Глава 1. Территориальное устройство государства




Содержание

Введение........................................................................................................... 3

Глава 1. Территориальное устройство государства..................................... 5

Глава 2. Главные виды территориального устройства государства...........

2.1 Унитарное государство..................................................................... 8

2.2 Федерация........................................................................................ 13

2.3 Конфедерация.................................................................................. 16

Заключение..................................................................................................... 20

Список использованной литературы............................................................ 23

Приложения................................................................................................... 24

 

 

Введение

Общепризнанно, что элементы составляющие государство, - это территория, население и публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория. Для выполнения своего социального назначения - организации производственно-экономической жизни, обеспечения защиты интересов и прав различных групп населения, а также всего общества от внешних угроз и т.п. - государство реализует собственные важнейшие задачи на всей «своей» территории. Вся эта многообразная деятельность не может эффективно осуществляться только из одного центра. Тем более если размеры территории и численность населения достаточно большие. Именно в связи с этим возникает необходимость деления всей территории государства на соответствующие подразделения — губернии, области, штаты, земли и т.п., которые управляются региональными органами государства. Следовательно, с неизбежностью встает вопрос оптимального распределения власти центра и регионов. На это структурирование государства влияет множество факторов: потребности экономики, рост населения, политические интересы, исторический опыт государственности, политико-правовые заимствования, геополитическое окружение и т.д. Эти и другие факторы определяют конкретную форму государственного устройства той или иной страны.

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом и отдельных его частей.

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Актуальность данной темы состоит в том, что многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства, остаются до сих пор нерешенными и дискуссионными. В частности, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

Объектом исследования является унитарное государство, федерация и конфедерация как формы государственного устройства.

Целью курсовой работы являются анализ форм государственного устройства. Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1) Определить понятие территориального устройства государства,

2) Рассмотреть унитарное государство как форму территориального устройства государства, выделив его характерные черты и рассмотрев основные его виды,

3) Рассмотреть федерацию как форму территориального устройства государства, выделив его характерные черты и рассмотрев основные его виды,

4) Попытаться разрешить вопрос о том, в каком качестве выступает конфедерация – как форма территориального устройства или территориальная организация союза государств.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 4 параграфов, объединенных в 2 главы, заключения и библиографического списка.

В процессе выполнения курсовой работы использовалась научная литература авторов Малахов В.П., Иванов А.А.[1], Малаховой В.П. и Долгушиной С.В.[2], Рассолова М.М. [3], а также некоторых других.

Глава 1. Территориальное устройство государства

В юриспруденции понятие формы государства обычно связывается со спецификой его внутреннего строения. О форме государства говорят как о категории, которая «показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер отношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности»[4]. Форма государства включает в себя три взаимосвязанных элемента:

1. Форму правления,

2. Форму государственного устройства,

3. Форму политического режима.

Понятие «государственное устройство» используется в научной литературе в двух значениях: широком и узком. В широком смысле под государственным устройством понимают «государственный строй», т.е. всю «совокупность общественно-политических отношений, выражающих наиболее принципиальные свойства, взаимосвязи и взаимодействия в механизме организации и функционирования государства»[5]. Когда мы употребляем это понятие в широком смысле, мы подразумеваем в частности основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организацию власти в конкретной стране, главные черты социальных и экономических отношений, статуса личности, внутреннюю структуру государства, систему органов государственной власти и основы местного самоуправления, если таковое провозглашено в конкретном государстве. Этот термин условно можно считать тождественным понятию «конституционный строй».

Все страны обладают обязательным признаком – территорией, т.е. пространством, на котором формируется особая организация публичной власти – государство, пространством, на которое распространяется действие государственного суверенитета, юрисдикция государства. Территория – это кроме всего прочего важнейший элемент государства, необходимое условие его существования. Понятие государственной территории предполагает необходимость появления государственной границы и внутригосударственное деление территории государства. Государство упорядочивает свою внутреннюю территориальную организацию. В соответствии с этим верховная власть делит территорию государства на отдельные территориальные единицы разного уровня и вида и наделяет их определенным правовым статусом. Это деление призвано обеспечивать наиболее эффективное осуществление функций власти и управления, работы государственного аппарата.

И в соответствии с этим в узком смысле термин «государственное устройство» характеризует один из элементов формы государства, а именно территориальную организацию государства и государственной власти. Форма государственного устройства определяет характер отношений государства в целом с его составными территориальными частями, будь то субъекты федерации, автономные образования или административно-территориальные единицы.

Форма государственного устройства – это «национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его основными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти»[6].

История государства знает три способа деления населения по территориальному признаку, это –

1. Административно-территориальные единицы (районы, округа, кантоны, губернии),

2. Государственно-национальные образования (автономные округа, автономные республики, автономные области, земли, штаты),

3. Суверенные государства.

Каждому способу территориального деления соответствует особая форма государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Следует упомянуть, что для характеристики территориальной организации унитарного государства общеупотребительным является термин «административно-территориальное устройство», а в отношении федеративного – «политико-территориальное». Оба термина представляют собой синонимы термина «форма государственного устройства».

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составляющих государство частей, государственное устройство обычно условно подразделяется на два вида:

1. Простая форма (унитарное государство),

2. Сложная форма (федерация, конфедерация).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: