Теории происхождения государства




Название теории Представители Содержание Достоинства Недостатки Современная оценка
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ Ф.Аквинский, И.Волоцкий, Никон Государство сотворено богом и призвано обеспечить исполнение людьми боже­ственной воли. Целью государственной власти выступает обеспечение выполнения людьми ре­лигиозных норм и способствование, таким обра­зом, приближению царства божьего. Власть церкви (религиозная власть) должна быть выше власти государства (светской власти). Государство должно отстаивать интересы церкви, а правовые нормы - осуществлятъ ценности религии. Лучшей формой государст­ва является монархия, при которой глава госу­дарства является одновременно главой церкви (= теократия). Каждый человек обязан смириться перед божественной волей и подчиниться государству. Придавая государству и правителям орел святости идеологи теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, вогласия и духовности. Основана не на объективных научных данных, а на вере в божественное происхождение государства. В конечном счете, вопрос об истинности данной теории решается вместе с вопросом о существовании Бога. Доктрина умаляет влияние социально - экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как улучшать государственное устройство и совершенствов овать форму государства. Способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности, предотвращению революционного насилия
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ Конфуций, Аристотель, Филмер, Н.К. Михайловский Госу­дарство происходит из разросшейся семьи. Оно в своем разви­тии проходит ряд этапов: простая семья, состоя­щая из мужа, жены и детей; расширенная семья, объединяющая несколько поколений родственников; селение и полис. Власть отца, главы семьи (= патриарха) над домочадцами женой и детьми) перерастает в государственную власть монарха над своими подданными. Отца не выбирают. Он - от бога. Его власть в семье божественна. Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние его дети. Точно также как отец должен заботиться о своей семье, обеспечивать ее всем необходимым, защищать в обмен на послушание домочадцев, государство должно заботиться о благополучии своих граждан в обмен на их полное подчинение. Власть в государстве должна быть авторитетной, и проявлять заботу по отношению к подданным. Опека государства своими гражданами (такую политику называют также патерналистской - от лат. отец, подобная заботе отца о своем семейств,. не может не вызывать конфликты в обществе. Не все индивиды и социальные группы должны только повиноваться главе государства и в его лице государственной власти. Народ должен иметь возможность реально осуществ­ить власть или влиять на нее непосредственно, участвуя в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетировании, референдумах, или через институты представительства.   Изучение некоторых архаичных культур, сохранившихся до нашего времени (например, племен североамериканских индейцев), позволяет утверждать, что зачатки государственных структур во многом создавались у них по аналогии с семейными. Установлено, что, как правило, патриархальная семья появилась вместе с государством, в процессе разложения первобытно-общинного строя. Наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (прежде всего.обороны и агрессии) и функции семьи (воспроизводство и совместное потребление. Идеализирует один фактор в образовании государства. Вместе с тем способствует сплочению общества, уважению государственной власти, культивирует дух взаимосвязанности членов общества(как членов семьи)
ДОГОВОРНАЯ Г.Гроций, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо, А.Н. Радищев Появившись на белом свете люди жили в безгосударственном общест­ве и подчинялись законам при­роды. У людей не было правовых законов. Они были эгоистичны, стремились к наслаждениям, богатству и власти. Аппетиты их росли. Каждый человек, будучи от природы алчным, завистливым, стал вести войну против других себе подобных. Человек стал человеку волк. Люди стали вести войну всех против всех. Стремление к славе, жажда власти привели к всеобщей вражде, насилию. Сильный кушал слабого. Человеческому роду грозило самоуничтожение. Условием выживания человечества стало прекращение наруше­ний естественных прав и наказания виновных. Люди собираются вместе объединяются и заключают между собой договор об образовании государства, главными целями которого выступают обеспечение мира, безопасности, порядка, прав человека. Люди отка­зываются от естественной свободы в обмен на гарантии безопасности в пользу государства, получающего, таким образом, аб­солютную и неограниченную власть над обще­ством. Обладателем всей полноты государст­венной власти становится одно лицо - мо­нарх, который не связан ничьими правами и никакими законами, в том числе своими соб­ственными. У правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обя­занностей, и соответственно - ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою террито­рию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблю­дать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правите­лей властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Отдельные элементы договорной теории получили реальные воплощения в практике государственного строительства США (юридическое закрепление в Конституции договора между народами, входящими в их состав). Основные положения многих представителей договорной теории вошли в концепцию правового государства. Государство выступает исключительно как искусственный продукт сознательной воли людей. Эта теория упускает из виду исторические, экономические, и иные объективные причины возникновения государства. Подавляющее большинство государств мира не имели в своей основе какого бы то ни было соглашения между правителями и жителями страны. Маловероятно, что множество людей могут договориться между собой и при отсутствии каких бы то ни было властных структур в условиях конфликта интересов.   Очевидна недооценка в происхождении государства объективных, прежде всего социально - экономических, военно-политических и прочих причин и преувеличение в этом процессе факторов субъективных. Тем не менее способствовала формированию гражданского общества, выдвинула принцип народного суверенитета: власть производна от народа и должна служить народу.
Психологическая теория Л.И. Петражицкий, З.Фрей­д, Г.Тард. Появление государства связывается с человеческими психологическими особенностями: потребностью людей жить в организованном обществе, потребностью одних людей властвовать над дру­гими людьми, а других - слабых - необходимостью подчиняться сильным, во всем подражать толпе. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев. Но существуют лица, которые не согласны с влас­тью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство. Следовательно, природа государства — психоло­гическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Человек – биосоциальное существо, наделенное сознанием и волей. Организованное общество безусловно является естественной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности. Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (экономических, политических и д.р.) объективных факторов, которых не учитывает данная теория.   Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность- важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты. Их игнорировать нельзя. Но роль психологических(иррациональных) начал нельзя преувеличивать. Они не сегда выступают в качесте решающих причин и должны рассматриваться как именно лишь как моменты государствообразования, т., к. сама психика формируется под влиянием соответствующих социально -экономических и иных внешних условий
Теория насилия Е.Дюринг, Л. Гумплович,К Каутский Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими. Внешнее насилие – завоевание одного народа другим. Для управления завоеванными народами и территориями ну­жен аппарат принуждения, которым и стало государство. «Племя победите­лей, - писал К. Каутский, - подчиняет себе племя побеж­денных, присваивает себе и всю их землю и за­тем принуждает побежденное племя системати­чески работать на победителей, платить им дань и подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы... вследствие со­единения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают победители для упра­вления побежденными, превращается в госу­дарство». Внутреннее насилие – экономическое и политическое одних членов общества над другими. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития обще­ства, а навязанная ему извне сила.С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возник­новения многих государств (например, древнегерманского, норманнская теория) Элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождали процесс образования государства Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образования коренились в процессах внутреннего развития общества. Для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать аппарат управления. Если этот уровень не достигнут, то никакой уровень насилия сам по себе не может привести к возникновению государства Военно-политические факторы в образовании государственности отрицать нельзя. Элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. Но степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. В ряде регионов военно-политические факторы в основном играли в основном вторичные роли, уступая социально- экономическим.
ИРРИГАЦИОННАЯ К. Виттфогель Переход к земледелию,осуществленный в долинах крупньгх рек, повлек за собой строительство каналов, дамб и подъемных устройств. Ирригационные работы, являясь сложными и трудоемкими, требовали умелой организации труда. Люди, управлявшие ходом ирригационных работ, впоследствии взяли на себя выполнение функций государственного руководства, т.е. стали государственными чиновниками. Первые государства действительно возникли в долинах крупных рек (Египет в долине Нила, Китай в долинах Хуанхэ и Янцзы, Вавилон, Шумер и Аккад в долинах Тигра и Евфрата) и имели в своем появлении ирригационную основу, Теория Виттфогеля имеет локальный характер, т. е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара. Не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.). К тому же некоторые ученые полагают, что государство появилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения. Теория основана на конкретных исторических фактах. Природно – климатический фактор действительно стоит учитывать в процессе госудасртвообразования, но не идеализировать
МАРКСИСТСКАЯ К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин Рост производительных сил, совершенствование орудий труда (использование металлических орудий) привели к тому, что труд стал производительнее. Появился излишек (=прибавочный продукт). Следовательно, отпала необходимость вести хозяйство родом. Возросла хозяйственная самостоятельность отдельных семей, возникла соседская община. Возникает частная собственность, то есть право людей владеть, пользоваться, распоряжаться излишками. Одни семьи накапливали больше излишков, другие – меньше. Возникает имущественное неравенство, эксплуатация человека человеком. Как следствие ведутся войны за собственность. Происходит обогащение богатых. Зарождаются классы. Появляется необходимость охраны прав собственности богатых от посягательств бедных. Возникает государство. Т.о. классики марксизма – ленинизма объясняли возникновение государственности, прежде всего, социально-экономи­ческими причинами.   Общественно- историческая практика показывает, что развитие хозяйства и экономики неизбежно приводит к возникновению противоположных интересов, и, соответственно, противоборствующих общественных классов. Главный недостаток экономической теории – недооценка биологических и нравственных, психических и иных аспектов, обусловивших образование государства. В данной теории заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных религиозных, психологических, военно-политических и иных причин
Органическая Г.Спенсер Государство – общественный организм, состоящий из людей как живой организм из клеток. Государство, будучи разновидностью биологического организма, име­ет мозг (правителей), желудок (экономику), денежное обращение (кровеносную систему) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому как среди биологических организмов в результате ес­тественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в общественных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбо­ра) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.   Органическая теория вводит системный признак в понятие государства; обосновывает дифференциацию и интеграцию государственной и общественной жизни; указывает на связь естественных и общественных законов. Различие самой природы государства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении. Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими. Государство имеет ряд задач и функций не имеющих аналога с функциями организма. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, т.к. люди не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерностим, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни. Подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения. Восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: