Национальной безопасности




Основополагающим документом в сфере регулирования жизнедеятельности государства становится «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года, №537. Поручением Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. предусмотрена разработка комплексных мероприятий по реализации этой «Стратегии».

«Стратегия» является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. В «Стратегии» определены главные стратегические риски и угрозы национальной безопасности, сформулирована задача системы научного и технологического прогнозирования и риски для научных и технологических приоритетов, усиления интеграции науки, образования и производства, создания комплексной системы контроля над рисками.

В качестве основной задачи выдвигается подготовка и создание междисциплинарной, межотраслевой и межведомственной системы оценки рисков. Систематические фундаментальные и прикладные исследования (рис. 8), выполненные в последние два десятилетия научными институтами создают основы новых подходов к обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к анализу промышленной, экологической, радиационной, химической, энергетической безопасности [37,38,39].

 

 

Рис. 8. Национальная и межведомственная организация работ по научному обеспечению комплексной безопасности

С учетом изложенного, основными задачами РАН в сфере безопасности являются:

- формирование на основе исследований по социальным, естественным и техническим наукам фундаментальной базы анализа рисков в трех основных сферах жизнедеятельности – социальной, природной и техногенной, составляющих единую сложную социально-природно-техногенную систему «человек-природа-инфраструктура» [42,43,44,47-50,54];

- построение обобщенной модели указанной сложной системы с определением роли её основных компонентов в величинах базовых параметров рисков - вероятностей возникновения неблагоприятных процессов и событий (опасностей, вызовов, угроз, кризисов, катастроф) и сопутствующих им ущербов;

- построение сценариев неблагоприятных событий в сложной системе и количественная оценка рисков через параметры главных инициирующих и поражающих факторов – опасных энергий, веществ и потоков информации.

На этой основе разрабатываются принципы категорирования ЧС, высокорисковых объектов и опасных процессов по величинам рисков.

В число основных решаемых задач входит подготовка исходных предложений по нормированию и регулированию рисков на всех уровнях государственного управления. На базе этих предложений органами государственного управления (Совет Безопасности Российской Федерации) будут формироваться единые требования к обеспечению безопасности человека, общества и государства. Это вытекает из принятых Конституции Российской Федерации и «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Существо нормирования, регулирования и управления обеспечением национальной безопасности сводится к требованию, чтобы величины формирующихся и реализующихся рисков не превышали над величин приемлемых рисков на заданном временном интервале.

Задача фундаментальной и прикладной науки сводится к разработке методов определения рисков.

Величина приемлемых рисков устанавливается или назначается органами высшего государственного управления (Президентом, Правительством, Федеральным Собранием Российской Федерации) с учетом возможностей и потенциала страны, уровня научных обоснований, отечественного и мирового опыта.

Определяющими параметрами в этом случае являются две группы рисков:

- индивидуальные риски (1/год) потери жизни и здоровья человека от указанных выше неблагоприятных процессов и явлений;

- экономические риски (руб./год) от неблагоприятных процессов и явлений, учитывающих уязвимость социальной, природной и техногенной сфер.

В экономические риски включаются экономические ущербы от потери жизней и здоровья людей, от поражений окружающей природной среды и технических инфраструктур.

Научное обоснование приемлемых рисков состоит в разработке методологии определения критических (предельных, недопустимых) рисков и назначения запасов по этим рискам

РАН, МЧС России, Минпромторг России, Ростехнадзор, Ростехрегулирование-Росстандарт и другие ведомства начинают использование системы этих подходов для анализа стратегических рисков национальной безопасности и рисков технического регулирования.

Для достижения расчетными рисками на данном отрезке времени приемлемых рисков и запасов по рискам необходимо осуществление комплексов мероприятий с соответствующими экономическими затратами. Эти мероприятия, направленные на снижение формирующихся рисков до уровня, должны быть эффективными и связанными с уровнями расчетных рисков.

Вместе с тем, в ряде указанных программ пока в явном виде отсутствуют количественные показатели стратегических рисков в условиях модернизации экономики России, что затрудняет как планирование самих мероприятий, так и контроль и надзор со стороны государства за эффективной их реализацией.

 

Тема 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: