Инфраструктура медиарынка




Активные читатели

Эта группа аудитории состоит из нескольких сегментов: аудитории качественной прессы, аудитории информационно-развлекательной и «желтой» прессы, аудитории платных рекламных газет, аудитории специализированных изданий, аудитории районных газет.

Аудитория качественной прессыскладывается из читателей следующих газет:

« Томский вестник » (газета ежедневная) - мужчины и женщины в возрасте от 20 до 55 и старше, преимущественно с высшим образованием, служащие, специалисты, пенсионеры, есть студенты, доходы ниже среднего и средние.

« Красное знамя » (газета ежедневная) - в основном женская аудитория среднего и старшего возраста, с доходами ниже среднего и средними, преимущественно рабочие и служащие.

«Вечерний Томск» (газета ежедневная) – преимущественно женская аудитория, 35-54, рабочие и служащие с доходами ниже среднего и средними, много пенсионеров.

«Томская неделя» (газета еженедельная) - преимущественно женская аудитория самого трудоспособного возраста (25-54), с высшим и средним образованием, подавляющее большинство – рабочие и служащие, с доходами ниже среднего и средними; большая, чем по другим платным газетам, доля руководителей.

« Томские новости » (газета еженедельная) – примерно равное соотношение женской и мужской аудитории среднего и старшего возраста, служащие, пенсионеры, руководители со средними доходами.

«Бизнес-журнал » («глянцевый» журнал местного уровня) - преимущественно мужской журнал для молодежи и людей среднего возраста, читатели в основном с высшим образование, больше половины – руководители со средними и выше средних доходами.

«Персона» («глянцевый» журнал местного уровня) - преимущественно мужской журнал, в основном аудитория в возрасте 25-55 лет, образование – среднее и высшее, с доходами выше среднего, служащие, руководители высшего и среднего звена, военные.

« Серебряный кофе » («глянцевый» журнал местного уровня) - преимущественно женский журнал, люди среднего возраста (25-40) с доходами средними и выше средних, среди аудитории преобладают служащие и руководители.

Таким образом, аудитория качественных изданий Томской области представлена в первую очередь женщинами среднего и старшего возраста, большей частью это служащие, есть руководители и студенты, среди читателей ежедневных газет примерно пятая часть – пенсионеры (льготная подписка); образование – преимущественно высшее и среднее, доходы – средние. Суммарный тираж изданий данной группы (без приложений) – 110-115 тыс. экз., аудитория одного номера (в среднем) 1,8-2 человек.

Аудитория информационно-развлекательной и «желтой» прессы представлена читателями следующих изданий:

« Комсомольская правда в Томске » – преимущественно мужчины всех возрастов, с высшим и средним образованием, специалисты, служащие и студенты.

« МК-Томск » - чаще мужчины, 25-50 лет, со средним специальным и высшим образованием; специалисты, служащие, рабочие; уровень доходов средний.

«АиФ Томск » - преимущественно мужская аудитория в возрасте от 35+; служащие, рабочие, пенсионеры; образование высшее и среднее; уровень доходов ниже среднего и средний.

«День добрый » – мужчин и женщин примерно поровну, основная аудитория делится на людей в возрасте (16-34) и (+55), с высшим и средним образованием, служащих и пенсионеров с доходами ниже среднего и средними.

«Буфф-сад » – женщин чуть больше, аудитория преимущественно с высшим образованием в возрасте от 16 до 55 лет, больше половины – служащие, доходы ниже среднего (половина) и выше среднего (четверть).

«Жизнь.Томск » - основная часть аудитории – женщины с доходами ниже среднего и средними, рабочие и служащие, преимущественно со средним образованием, всех возрастных групп.

«Все для вас » - небольшое преимущество женщин, 16-45, образование высшее и среднее, рабочие и служащие, доход ниже среднего и средний,

а также читателями приложений к ежедневным газетам "Вечерка" ("Вечерний Томск"), "Ева", "Пятница", "Выходной" ("Красное знамя").

В целом для данной категории характерно меньшее количество пенсионеров, практически полное отсутствие студентов и руководителей (кроме КП), ниже среднего и средний уровень доходов при достаточно высоком уровне образования (специфически томская черта, в других регионах СФО аудитория данного типа изданий в основном имеет среднее и неполное среднее образование). Суммарный тираж – около 65-70 тыс. экз., аудитория одного номера – 2,2-3 человек

Аудитория платных рекламных газет по суммарному тиражу близка к аудитории желтой прессы, а по представленности разных целевых групп – к специализированным изданиям (то есть аудитория издания формируется в зависимости от его тематической направленности), занимая промежуточное положение между ними. Эта аудитория представлена читателями газет «Авторегион »,«Ваше здоровье », «Есть дело », «Мой шанс», «Из рук в руки», «Томский оптовик», «Все для дома», «Автомобили, запчасти, цены», «Авторынок »

В аудитории специализированных изданий наиболее заметна аудитория телегидов:

« Телемир », «Телесемь», « Телепарк » – в среднем преобладание женской аудитории, 16-54, образование высшее и среднее, рабочие, служащие, студенты, много руководителей отделов, есть руководители предприятий, практически отсутствуют пенсионеры и безработные (пользуются программой в бесплатных и льготных подписных изданиях). Суммарный тираж 42-45 тыс экз., аудитория одного номера – 2,5-3,5 чел.

Вторая заметная группа – издания «по интересам», включая профессиональные издания:

«На здоровье!», «Вакансии для всех», «Компьютерра плюс Томск», «Томский финансовый журнал»,«Бизнес- практика»,«Медиатор» (журнал о журналистах и дляжурналистов), «Благотворительность в Сибири»; «Зеленый меридиан » (природоохранная газета),«Знамя мира » (просветительская газета)

Характерная черта аудитории этих изданий – ее узко целевая направленность, которая определяет все прочие социально-демографические характеристики: пол, возраст, социальный статус, уровень образования и доходов. Суммарный тираж – около 40-45 тыс. экз., аудитория одного номера – 1,2-1,5 чел.

Аудитория муниципальных (районных) и окружных (городских) газет представлена читателями 25 изданий.

Среди читателей много лиц с доходами ниже среднего (38%) и средними; они, как правило, старше 35 лет-40 лет, с достаточно широкий разбросом уровня образования. На газеты подписана практически каждая вторая (в некоторых районах – каждая) семья. Соответственно, аудитория номера – 2-3 человека. Среди аудитории муниципальных газет сравнительно высокое количество руководителей - представители местной администрации, директора торговых, сбытовых, транспортных и строительных предприятий, а также местных школ, библиотек и других организаций (то есть газету получает практически вся местная элита, и чем отдаленней район от центра, тем отчетливей прослеживается данная тенденция).

Пассивная аудитория

Эта аудитория состоит из читателей бесплатных рекламных газет и читателей бесплатных журналов.

Аудитория бесплатных рекламных газет («АукционЪ-Онлайн », «Ва-банк », «Реклама », «Рекламный ориентир ») как правило, городская, практически поровну поделена между мужчинами и женщинами; в ней широко представлены все социальные группы (преобладают наемные работники), а также возрастные и доходные категории. Суммарный тираж превосходит все прочие категории – свыше 500 тыс. экз, то есть аудитория сопоставима по охвату с телеаудиторией. Похожим является и потребление – аудитория одного номера – от 0,2 до 0,6 чел.

Аудитория бесплатных рекламных журналов («Негоцiантъ», «Сотня ») – это в первую очередь руководители, которые получают данные издания по бесплатной адресной рассылке и на профильных мероприятиях, в основном мужчины, с высшим образованием и средним уровнем доходов.

Таким образом, в количественном отношении аудитория бесплатных изданий превышает все прочие группы, вместе взятые. Вследствие своей массовости эти издания пока выигрывают конкуренцию за рекламодателя. Правда, данный фактор не связан со спецификой томской аудитории, а объясняется скорее спецификой развития самого медиарынка.

Анализ медиапредпочтений и незанятых ниш. В соответствии с обнаруженными закономерностями потребления электронных и печатных СМИ всю аудиторию можно разделить на три большие группы:

«интеллектуалы» - предпочитающие содержательные медиапродукты («чтобы было о чем подумать»),

«маргиналы» - предпочитающие развлекательные программы и чтение («не грузите меня»),

«конформисты » - не имеющие определенных предпочтений («все равно что смотреть, слушать и читать»)

  «Интеллектуалы» «Конформисты» «Маргиналы»
Характеристика группы В основном люди среднего и старшего возраста, с высшим образованием, по роду занятий чаще врачи, инженеры, преподаватели вузов и школ, служащие государственных и коммерческих предприятий, специалисты НИИ. Отличительная черта – профессионализм, ответственное отношение к делу, вследствие чего они достаточно успешны в профессии (хотя и не всегда высокооплачиваемы), нередко занимают руководящие посты. Примерно поровну – мужчины и женщины (хотя женщины легче переходят в следующую, промежуточную группу). Как правило, семейные. В основном люди среднего и старшего возраста, часто не добившиеся желаемого социального статуса, иногда – неудачные в профессии, однако предпочитающие списывать эти неудачи на окружающих и внешние обстоятельства. Образование среднее и высшее, есть неполное среднее. Отдельная подгруппа – пенсионеры, живущие вместе с детьми. Еще одна подгруппа- школьники. В основном молодежь и люди среднего возраста. Образование чаще среднее, хотя есть с высшим и с неполным средним. Жизненная установка – уход от проблем (по принципу «не грузите меня»), на работе чаще занимают подчиненные позиции в силу того же нежелания брать на себя ответственность, хотя имеют высокий уровень социальных притязаний. Большой процент безработных и временно неработающих, студентов. Отдельный сегмент – так называемые «карьеристы»: люди, ориентированные на достижение успеха, но еще не добившиеся его в полной мере, готовые заплатить за успех любую цену и не желающие при этом задумываться о последствиях своих действий.
Принадлежность к одной из основных групп по базовой типологии ценностей В основном - неоконсерваторы (плюс частично – традиционные консерваторы и анархисты) В основном традиционалисты (есть анархисты, традиционные консерваторы) В основном либерал-индивидуалисты (встречаются анархисты)
Предпочитаемыепрограммы на ТВ Новостные программы на НТВ, ТВ-2, Первый, «Россия», ГТРК, Алиса, Антенн, иногда – Открытое ТВ), недельная аналитика (ТВ-2, «Россия», РенТВ, НТВ), качественные зарубежные и отечественные кинофильмы (любой канал), отечественные «дорогие» сериалы (любой канал), «Городок» («Россия»), научно-популярные программы (в том числе и по Рамблеру), телеигры - «Своя игра»(НТВ), «Форт Байард»(Первый), программы по истории и культуре на ГТРК, Алисе и аналогичные программы Если самостоятельный выбор - «мыльные» сериалы (отечественные и зарубежные) на «Россия», Новости на «Россия» и ГТРК, кинопоказ (предпочтительно отечественный) на Первом, «Россия», НТВ и других каналах, программы на Нашем ТВ/ТВ-3, новости на NTSC, передачи о животных на Первом и «Россия»; но чаще присоединяется к одной из двух активных групп (интеллектуалам или маргиналам). Практически все программы на Открытом ТВ/СТС (иногда даже Обстоятельства), «Фабрика стиля», «Мода non-stop», «Телеказино», «Флэш-моб» (Алиса), «Дом», «Окна» (ТНТ), музыкальные программы на Новый век-Томск/MTV, развлекательные программы на 22-м канале, юмористические передачи на России и Первом, «легкие сериалы» на ТНТ, 37 канале и др.
Предпочитаемыепечатные СМИ Томский вестник, Красное знамя, Вечерний Томск, Томская неделя, Томские новости, Бизнес-журнал, Буфф-сад, Персона, Серебряный кофе (меньшая часть аудитории), Комсомольская правда в Томске, телегиды, специализированные издания» (по профилю); иногда при поисках товара или услуги- бесплатные рекламные издания; покупает московские издания – журнал «Здоровье», «Караван историй» и аналогичные   АиФ-Томск, День добрый, На здоровье, Красное знамя, Томские новости, Жизнь.Томск, Все для вас. Читает любой из телегидов, который покупает кто-то из членов семьи (при самостоятельной покупке предпочитает Телемир), просматривает бесплатные рекламные газеты - чаще, чем представители категории «интеллектуалы» Эта аудитория прессу читает очень мало, в основном иллюстрированные журналы о моде, «Спид-инфо», мужские иллюстрированные журналы (тоже московские), «Серебряный кофе». Просматривает журнал «Сотня». Бесплатные рекламные газеты смотрит сугубо избирательно – только ту рубрику, где находится нужный товар. Телегиды просматривает, хотя самостоятельно не покупают. Специализированную прессу практически не читают (за исключением представителей подгруппы «карьеристы»)
Наиболее предпочитаемыерадиостанции Радио России, Радио Сибирь, Маяк (реже), Наше радио, Эхо Москвы, Ретро FM, Планета Томск, иногда – «Русское радио» Радио слушают реже других групп, предпочитая телевизор; из радиостанций предпочитают проводные (Радио России, Маяк) – «чтобы не искать программу». При наличии дома (в постоянно рабочем состоянии) приемника настраивают его на одну радиостанцию, которую и слушают в фоновом режиме (чаще Эхо Москвы, Радио Сибирь, Планета Томск) «Европа плюс», «Р усское радио», «Хит FM», «Шансон», «Монте-Карло», иногда «Радио Сибирь»

Как видно из приведенной таблицы, практически для каждого вида СМИ (ТВ, пресса, радио) в каждой группе аудитории есть незанятые ниши. К примеру, гораздо менее жестко, чем их московские партнеры, спозиционированы сетевые радиостанции. Грядущая сегментация радиорынка (которая неизбежна с нарастанием конкуренции в этой сфере) в первую очередь, очевидно, коснется аудитории 3-го типа (условно – маргиналов) как наиболее активной в плане радиопрослушивания.

Пресса же, хотя и спозиционирована более узко, но однобоко: аудитория практически всех общественно-политических газет имеет «женское лицо», тогда как у томского бизнеса в целом «лицо» все же мужское, женщины занимают в нем больше исполнительские должности (специфика сибирского региона). Соответственно, образуется практически незанятая ниша деловой газеты, спозиционированной на мужчин (то есть сухая подача фактов, обилие аналитики и комментариев специалистов при минимуме журналистских комментариев).

Практически свободна и ниша «глянцевого» издания для культурной и экономической элиты области - бизнесмены, высшие чиновники, руководители предприятий, НИИ и вузов не имеют своего журнала, который был бы чем-то вроде закрытого клуба для ВИП-персон, свободным от обсуждения текущих «жилищно-коммунальных» проблем.

Качественная пресса может отобрать значительный кусок рекламных денег у бесплатных газет и при помощи делового специализированного издания по строительству и инвестициям – некий самоучитель для бизнесмена (потребность в этом издании была зафиксирована еще в ходе глубинных интервью и подтверждается при анализе распределения печатной прессы между основными группами потребителей).

О возможном потенциале телегидов уже упоминалось.

Практически не реализована идея создания деловой Интернет-газеты, распространяемой по подписке в виде нескольких выпусков в течение дня (при этом основные разделы формируются в соответствии с запросами подписчиков). Для Томска с его слабой транспортной инфраструктурой и высоким развитием Интернет-коммуникаций издание подобной газеты может стать одним из самых выгодных инвестиционных проектов.

При анализе шагов, которые необходимо предпринять в процессе перепозиционирования телеканала, радиостанции или печатного СМИ в иную целевую нишу (прежде всего - прогноза поведения аудитории в той или иной конкретной ситуации) целесообразно использовать систему характеристик основных социальных групп, выделенных в ходе исследования базовых ценностей жителей Томской области – с учетом той классификации по основным группам аудитории («интеллектуалы», «маргиналы», «конформисты»), которая приведена выше.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

По состоянию на сентябрь 2004 г. из областного центра (г.Томска) на территорию области осуществляют вещание следующие телекомпании:

- ГТРК "Томск" (на канале "Культура", в метровом диапазоне 8 МВ);

- ТВ-2 (Ren-TV, 5 МВ);

- 22-й канал (ДТВ-Viasat, 22 ДМВ);

- Открытое ТВ (СТС, 6 МВ);

- NTSC (ТНТ, 9 МВ);

- Новый век-Томск (РБК+MTV, 37 ДМБ);

- Антен (Рамблер, 27 ДМВ);

- Алиса/Эфир (ТВЦ; 29 ДМВ);

- Наше телевидение - Томск (ТВ-3, 51 ДМВ).

Все местные вещатели (кроме «Алисы» и «Новый век-Томск», которые транслируют сигнал через ОРТПЦ) имеют собственные передатчики, при этом охват по всему Томску, Северску и части Томского района обеспечивают лишь метровые каналы, дециметровые может принимать лишь половина томичей.

В других городах и районах области, помимо федеральных каналов (Первый – охват 99,8% населения, «Россия» – 99,6%, «Культура» - 92,8%, НТВ - 80,5%), действуют 9 муниципальных телекомпаний – в городах Северск («Северская телекомпания »), Стрежевой (ТК «СТВ »), Асино (АСТВ), Колпашево (ТВК), и в районных центрах Каргасокского, Верхнекетского, Парабельского, Первомайского и Кривошеинского районов. Как правило, территория их вещания ограничивается райцентром (городом) и прилегающей территорией в радиусе 10-15 км. Около 20 районных поселков в области не имеют возможности принимать телесигнал даже федеральных каналов.

Таким образом, в целом телепространство Томской области формируют 18 местных, 8 сетевых и 4 федеральных вещателя. Для сравнения: в 2002 г. в Томске насчитывалось 15 местных вещателей (из них 6 муниципальных), а еще двумя годами раньше - 11.

Однако главные изменения, которые произошли за последние годы на телевизионном рынке Томска, связаны не столько с постоянно растущим количеством его участников, сколько с перераспределением влияния между ними. Для местных телеканалов это чаще всего бывает связано со сменой сетевого партнера или со сменой собственника.

Еще одно существенное событие, которое произошло на томском медиарынке полтора-два года назад – это начало развития кабельного ТВ. Собственно, первый виток этого процесса начался еще в конце 80-х годов, когда молодежно-жилищные кооперативы начали экспериментировать с видеомагнитофонами и раздавали сигнал от видео по квартирам больших многоквартирных домов. Тогда были попытки объединить несколько домов в сеть и работать в пределах микрорайона. Но вскоре появились негосударственные эфирные компании - ТВ-2, Студия-Т, которые тоже демонстрировали фильмы, только с лучшим качеством показа, и эти попытки закончились, так и не развившись.

Второй виток оказался успешней. Сейчас на рынке Томска и Северска работают два крупных оператора кабельного ТВ - компании «Томсктелесети » (Томтел) с 2002 г. и «Новые ТелеСистемы » (с 2003 г.). Они предлагают пакеты от 30 до 50 каналов (включая все эфирные) по цене от 200 рублей. Зона охвата пока небольшая: у Томтела – 2 «спальных района» Томска, Каштак и Иркутский тракт (общей численностью населения около 100-120 тыс. человек), и около 30 тыс. человек в Северске; у НТС – и того меньше, ведь компания на рынке всего год. Но уже сейчас ясно, что у кабельного телевидения в Томске есть неплохие перспективы, - если оно сможет максимально реализовать свое основное конкурентное преимущество: возможность предложить взыскательному и образованному томскому зрителю большее количество разнообразных по тематике программ (в том числе специализированных) – и при этом лучшего, чем у эфирных каналов, качества вещания, к тому же не прерываемых (Томтел) или почти не прерываемых (НТС) рекламой.

РАДИО

В развитии томского радиорынка можно выделить три основных этапа:

- 1991-1996 гг., когда происходило становление и развитие негосударственного вещания;

- 1996-2003 гг. – появление FM-вещания и приход в Томск общенациональных сетей;

- 2004 г. – начало экспансии томских радиостанций на соседние радиорынки и создания межрегиональной сети.

Первая негосударственная радиостанция «Радио Сибирь » появилась в 1991 г. при первой негосударственной же телекомпании «Студия Т» (организованная чуть позже телекомпания ТВ-2 сначала арендовала время у телеканала «Студия Т», а потом они поменялись ролями). Регулярный эфир начался с 1992 г. на частоте 72 УКВ.

На протяжении 5-ти лет у «Радио Сибирь» практически не было конкурентов: в УКВ-диапазоне на местном рынке работала только ГТРК «Томск» («Радио России »), передачи которой население, правда, в основном принимало «по проводам». Благодаря своей новизне и нестандартности «Радио Сибирь» пользовалась большой популярностью (естественно, той аудитории, у кого имелись УКВ-приемники, но в университетском Томске таких слушателей было по меньшей мере ¼ населения) и уже тогда сформировала ядро своей постоянной аудитории.

Начало второго этапа совпало со сменой собственников у «Радио Сибирь». Владельцами с контрольным пакетом акций в 90% стали 3 физических лица (двое из них возглавляют станцию и поныне, а третий продал свой пакет несколько лет назад и вместо него акционером стало юрлицо). Чуть раньше радиостанция получила лицензию на вещание в FM-диапазоне (104,6) и новые собственники стали делать «четкое радио» по американскиму образцу.

Практически сразу после выхода «Радио Сибирь» на FM-диапазон, на томский рынок одна за другой стали выходить московские сети. Сначала «Европа-плюс » (ее взялась ретранслировать образовавшаяся годом раньше станция «ТВ-2 Радио» - структурное подразделение телерадиокомпании ТВ-2), потом «Русское Радио » (вещатель – ТРК «Открытое ТВ», радистанция-ретранслятор - «Открытое радио»).

На целых 3 года местный радиорынок оказался поделен между государственной (ГТРК «Томск» - «Томск-Радио») и тремя негосударственными станциями – двумя сетевыми и одной с полностью местным программированием. В 1998 г. появилась еще одна станция с полностью собственным программированием - «Дайджест FM » (в числе учредителей – РА «Рекламный дайджест»), которая продержалась на рынке целых 5 лет. По своему формату это был некий аналог «Серебряного дождя».

В 1999 г. «ТВ-2» зарегистрировала еще одну радиостанцию - «Радио-Экспресс ». Первоначально ее партнером была московская информационная радиостанция «Эхо Москвы ». Но проект оказался нерентабельным, и в партнеры к «Радио-Экспресс» была приглашена другая активно развивающаяся в те годы столичная сеть - «Радио Ретро FM », которая и стала выходить в Томске на частоте 70.91 УКВ с 2000 г. В том же 2000-м в город пришла еще одна сеть – «Радио Шансон », вещателем которой стала ТРК «Открытое ТВ», а станцией-ретранслятором – «Открытое радио-2» (70.19 УКВ). А в сентябре 2000 г. и ГТРК получила лицензию на вещание в FM-диапазоне и запустила музыкально-информационную станцию «Планета Томск » (106.6 FM).

Заполнение томского радиоэфира в FM- и УКВ-диапазонах на этом не закончилось. В 2001 году в регион пришла еще одна сеть – «Наше радио». Ее партнером в Томске стала телерадиокомпания «Алсет », учредителем которой является «Томская сотовая связь» - крупнейший оператор мобильной связи на территории Томской области (недавно контрольный пакет акций ТСС приобретен МТС). Благодаря таким партнерам (в учредителях у ТСС - «Томсктелеком») станция «Наше Радио-Томск » получила мощное конкурентное преимущество – возможность вещания на райцентры Колпашевского, Каргасокского Кривошеинского, Молчановского, Парабельского, Бакчарского, Зырянского, Верхнекетского районов, вплоть до Александровского и г.Стрежевой (в то время как все прочие негосударственные радиостанции на тот момент были представлены в основном в Томске, Северске и прилегающей части Томского района).

В начале 2002 г. произошло еще одно знаковое для томского радиорынка событие – началось формирование радиохолдинга компании «Рекламный дайджест ». Одна за другой в Томске открывались сетевые «Хит FM-Томск », «Радио Монте-Карло » и «Русское радио-2 ». Сейчас «Рекламный дайджест» готовится запустить еще один радиопроект – станцию «Динамит FM », раскрутка которой уже идет полным ходом.

В 2004 году второе рождение обрело «Эхо Москвы » в Томске. Московский вещатель выиграл конкурс на частоту (105.0 FM) и подписал комиссионный договор с компанией «Дайджест-ТВ» (подразделение медиахолдинга «Рекламный дайджест»), в результате которого все права на продажу в Томске рекламных возможностей «Эха» достались «Дайджесту».

Последним в январе 2004 г. на томском медиарыноке появилось «Авторадио». Причем на этот раз партнерство с московской сетью пришло не напрямую из столицы, а через посредников в Новосибирске, выигравших конкурс на частоту в г.Северск. «Авторадио-Северск » стало первой непроводной радиостанцией в Северске и естественно, сразу же обрело популярность.

Что же касается третьего этапа в развитии томского медиарынка, то он начался с выходом радиостанции «Радио Сибирь» на вещание в Омске. Экспансия на соседние, более коммерчески мощные рынки – вполне закономерный этап в развитии любого бизнеса. Так же вполне объяснимо, что первой почувствовала необходимость в этом компания, имеющая наибольшую долю на местном рекламном рынке (в сегменте радио).

На сегодня заполнение вещанием УКВ и FM-частот в томском радиоэфире выглядит следующим образом:

Радиостанция Частота вещания
Свободный стиль 66.83
Радио России 67.22
Маяк 68.78
Русское радио-2 69.80
Радио Шансон 70.19
Радио Ретро 70.91
Радио Сибирь 72.00
Хит FM 101.7
Русское pадио 102.1
Евpопа Плюс 103.4
Радио Сибирь 104.6
Эхо Москвы 105.0
Автоpадио 105.4
Наше радио 106.1
Планета Томск 106.6
Радио Монте-Карло 107.1

На территории Томской области, помимо федеральных «Радио России», «Маяка» и «Юности» и областной «Томск-Радио», вещание которых осуществляется проводным и эфирным способами, из зарегистрированных 8 муниципальных радиостанций регулярно выходят в эфир пять: «Радио Северска », «Радио Бакчар », Кожевниковское районное радио, Шегарское радио, Чаинское радио, а также частные районные радиостанции “ Доброе утро, Зырянское (учредитель - ЗАО ПМК "Зырянский" и частные лица), «Сибирская волна » (г. Асино, учредитель – частное лицо) и городская радиостанция в г.Стрежевой (учредитель – телерадиокомпания «Интелком»).

В целом по охвату населения по Томской области лидирует «Радио России» - 96,3% (с учетом как проводного, так и эфирного вещания), на 2-м месте – «Маяк» (тоже по проводам и в эфире). Все прочие радиостанции (по техническим возможностям доставки радиосигнала) охватывают аудиторию в следующем соотношении: проводные - 61,6% населения (65 населенных пунктов, 655 тыс. человек), эфирные - 77% населения (182 населенных пункта, 820 тыс. человек). Свыше 120 населенных пунктов (в основном, малочисленных) не имеют доступа к программам радиовещания.

 

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

По тиражам, и соответственно, по охвату аудитории, бесплатные рекламные газеты являются поистине лидерами томского рынка печатных СМИ: 4 издания общим (объявленным) тиражом около 500 тыс. экз. Для сравнения: в столице СФО Новосибирске выходит всего 1 бесплатная рекламная газета тиражом 250 тыс. экз., в Омске – 2.

Этот, самый рыночный на фоне других сегментов томского печатного рынка, сегмент СМИ представлен следующими газетами:

- «Реклама » - выходит дважды в неделю общим тиражом 204000 экз., суммарное количество полос 80 (ч/б) + 32 (цвет), распространение: 93% - бесплатно по жилому сектору, 6% - бесплатно по организациям, 0,4% - продажа в розницу, 0,6% - подписка;

- «Ва-Банк » - выходит 1 раз в неделю, тираж 100000 экз., 32 полосы, распространение: 99% бесплатно, 1% в розницу, доставка по офисам 4300 экз., 95% - в городе, остальное – область;

- «АукционЪ Онлайн » - выходит 1 раз в неделю, тираж 102000 экз., 32 полосы, распространение по офисам Томска и Северска (5,4%), бесплатная доставка по Томску (92%), бесплатная доставка по Северску (2,5%), продажа в розницу через киоски Роспечати (0,1%);

- «Рекламный ориентир » - выходит 1 раз в неделю, тираж 100000 экз.

Название газеты Реклама Аукцион Онлайн Ва-Банк Рекламный ориентир
Издатель Учредители Пилевин И.А. ООО “Портал”, Паршуто Е.В. ООО “ИД “Ва-Банк” ЗАО “Телерадиокомпания ТВ-2”
Редакция ЗАО “Издатель” ООО “Портал” ООО “Томская пресс-служба” ООО “Рекламный ориентир”
Тираж 204 тыс. 102 тыс. 100 тыс. 100 тыс.
Периодичность 2 раза в неделю еженедельно еженедельно еженедельно
Дни выхода суббота (80 полос), четверг (32 полосы) воскресенье суббота пятница
Формат А3 А3 А3 А3
Количество полос        
Основные способы распространения бесплатное распространение курьерская доставка распространение, курьерская доставка бесплатное распространение, курьерская доставка бесплатное распространение, курьерская доставка

Перечисленные издания ведут самую острую конкуренцию за рекламодателя и как следствие, имеют самые отработанные технологии привлечения рекламных заказов. Так, каждое из них располагает собственной службой распространения, которая, помимо доставки изданий, занимается и серьезной маркетинговой работой. К примеру, служба Direct Mail (подразделение холдинга «Рекламный дайджест », занимающееся доставкой «Рекламы») ежемесячно корректирует базу данных своей аудитории, снимая срез рынка по предприятиям – кто куда переехал, кто закрылся-открылся, причем курьеры, которые разносят газету по офисам «под роспись», обнаружив «новичка», сразу собирают у него информацию о профиле деятельности компании, ФИО руководителей, ее координатах. Практически каждый жилой дом, куда доставляется газета, имеет «рейтинг», присвоенный по сумме критериев: сколько лет назад был построен дом, сколько у него железных дверей, пластиковых окон, спутниковых антенн, подключен ли к кабельному ТВ и т.д. То есть каждый дом описан и отнесен к определенной категории, благодаря чему есть возможность осуществлять эффективную рассылку той или иной информации (собственной или по заказу клиента) на любую целевую аудиторию. И – показывать рекламодателям максимально четкий срез аудитории.

Достаточно близок к этим СМИ по своей рыночной ориентированности сегмент платных рекламных газет ( «Мой шанс », «Из рук в руки », «Курьер », «Комиссионка »), а также сегмент специализированных рекламных газет и журналов: «На здоровье », «Ваше здоровье », «Вакансии для всех », «Есть дело », «Перспективная работа », «Томский оптовик », «Автомобили, запчасти, цены », «Авторынок », «Все для дома », «Все для Вашего дома », «Авторегион », «Рынок недвижимости », «Стройка в Томске ». Тиражи этих изданий редко поднимаются выше 3000-5000 тыс. экз., а суммарный (объявленный) тираж не дотягивает до тиража самого малотиражного бесплатного издания.

Помимо сегментации, другой важной тенденцией, проявившейся в последние годы в секторе рекламных изданий, стало повышение спроса на более качественную полиграфию со стороны тех компаний, которые обеспечивают наибольший объем рекламы в СМИ: сотовая связь, крупные торговые дома, специализированные центры по продаже бытовой техники, стройматериалов, мебели. С этим связано появление в наборе основных продуктов ведущих ИД новой группы изданий - полноцветных рекламных журналов (« НегоциантЪ », «Сотня », пришедшая на смену журналу «Компьютеры и связь», и «БИТ ») и стремительный рост сектора «глянцевых» журналов общего и специального содержания. К существовавшей ранее «Персоне » только за 2004 г. добавились глянцевые «Хет-Трик » (ранее ошибочно сообщалось, что этот журнал сменил название на «Команда»), «Бизнес-журнал », «Серебряный кофе », «Томск Magazine »

Наибольшие тиражи в секторе специализированных нерекламных изданий (реклама меньше 40% объема)имеют телегиды. Их в Томске три:

  Телесемь (сетевой) Телемир (сетевой) Телепарк
Учредители ООО «Телесемь. Томск» ООО «Томская пресс-служба» ООО ИД «Алтапресс»
Издатель ООО «ТелеСемь. Томск» ООО «ИД «Ва-Банк» ООО «Томская пресса»
Тираж (объявленный) 18 тыс. 20 тыс. 5 тыс.
Периодичность Еженедельно еженедельно Еженедельно
Дни выхода Среда среда Среда
Формат А3 А3 А5
Количество полос      
Территория распространения Томск, Северск, область Томск, Северск, область Томск, Северск, область
Основные способы распространения Розница Розница Розница

 

Остальные специализированные издания представлены сравнительно небольшой группой: «Томский финансовый журнал », «Бизнес-практика » (журнал для бухгалтеров ), «Благотворительность в Сибири », « Зеленый меридиан » (природоохранная газета); «Знамя мира » (просветительская газета), «Действие » (профсоюзная еженедельная газета), «Налоговое право » и некоторыми другими. Эта группа пока мало заметна на рынке как по тиражам, так и по продажам рекламы.

Следующим большим сектором томского рынка печатных СМИ являются информационные и информационно-развлекательные газеты. В отличие от рекламных и специализированных изданий, основными способами доставки которых является продажа в розницу и бесплатная рассылка, характерная черта изданий данного сектора – распространение по подписке и в розницу:

Название Тираж Учредитель/ издатель Наличие собственной системы распространения Структура распространения (подписка/ розница) Структура распространения (Томск+Северск/ область)
АиФ То


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: