Основные закономерности процесса воспитания




Понятие о закономерностях воспитания

Под закономерностями воспита­ния понимают устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет достигать эффективных результатов в развитии и формировании личности. Знание закономерностей воспитания создает условия для прогнозирования воспитания, придает ему содержательную и методичес­кую осмысленность. Выделяются общие и частные закономерности воспитания:

Общие закономерности воспитания:

· Характер воспитания определяется объективными потребностями и интересами общества.

· Единство целей, содержания и методов воспи­тания.

Частные закономерности воспитания:

· Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловли­вается тем, что, личностное разви­тие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. И это овладение требует от него соответствующей деятельности. Необходимость комплексной организации разных видов деятельности как предпосылки всесторон­него развития личности является существенной закономер­ностью воспитания

Поскольку целью воспитания является всесторон­нее и гармоничное развитие личности, поэтому в процессе его реализации необходимо включать учащихся в разнообраз­ные виды деятельности. К ним относятся:

- учебно-познавательная и технически-творческая деятель­ность, в процессе которой решаются задачи умственного и тех­нического развития;

- гражданско-общественная и патриотическая деятель­ность, связанная с развитием чувств гражданственности и воспита­нием чувства со-причастности к стране, родине, со-гражданам;

- общественно полезна деятельность, формирующая стремление к созидательности;

- морально-нравственная де­ятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);

- художественно-эстетическая деятельность, способствую­щая эстетическому развитию;

- физкультурно-спортивная, обеспечивающая физическое развитие, развитие двигательных качеств и навыков.

18.Характеристика основных закономерностей воспитания.

Основные закономерности процесса воспитания

Организованный воспитательный процесс имеет свои закономерности

Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся, объективно существующие существенные связи в воспитании, реализация которых способствует обеспечению эффективности развития личности школьника

К существенных закономерностей воспитательного процесса относятся:

а) органическая связь воспитания с общественными потребностями и условиями воспитания Значительные изменения в жизни народа обусловливают и изменения в воспитательной системе Развитие украинского государства, например, требует фо ормування у подрастающего поколения национального сознания, любви к Родине, родному языку, своего народа, его традиций, истории и культурыи;

б) человек воспитывается под влиянием самых разнообразных факторов Важная роль в этом процессе принадлежит первую очередь родителям и педагогам Успешнее он происходит в естественном для него национальном это ередовищи Учитывая это ребенка имеют окружать родной язык, природа, национальная культура, обычаи, традиции и т.д..д.що;

в) результаты воспитания зависят от воспитательного воздействия на внутренний мир ребенка, его духовность Это касается формирования его мыслей, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы Воспитательный п процесс должен постоянно трансформировать внешние воспитательные воздействия на внутренние, духовные процессы личности (мотивы, установки, ориентации, отношение));

г) определяющими в воспитании является деятельность и общение Деятельность является главным фактором единства сознания и поведения при осуществлении учеником учебной, трудовой, игровой, спортивной и другой деятель ьностьі.

Эффективность воспитания зависит от отношения личности к окружающей действительности и к направленных на нее педагогических воздействий Сформированные в процессе воспитания взгляды и убеждения, мотивы поведения и определяют позицию воспитанника по устремленных на него педагогических воздействий По их неприятие проводят специальную воспитательную работу и только потом оказывают позитивное воспитательное воздействиев;

г) эффективность воспитательного процесса зависит от отношений в коллективе здорового морально-психологическая атмосфера в нем способствует формированию у детей положительных нравственных качеств, эффективному взаимодействию аемовихованню И наоборот, в коллективе специального исправительно-воспитательного учреждения при отсутствии там должного порядка происходит взаимная деморализация его членов Особенно важным в воспитательном процессе является сочетание воспитания и самовоспитанияння.

Эти закономерности необходимо учитывать при создании любой воспитательной ситуации Все это обеспечивает отработку педагогом определенной схемы действий, направленных на достижение поставленной цели, помогает ему превратить возможности воспитательной работы на реальные результати.

19. Понятие «принципы воспитания».

Принципы воспитания — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема П.в. не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

20. Характеристика основных принципов воспитания.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность. Принцип сочетания личной и общественной направленности требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально ориентированного типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель выполняет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания.

21. Значение понятия «закономерность» в педагогике

Понятие закономерности уже несколько раз употреблялось выше, пришло время выяснить сущность этой главной научно-педагогической категории. Она может быть определена как факт наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями. Если она существует всегда при определенных условиях, проявляется постоянно, то здесь очевидна закономерность. Науковеды пытаются уточнить пределы этой категории, установить различия между понятиями закономерность и закон, которые в своей сущности совпадают. Когда говорят о закономерности, то здесь прежде всего подчеркивается факт наличия постоянной и необходимой связи между явлениями, хотя сама эта связь может быть еще до конца не исследованной. Иногда говорят, что закономерность - это не до конца познанный закон или что это закон, пределы действия которого и форма еще не установлены. Часто понятие закономерности употребляют для обозначения такой связи между явлениями, особенностью которой является массовость. Им пользуются также для обозначения определенного порядка в явлениях объективной действительности. Именно в таком значении понятие закономерности используется в педагогике.

22. Общие закономерности воспитательного процесса.

Для практики воспитания важно связать закономерными отношениями эффективность (продуктивность) воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания. Эффективность воспитания зависит от следующих его сторон.

Сложившиеся воспитательные отношения. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения — весь тот комплекс причин и условий, который и называется отношением к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания. Негативное отношение нужно исправить на положительное, а потом, опираясь на него, уже достигать цели. Воспитанник, принявший с самого начала позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок поведения кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс у воспитанника с иной точкой зрения. Вот почему мудрая заповедь практической педагогики: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника — не что иное, как интуитивно понятое действие рассматриваемой закономерности.

23. Принципы воспитания

Принципы воспитания — это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.

24. Сущность принципа опоры на положительное

Его главный тезис — возвышение личности воспитанника в любых педагогических ситуациях, а также создание условий, в которых ребенок будет развивать и проявлять свои способности, которые поднимают его в своих глазах и в глазах окружающих. Дезадаптированные подростки особо нуждаются в пробуждении веры в свои силы и в ощущении чувства собственного достоинства. Поэтому педагоги должны помогать подросткам снимать страх перед деятельностью, которая у них плохо получается, оказывать скрытую, завуалированную поддержку, искать и подчеркивать достоинства подростка. Такое щадящее воспитание признает те результаты деятельности подростка, которые оказываются доступными для него в данный момент его развития.

Известно, что в массовой практике воздействия на дезадаптированных подростков преобладают наказания. Но наказания касаются лишь действий, не затрагивая мотивов и ценностей, а потому не изменяют поведение и нравственность в целом, а дают только ситуативный эффект. Поэтому в работе педагога должно быть правило: как можно меньше запретов и акцент на положительном подкреплении. «Не надо держать детей в узде запрета, — подчеркивал В.А. Сухомлинский, — надо побуждать их к активной деятельности»

25. Сущность принципа гуманизации воспитания

Сущность гуманизации современного образования заключается в том, что она является концентрированным выражением и отражением научно-познавательных, социально-экономических, политических, нравственных и культурных потребностей общества и личности.

26. Сущность принципа единства воспитательных воздействий

1 Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива Среди этих многообразных влияний большая роль принадлежит классным м коллектива и личности воспитателя, однако, воспитатель должен помнить о других отраслях воспитательного воздействия Очень важно, чтобы требования были общими, едиными и не противоречили друг одниній.

2 Большая роль в формировании личности принадлежит семье Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, родители которых знают их гораздо лучше, чем воспитатели, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя Недаром большинство педагогов согласны с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что выхо вано в семье Отсюда требования: поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать все воспитательные действия Проверенное средство связи школы с семьей - дневник школьника Педагогически правильное ведение этого документа позволяет эффективно координировать усилия родителей и учителей настоящее время в некоторых школах отказались от дневников, в других - учителя не обращают внимания на то, что учащиеся ведут дневник небрежно Но, пока нет средств оперативной связи Индивидуальные компьютерные карты, которые используются в школах развитых стран Западной Евр опи, вряд ли скоро придут в нашу Поэтому надо, наоборот, повысить роль дневника, сделав его главным оперативным документом, отражающим жизни школьниктя школяра.

3 Воспитатель должен быть воспитан сам У педагогов нет другого пути, как культивирование в себе тех качеств, которые они хотели прививать своим детям

4 В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатель не согласен с деятельностью семьи, или, наоборот, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей Часто родители сводят нани тель усилия педагогов, знижуючы, чрезмерно лаская своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию Устранять недоразумения необходимо, опираясь на то, что соединяет все воспитательные усилиялля.

5 Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других воспитателей и тп Все это не может не отражаться негативно на формировании взглядов и убеждений нь личности Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг к другу, бережно относиться к авторитету коллективтиву.

6 Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во вне учебное время Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением последовательности и и постепенности в формировании черт личности В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны ускладнюва ся Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителитьків.

7 Средство достижения единства воспитательных воздействий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов Вот почему воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на ус овлення и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов

29. Метод воспитания

Методами воспитания называется совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного воспитательного результата. Средствами воспитания называется все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слово, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и т. д.

Приемы восприятия – частные способы использования методов и средств. Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета преподавателя, который их применяет.

Существует большое количество методов воспитания. Рассмотрим их классификацию:

словесные: воздействующие на сознание. К таким методам относятся рассказ, работа с книгой, разъяснение, словесное убеждение, сравнение, увещевание, ответы на вопросы, этические беседы, внушение, показ перспектив, обсуждение, дискуссия, диспут, авансирование доверия, оценка, аттестование, разбор, одобрение, неодобрение, осуждение, критика и т. д.;

социально-педагогические: средства педагогического действия. К данным методам можно отнести стимулирование, организацию перспективы, режим, правила поведения, моральный кодекс, клятву, гимн, ритуалы, традиции, символику коллектива, принуждение, подражание образцу, участие в совместной работе, условия коллегиальной зависимости, состязание (соревнование может быть индивидуальное или групповое), групповой контроль, коллективное мнение, мажорное настроение, отчеты, собрания, обсуждения и оценку достигнутого результата, общественный контроль коллектива, помощь и поддержка педагога, коллеги, коллектива, кураторство, наставничество и т. д.; – деятельностные: практического воздействия. К ним можно отнести побуждение к нравственным поступкам, создание воспитательных ситуаций, воспитывающие дела, практическое решение нравственных задач, дисциплинирование, упражнение в правильном поступке, общественные поручения, выступление от имени коллектива на соревнованиях, приучение, моделирование деятельности, моделирование внутренних трудностей, временные неудачи, совместный поиск путей решения проблем, убеждение на опыте, требование, тренинг, аутотренинг, участие в совместной деятельности, совместное исполнение, оказание помощи другим, помощь товарищей и коллектива, поощрение, наказание и т. д. Некоторые из перечисленных выше методов также относят и к формам воспитания.

30. Приемы воспитания

Приемы воспитанияэто педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. Первая группа - коммуникативные приемы, то есть приемы общения педагога и учащихся.

31. Средства воспитания

Средства воспитания - это совокупность приемов воспитания; как правило, это предметы материальной и духовной культуры, которые используются в воспитательном процессе для решения конкретных воспитательных задач.

Средствами воспитания является художественная литература и другие книги, газеты, журналы, радио, телевидение, кино, театр, выставки, музеи, игры, спорт, художественная самодеятельность, интересный собеседник, разнообразные предм цели культуры и природных.

32. Формы воспитания

Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.

В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

– массовые формы (участие всего класса);

– кружковая групповая;

– индивидуальная.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: