Пространственно-антропометрическая совместимость.




Предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положение операторов во время работы. При решении этой задачи определяют объем рабочего места, зоны досягаемости для конечностей оператора до приборного пульта и т.д. Некоторая сложность в обеспечении этой совместимости заключается в том, что антропометрические данные у всех людей разные.

5. Технико-эстетическая совместимость. Заключается в обеспечении удовлетворительности человека от общения с машиной, от процесса труда. Всем знакомо положительное ощущение при пользовании изящно выполненным прибором или устройством. Для решения многочисленных и чрезвычайно важных задач эргономика привлекает художников-конструкторов, дизайнеров.

Для решения проблемы «человек - машина - природа» привлекаются многие науки: анатомия, физиология, психология и др. (Рис. 2.).

Инженерная психология - отрасль психологической науки, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Инженерная психология изучает человеческий фактор в технике.

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает пульты управления, кабины машин, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых к психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора.

 

Рис. 2. Классификация наук, входящих в эргономику

 

Объект инженерной психологии – взаимодействие в системе «Человек – Машина» (СЧМ). Человек в этой системе называется оператором. Под машиной понимается любое техническое устройство (калькулятор, самолет, компьютер и т.д.), посредством которой он (они) осуществляет трудовую деятельность. Инженерная психология охватывает все виды техники. Инженерно-психологические исследования необходимы всюду, где речь идет о создании тех или иных устройств, рассчитанных на восприятие, представление, мышление человека, на его действия.

Предмет инженерной психологии – психологические закономерности взаимодействия человека и техники и пути оптимизации этого взаимодействия, втом числе процессы приема, переработки, хранения информации человеком, принятия решения и психической регуляции управляющих действий. Поскольку человек остается ведущим звеном в организации трудовой деятельности, то и основное внимание уделяется деятельности человека-оператора и тем сложностям, с которыми ему приходится сталкиваться в процессе выполнения сложных заданий.

Общие теоретические задачи:

1. Максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса).

2. Максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности).

3. Рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах "человек-техника".

Основные проблемы инженерной психологии и эргономики: рост нервно-психических заболеваний (т.н. «индустриальный стресс»), текучесть кадров и вытекающие отсюда проблемы переподготовки и адаптации, травматизм (производственный, транспортный и бытовой), эффективность СЧТС.

Традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве - обеспечить безопасность труда, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция не соответствует законам техносферы. Требования абсолютной безопасности, подкупающие своей гуманностью, могут обернуться трагедией для людей, потому что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Концепция приемлемого риска в России пока не востребована. Некоторые специалисты подвергают ее критике, усматривая в ней антигуманный подход к проблеме. На самом деле приемлемый риски на 2-3 порядка строже фактических.

-совершенствование технических систем;

-подготовка персонала;

-ликвидация последствий.

В системе «человек - машина» человек является наиболее переменчивым компонентом: на его поведение действует около миллиона индивидуальных факторов. Это выражается в том, что никто из операторов не повторяет аналогичного задания точно такими же действиями. При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, поведение на производстве определяется индивидуальными качествами, отражающими совокупность психологических и физиологических свойств: тип нервной системы, темперамент, особенности мышления, уровень подготовки, опыт и т.д. Тем не менее, широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда формируют одиннадцать психологических причин сознательного нарушения правил безопасной работы.

1. Экономия сил - потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергоресурсов. Поведение человека строится по принципу «наименьшего действия».

2. Экономия времени - стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды за счет темпа работы, пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат, но необходимых для обеспечения безопасности.

3. Адаптация к опасностям или недооценка опасности и ее последствий - причина, которая возникает в результате способности человека привыкать к явлениям, осваиваться с ними. Основа фактора «недооценка опасности» - безнаказанность физическая и социальная за совершение неправильных действий.

4. Самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим Проявляются эти моменты рискованными действиями. Риск для таких людей - дело не просто привычное - «благородное».

5. Стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушения правил техники безопасности или технологического процесса поощряются молчаливо или громогласно. Девиз производственной деятельности - «план любой ценой». Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека в положение «Белой вороны».

6. Ориентация на идеалы. Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.

7. Самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством. Переоценка собственного опыта приводит к тому, что, зная об опасности и и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут ему, даже гарантируют возможность быстро принять меры для предотвращения негативного события.

8. Привычка работать с нарушениями, перенесение привычек. Это качества могут быть приобретены на другой работе или вне работы.

9. Стрессовые состояния, побуждающие к действиям, которые способны снять «стресс» или ослабить. Более сильная форма этого - Эмоциональный шок. Человеком движут чувства, а не разум.

10. Склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика. В психологической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискованным действиям. Такие люди испытывают удовольствие «поставить все на карту».

11. Надситуативный риск (бескорыстный, спонтанный, немотивированный, риск ради риска). Явление состоит в том, что субъект осуществляет какие-либо действия, как бы «вдруг» ставит перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

Причины нарушений правил безопасности по сути своей направлены на одну цель: искать ближайшие допустимые и наиболее легкие пути удовлетворения вызывавших их потребностей.

Деятельность человека-оператора при решении определенной технологической задачи состоит из следующих этапов:

-восприятие информации, ее оценки анализа и обобщения на основе заранее заданных критериев оценки;

-принятие решения о действиях;

- приведение в исполнение принятого решения.

На всех этих этапах деятельности человека возможны ошибочные действия.

Под ошибкой следует понимать действие, отклоняющееся от нормального, то есть предусматриваемого, ожидаемого и таким образом приводящее к травмам, увечью, гибели людей, материальному ущербу. Иначе говоря, ошибка - неосознанные опасные действия. В одних случаях подобные опасные действия совершаются осознанно, умышленно и квалифицируются как нарушения, в других, когда человек не осознает, что выполняет опасное действие – как ошибка.

Классификация помогает в теоретическом плане представить и широту и глубину проблем, в практическом плане диагностировать ошибки, чтобы накопить опыт, позволяющий анализировать обстоятельства и выявлять их причину.

Используя кибернетическую схему, классифицировать причины ошибок можно следующим образом:

-ошибки в ориентации (неполучение информации);

-ошибки принятия решения, то есть принятие неправильного решения;

-ошибки выполнения действий, то есть неправильные действия.

Если распределить ошибки по схеме поступления и переработки информации, то выясняется, что нужно совершенствовать процессы приема информации и выполнения двигательных действий.Это значит, что человек должен быть информирован обо всем, что он должен знать и уметь. Затем нужно обеспечить оптимальные условия для переработки информации и правильного реагирования, как для принятия правильного решения, так и безошибочного действия (соответствующее устройство и размещение органов управления).

Психологи делят ошибки на обратимые и необратимые, систематические и случайные. Случайные ошибки не предсказуемы, систематические предсказуемы и, следовательно, легко исправимы.

В большинстве своем ошибки являются результатом изменения самочувствия работающего, что сказывается на его надежности как управляющей системы.

Основные причины, приводящие к травмам:

-усталость (утомление);

- употребление алкоголя, наркотиков и некоторых лекарств;

-изменение погоды;

-болезнь;

-недостатки образования, профессиональных навыков;

-низкое качество инструкций по безопасности труда;

-отсутствие «климата безопасности» в коллективе, плохие производственные взаимоотношения;

-стресс;

-материальные и другие личные заботы;

-несоответствие индивидуальных психических качеств требованиям трудовой деятельности;

-снижение возможности выполнять работу в экстремальных условияхпосле пережитой опасности или травмы.

Чтобы правильно понять механизм, толкающий человека к совершению ошибок, нужно хорошо представить основные особенности личности и состояния человека. Их можно разделить на врожденные особенности и временные состояния.

К врожденным относятся биологические характеристики человека и его наследственный «багаж», в том числе анализаторы ( слух, зрение, вкус, обоняние), двигательная система, психомоторная система, интеллект.

Временные состояния – усталость, физическая и психологическая нагрузки.

В силу своих биологических и унаследованных возможностей, а также временных состояний человек может представлять собой, до известной степени, ненадежный элемент в производственной системе. Однако, признание возможности совершения человеком ошибки и его ненадежности не вменяется человеку в вину, а ненадежность человека в производственной системе является весьма относительной, как относительна сама ненадежность системы.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое жизнедеятельность и безопасность жизнедеятельности?

2. Назовите основные функции безопасности жизнедеятельности.

3. Что такое системный анализ? Каковы его цели?

4. Перечислите принципы обеспечения безопасности труда. Охарактеризуйте их.

5. Какие стадии можно выделить при управлении безопасностью жизнедеятельности?

6. Какие факторы называются опасными и вредными?

7. Что такое условия труда? Какие условия труда считаются безопасными?

8. Что понимается под терморегуляцией и какие виды ее нарушений могут быть?

9. Какие формы трудовой деятельности Вы знаете?

10. Как классифицируются условия труда.

11. Что такое эргономика? Какие виды совместимостей она включает?

12. Что изучает инженерная психология?

13. Что такое надситуативный риск?

14. Перечислите психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы.

 

РАЗДЕЛ ІІ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: