. Это создавало предпосылки для формирования русской национальной культуры. Этот процесс происходил в первой половине XIX в. и ускорился после войны 1812 г. Война была первой в русской истории Отечественной войной, первым общеисторическим действием русской нации. Характерными чертами складывающейся национальной культуры были:

- осознание единства русской и мировой культуры;

- глубокое постижение и усвоение народной культуры;

- одна из центральных тем творчества писателей, художников, музыкантов – историческая судьба России и русского народа.

 

Литература. Основные литературные стили.

В конце XVIII в. основным литературным течением стал сентиментализм. Главная особенность – пристальное внимание к человеческим чувствам, слезливость – характерная черта произведений сентиментализма. Он представлен сочинениями Карамзина (“Бедная Лиза” и др.).

В 1810-х гг. на смену сентиментализму пришел романтизм: сочинения Жуковского, Рылеева, Кюхельбекера, Бестужева (Марлинского), Одоевского, раннего Пушкина. Охранительные тенденции в романтизме представлены творчеством Кукольника и Полевого. Авторы-романтики подменяли реальную жизнь выдуманной, которую пытались выдавать за образец. Романтические герои должны были стать неким образцом для подражания в реальной жизни.

На смену романтизму приходит реализм. В его становлении важную роль сыграли басни Крылова и сочинения Грибоедова, прежде всего “Горе от ума”. Утверждение реализма приходится на 1830-1840-е гг. Основными произведениями реализма принято считать:

- Пушкин – “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Капитанская дочка”, “Дубровский”;

- Гоголь – “Ревизор”, “Мертвые души”;

- Лермонтов – “Герой нашего времени”;

- Герцен – “Кто виноват?”, “Доктор Крупов”;

- Достоевский – “Бедные люди”;

- Тургенев - “Записки охотника” и др.

Реализм предполагает действительное, без приукрашивания, отражение жизни.

Основоположником русской литературной критики принято считать Белинского. Он отстаивал общественное назначение литературы, выступал за утверждение в ней принципов реализма и народности.

 

Музыка и театр.

Расцвет театрального искусства этого периода приходится на 30-40-е гг. На сцене Малого театра блистали Мочалов, Щепкин. Ведущими актерами Александринского театра были Каратыгин, Мартынов.

Среди постановок 30-40-х гг. выделялись: “ Горе от ума ” Грибоедова (поставлено в Москве и Петербурге с купюрами), “ Ревизор ” Гоголя, ставший событием общественно-культурной жизни. Начинается творческая биография Тургенева-драматурга: “ Нахлебник”, “Холостяк”, “Месяц в деревне”. Тургенев был одним из основоположников нового жанра – лирико-психологической драмы.

Музыкальная культура начала XIX в. продолжала традиции предшествующего периода, когда доминировала камерно-вокальная музыка. Романсы Алябьева, Булахова, Титова, Варламова, Гурилева.

Репертуар оперных театров начала века состоял в основном из сочинений итальянских, французских и немецких композиторов. Наиболее известным русским оперным композитором был Верстовский (“Аскольдова могила”).

Вершиной развития русского музыкального искусства первой половины XIX в. стало творчество Глинки. Он прославился операми “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин ”), “ Руслан и Людмила ”. Глинку считают основоположником русской классической музыки.

В 50-е гг. начинается творческий путь Даргомыжского – опера “Русалка ”.

 

Живопись.

В начале XIX в. на смену классицизму приходит романтизм. Дальнейшее развитие получает портретный жанр. Выдающимся художником-портретистом был Кипренский – портреты Пушкина, Жуковского, автопортрет.

В 30-е гг. возрастает роль бытового жанра, в котором значительное место занимают элементы реализма. Это характерно для работ Тропинина – “Кружевница”, “Гитарист”, портрет Пушкина. Венецианов одним из первых обратился к изображению простых людей, сделал их героями своих произведений – “На пашне”, “Захарка”.

В творчестве Брюллова нашли отражение традиции классицизма (“Последний день Помпеи”) и реализма (автопортрет).

Крупнейшим художником первой половины XIX в. был Иванов. В картине “Явление Христа народу” отражена главная тема того времени – раскрепощение человеческой личности.

В 40-е гг. начинается творческий путь Федотова – родоначальника критического реализма в живописи. Основные работы: “Свежий кавалер”, “Утро чиновника, получившего крестик”, “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста”, “Завтрак аристократа”.

 

Архитектура.

В первые десятилетия XIX в. в архитектуре господствовал классицизм. Его разновидностью был ампир, опиравшийся на художественное наследие императорского Рима. Наиболее известные памятники: Казанский собор (Воронихин), Адмиралтейство (Захаров).

В единый комплекс оформляются дворцы и связанные с ним постройки: Михайловский дворец – Площадь искусств; Александринский театр – павильоны Аничкова дворца – здание Публичной библиотеки; ансамбль Главного штаба; Сенат-Синод (Росси) – Исаакиевский собор (Монферран).

После пожара отстраивается Москва. Бове – первые торговые ряды на Красной площади, здания Большого и Малого театров, вместе с БетанкуромМанеж.

Жилярди заново отстраивает Московский университет.

В конце 30-х гг. на смену классицизму приходит эклектика: элементы византийского стиля, барокко, псевдоготика. Примеры – Мариинский и Николаевский дворцы в Петербурге (Штакеншнейдер).

 

Скульптура.

В начале века наблюдается подъем монументальной скульптуры, развивавшейся в рамках классицизма. В 1818 г. по проекту Мартоса на Красной площади возводится памятник Минину и Пожарскому. Теребенев, Пименов, Демут-Малиновский оформляют Казанский собор, Адмиралтейство и арку Главного штаба.

Переход от классицизма к реализму в скульптуре проявился в трактовке героев войны 1812 г. как реальных исторических личностей: памятники Кутузову и Барклаю де Толли (Орловский).

20 лет работал над четырьмя скульптурными группами Клодт. Они установлены на Аничковом мосту в Петербурге. Их отличают ясность композиции, строгость и четкость пропорций, пластическое совершенство.

Скульптор Толстой был создателем многих барельефов и медалей. Особую известность приобрели барельеф “Народное ополчение 1812 г.” и серия медалей, посвященных войне 1812 г.

 

Русская культура первой половины XIX в. имела мировое признание. Творчество Пушкина еще при его жизни получило известность за границей. На сценах многих театров мира шли оперы Глинки. Скульптуры Клодта, установленные в Берлине и Неаполе, принесли ему и русскому искусству европейскую славу.

В то же время развитие русской культуры в первой половине XIX в. подготовило ее расцвет в последующие десятилетия.


Великие реформы” 1860-1870 гг.

Социально-экономическое положение России в середине XIX в.

Видимо, к середине XIX в. возможности развития России по феодальному пути, с точки зрения внутренних условий, не были до конца исчерпаны. В стране не было всеобъемлющего кризиса сельскохозяйственного производства как основы экономики. За первую половину века население увеличилось примерно на 50%, примерно на столько же возросли размеры посевных площадей и валовые сборы хлебов.

Кризис феодализма проявился прежде всего в сравнительно-историческом плане. Россия быстро отставала от капиталистических и полукапиталистических стран Европы. Удельный вес России в мировом производстве составлял в 1860 г. менее 2%. Это было меньше, чем доля Франции в 7 раз, чем доля Германии в 9 раз, чем доля Англии в 18 раз. Эту сравнительную отсталость и выявила Крымская война. Реформы были настоятельно необходимы с учетом прежде всего резко пошатнувшегося международного положения России.

 

Александр II и его ближайшее окружение.

В 1855 г. императором стал Александр II. Он родился в 1818 г. В 1825 г. провозглашен наследником. Его образованием руководил известный поэт Жуковский. Девизом Жуковского было: “образование для добродетели”. Поэтому будущему царю читался широкий круг гуманитарных дисциплин. Но установка отца – Николая I – была иной: император должен быть военным в душе.

Александр II вырос, так же как и его отец, военным “до мозга костей ”. Кроме того, Николай I сумел внушить сыну идею незыблемости самодержавия в России. Александр II не был реформатором по убеждению. На путь реформ его толкнула объективная необходимость. Реформаторская линия была главной во внутренней политике самодержавия. Но на втором плане постоянно присутствовала контрреформаторская линия.

Эта двойственность политической позиции императора и его внутренней политики сказалась и на подборе сотрудников. Тон задавали представители так называемой либеральной бюрократии. Их лидером являлся брат царя великий князь Константин Николаевич. Он возглавлял военное ведомство. К числу представителей либеральной бюрократии можно отнести таких сановников как братья Милютины, Головнин, Рейтерн. К либеральным бюрократам примыкали Ланской и Ростовцев.

К консервативному крылу бюрократии принадлежали министры Валуев, Муравьев, Панин, во второй половине 1860-х гг. – Тимашев, Толстой, Шувалов.

 

Подготовка и основные положения крестьянской реформы.

В марте 1856 г. Александр II выступал перед представителями московского дворянства. Смысл речи: не хочется отменять крепостное право, но придется. В январе 1857 г. был образован Секретный комитет по крестьянскому вопросу во главе с императором.

В октябре 1857 г. появляется рескрипт виленскому генерал-губернатору Назимову. В нем предписывалось открыть в Западных губерниях комитеты для рассмотрения вопроса об улучшении положения помещичьих крестьян. В течение 1858 г. подобные рескрипты получили и другие губернаторы (всего 45).

Подготовка крестьянской реформы приобрела гласность. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.

В губернских комитетах стали разрабатываться проекты решения крестьянского вопроса. Свой проект был и у правительства. Первоначально, в 1856-1857 гг., предполагалось освободить крестьян без земли, дать им только усадебный надел. В 1858 г. правительственная программа изменилась: освобождение крестьян с землей за выкуп.

В марте 1859 г. при Главном комитете начали работу Редакционные комиссии. Они должны были рассмотреть проекты, подготовленные губернскими комитетами. Председателем Редакционных комиссий был Ростовцев, после его смерти Панин. Комиссии состояли как из чиновников, так и представителей губернских комитетов.

В октябре 1860 г. Редакционные комиссии завершили работу, и все материалы были переданы в Главный комитет. Там проект окончательно доработали и передали на рассмотрение в Государственный совет. В середине февраля 1861 г. Государственный совет закончил обсуждение проектов освобождения крестьян и передал их императору.

 

19 февраля 1861 г. император подписал “ Манифест” и “Положения” 19 февраля 1861 г. Эти документы определяли содержание и ход крестьянской реформы.

Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу. Правда, в течение двух лет они должны были отбывать те же повинности, что и прежде.

Земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли выкупить полевой надел.

Государство устанавливало размер выкупаемого надела. Если размер надела, которым крестьянин пользовался, был больше установленного государством, то производилась отрезка, если меньше – прирезка. Отрезка была больше прирезки. В итоге крестьянское землепользование сократилось на 20%.

Выкупная цена земли представляла собой так называемый капитализированный оброк: размер годового крестьянского оброка, положенного в банк из расчета 6% годовых. Эта сумма была выше, чем реальная стоимость выкупаемой крестьянами земли.

Государство оказывало содействие в выкупе. 80% выкупной суммы государство уплачивало помещику деньгами или ценными бумагами. Эта сумма являлась ссудой крестьянину на 49 лет из расчета 6% годовых. Остальные 20% выкупной суммы крестьянин уплачивал сам сразу или в рассрочку. Пока он не выплатил эту сумму он считался временнообязанным, то есть нес повинности за пользование помещичьей землей.

Крестьянская реформа, таким образом, имела как положительные, так и отрицательные стороны. Несомненным достоинством было освобождение крестьян с землей. Феодальными пережитками являлись большая сумма выкупа, отрезки, временнообязанное состояние, сохранение общины с ее круговой порукой и переделами земель. Бичом крестьянских хозяйств являлась чересполосица.

 

Земская, судебная, городская реформы.

Вслед за крестьянской реформой последовал ряд других реформ. В 1864 г. началась земская реформа. Она распространялась на более чем 30 губерний, в которых было помещичье землевладение. В губерниях и уездах учреждались органы всесословного самоуправления: земства. В губерниях – губернские земские собрания и губернские земские управы. В уездах – уездные земские собрания и уездные земские управы. В земствах были представлены выборные от разных сословий, в том числе и от крестьян. Они избирались сроком на 3 года.

Функции земств – попечение о земских школах, больницах; земское страхование, налоги; местное благоустройство.

 

В 1864 г. началась также судебная реформа. Вводилось два вида судов. Первый. Суды с избираемыми судьями – мировые суды. Рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Второй – для рассмотрения более серьезных дел. Суды с назначаемыми судьями: окружные суды и судебные палаты. По судебной реформе появились институты присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Важными принципами судоустройства и судопроизводства стали: несменяемость судей, гласность судопроизводства.

 

В 1870 г. началась городская реформа. Выборные органы городского самоуправления – думы – появились еще при Екатерине II. Теперь городское самоуправление перестраивалось на новой основе. Городские думы избирались на 4 года городскими налогоплательщиками. Городская дума избирала Городскую управу сроком на 4 года. Во главе думы и управы стоял городской голова. Функции дум и управ: городское благоустройство, школы, больницы, дороги, водопровод и т.д.

 

Преобразование армии.

Военные реформы связаны с именем военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Они проводились в 1860-1870-е гг.

Были введены новые военно-судебные уставы и отменены телесные наказания в армии; открыты новые военно-учебные заведения – военные гимназии; реорганизована система военного управления: на смену корпусной системе пришла военно-окружная. Началось перевооружение армии: обновление артиллерийского парка, постепенная замена парусного флота паровым, гладкоствольных ружей нарезными.

Кульминацией военных реформ стало введение в 1874 г. всесословной воинской повинности. Она заменила рекрутскую систему комплектования армии. Воинской повинности подлежало все мужское население в возрасте с 20 лет, кроме представителей духовенства и кочевых народов. Срок службы устанавливался 6 лет в армии и 7 лет на флоте. Для лиц, окончивших высшие и средние учебные заведения, срок службы значительно сокращался.

 

Реформы образования и цензуры.

Реформы образования коснулись всех типов учебных заведений.

Начальное образование. Вводилось 3 типа школ: министерские, земские, церковные.

Среднее образование. Гимназии делились на два вида. Классические – их окончание давало возможность беспрепятственного поступления в университет. Реальные – их окончание давало возможность поступать в высшие технические заведения. В 1872 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища.

С 1862 г. появились женские гимназии.

Высшее образование. В 1863 г. принят новый университетский устав, по которому университеты получали автономию. Совет университета присуждал ученые степени и звания, избирал руководство и профессоров, распределял государственные средства, проводил внутреннюю реорганизацию.

Появилось высшее женское образование в форме высших женских курсов. Наиболее известными были курсы: Лубянские высшие женские курсы, Владимирские курсы, Бестужевские курсы, Высшие медицинские женские курсы.

 

В период реформ ослаб цензурный гнет. В 1865 г были введены “ Правила о цензуре и печати”. Устанавливалась предварительная и карательная цензура.

Крупные оригинальные и переводные произведения, центральные печатные издания как правило освобождались от предварительной цензуры, она оставалась для провинциальных изданий и массовой литературы. На периодические издания налагались, в рамках карательной цензуры, различные взыскания: предостережения, денежный штраф, временная приостановка, прекращение издания.

Основным цензурным ведомством стало Главное управление по делам печати при Министерстве внутренних дел.

Значение “великих реформ”.

Реформы 1860-1870-х гг. имели объективно буржуазный характер. В их основу был положен буржуазный принцип всесословности. Реформы способствовали развитию капиталистических отношений в России, особенно в промышленности.

Но реформы были проведены самодержавной властью, постаравшейся максимально учесть интересы господствующего сословия – дворянства. Реформы не затронули политическую надстройку, сохранив в неприкосновенности самодержавие. Поэтому принято говорить о половинчатости, незавершенности реформ.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: