Андрей Евгеньевич Сунгуров




Андрей Евгеньевич – учитель русского языка и литературы. Он любит свою работу и своих учеников, а еще он любит свой край, Карелию.

 

Мы встречаемся с весною,

Едем в гости к бабушке.

- Здравствуй, озеро лесное!

- Здравствуй, наша ламбушка!

У причала лодки, лодки

Нас куда-то вдаль зовут.

Там, где тайны и находки

Необычные живут.

 

Ждут нас в гости лес и скалы,

Шелест трав, веселый гром,

И восход, и вечер алый –

Все, что Родиной зовем.

 

 

 

Стихи Андрея Сунгурова учат умению по-новому увидеть прекрасную природу Карелии, нашу «Волшебную зеленую страну», смотреть на нее и удивляться. Именно так и называется его сборник стихов.

 

 

В нем поэт собрал добрые стихи-картинки. Читаешь их и видишь:

Спешит весна, а за окном

Еще река покрыта льдом,

Еще сугробы там и тут,

Еще сосульки не растут.

Не вспоминают о календаре,

Зима гуляет во дворе.

Я ей напомню, что пора

Уйти на Север со двора!

 

После весны наступает замечательное время года – лето. Летом все кругом зеленое, живое, веселое. В этом зеленом мире можно встретиться с улиткой, жуком, забавными рыбками, листиком кувшинки любящим путешествия. И о каждом существе у Сунгурова находится доброе слово!

Стрекоза.

Коромыслом, выгнув спинку,

Выпучив свои глаза,

Возле речки на травинку

Опустилась стрекоза.

Вверх взлетела.

Улетела.

 

А неподалеку другое насекомое

Паук.

Ты видишь, как ловко

Паук вяжет сеть?

Какая сноровка –

На нитке висеть!

Какое уменье

Узоры вязать!

Какое стремленье

Картину создать!

Чудо-картина

Опасна для мух…

Плетет паутину

Художник-паук.

Теперь, когда ты увидишь какое-нибудь насекомое летом, то вспомни эти стихи. Может, ты станешь по-другому смотреть даже на паука? Правда, в доме ему не место, а вот в природе он - художник!

 

У поэта есть и другая книжка стихов – «Речка может простудиться». Уже само название заставляет улыбнуться.

Давай узнаем, как же речка может простудиться?

 

Снег, мороз – зима кругом.

Берега покрыты льдом.

Над рекою пар клубится,

Речка может простудиться?

 

На ветвях деревьев иней,

Снег пушистый, бело-синий,

А над черной речкой пар.

Может быть, у речки жар?

 

Как же вылечить больную

Необычную такую?

Где найти такое средство,

Чтоб река могла согреться?

 

Привезут лекарств немало –

Двести двадцать самосвалов,

А малины и лимонов

Надо двадцать пять вагонов!

 

Снег, мороз - зима кругом.

Спит река под толстым льдом.

Лед укроет, лед согреет,

И река не заболеет!

 

Подумай и ответь.

1. Может ли речка простудиться?

2. Какое стихотворение А. Е.Сунгурова тебе особенно понравилось? Почему? Выучи его наизусть.

3. Как ты думаешь, что общего в рассказах и стихих Владимира Данилова, Андрея Сунгурова и Террту Викстрем? Какие черты храктера помогают аторам писать о природе и детях?

Домашнее задание.

Прочитай в разделе «В часы досуга» стихотворение Сунгурова «Июльский снег». Рядом ты найдешь рассказ о том, как сделать настоящие чудеса своими руками.

 

На твою книжную полку:

А.Е. Сунгуров. «Волшебная зеленая страна», «Речка может простудиться?».

 

 

Для дополнительного чтения.

Воробей – герой книг?

 

Казалось бы, какое существо может быть обыкновеннее и привычнее нам, чем воробей? Он такой серенький, незаметный! Что можно написать про него?

Однако у писателя Данилова и поэта Сунгурова нашлись об этой птичке очень добрые слова! Воробей показался им вполне достойным описания. Прочитай, что они пишут:

 

А Сунгуров.

Воробей.

 

Мой знакомый воробей

Постучал в окошко:

- Дай мне зернышек скорей!

Дай мне хлебных крошек!

Очень трудно воробью

Корм найти зимою

Я воробышка люблю.

Форточку открою,

И насыплю я зерна

Серенькой пичужке.

Птицам не страшна зима,

Если есть кормушка!

А вот отрывок из рассказа Данилова «Серый певец»:

 

«Вдруг откуда-то сверху в сырой куст сирени упал воробей. Вот он скакнул на веточку повыше. Веточка качнулась, и на талый снег целой гирляндой брызнули капельки.

Воробей, видно, уже успел побывать под капелью*. Перышки на нем намокли и топорщились. Он чирикнул, приподнялся на лапках, покрутил головкой и запел.

Да, да! Именно запел! И это было не обычное будничное чириканье, а настоящая песня. В ней слышались и трельки*, и несложные коленца* – воробей пел славу приближающейся весне.

Серый певец был так увлечен своей песней, что не заметил, как я приблизился и стал рассматривать его.

Мелкие черные перышки на шейке воробья вздрагивали и трепетали при каждой новой трели, на спинку изредка шлепались капли, но все это было ему нипочем. В этот миг серый певец казался мне прекраснее всех певчих птиц на свете, ведь он пел о том, что зима уже не вернется, что началось пробуждение новой жизни, которую никакие силы не смогут остановить».

 

 

Очень по-доброму рассказывают нам о воробье А. Сунгуров и В. Данилов, правда? Наверное, и ты теперь не пройдешь равнодушно мимо него? А выходя из дома припасешь для воробья хлебных крошек. Воробей будет им рад и тебе самому станет радостно.

 

Новые, непонятные слова.

Трельки - маленькие трели, звонкие переливающиеся звуки.

Коленца – в песне перемены, изгибы, перепады мелодии.

Капель – весеннее событие, когда с крыш домов и с веток капает талая вода

И у Тертту Викстрем тоже есть стихотворение о воробье!

Хочет в школу воробьишко…

 

По соседству с нашей школой

В стае голубей,

Желтоклювый и веселый,

Прыгал воробей.

 

Любопытный этот крошка

Всё глядел на нас

И заглядывал в окошко

К нам в четвертый класс.

 

Разглядел доску и парты,

Лампочки и мел

И цветные пятна карты

Тоже разглядел.

 

На виду у ребятишек

Проскакал бочком…

Видно, хочет воробьишко

Стать учеником.

 

Подумай и ответь.

1. Может ли воробей быть героем книг?

2. Какие чувства к воробью испытывают авторы?

 

 

Домашнее задание.

Перелистай страницы учебника «Край, в котором я живу».

1. Вспомни, какие рассказы, стихи, сказки, а может быть домашние задания в нем тебе особенно запомнились. Объясни, почему?

2. Что нового ты узнал из этого учебника, чему удивился, чему захотелось научиться?

3. Какие новые слова ты запомнил? Каким нашел объяснение сам? Запиши их.

 


Люблю тебя, Карелия!

Иванов А.

Люблю тебя, Карелия,

Твои озера ясные

И водопады грозные

И тихие луга.

Люблю тебя, Карелия,

Твои леса прекрасные

И вечера морозные

И белые снега.

Подумай и ответь.

1. Чем восхищается поэт Иванов, что ему нравится?

2. А что тебе дорого в нашем крае?

3. Чем гордятся наши земляки?

4. Что говорят и что помнят о Карелии ее гости?

 

Проверь себя!

Реши кроссворд.

  1.Птица, которую ты чаще других видишь.   2. Большие сглаженные камни.   3. Чудо-остров; остров народных игрищ.   4. Кивач – это..?...

Викторина

Знаешь ли ты, что название этой забавы происходит от слова «Виктория» - победа? Как ты думаешь, участие в викторине – это просто забава? Докажи, обоснуй свою точку зрения.

А теперь ответь точно и коротко!

 

1. О каком знаменитом острове идет речь?

Поднимись над раздольем Онего,

о таланте людском расскажи,

дар умельцев далекого века,

диво-дивное – остров ….(?)

2.Чем знаменит этот остров?

3.Какой известный в Карелии музыкальный инструмент пришел к нам из глубокой древности?

Добрый совет на лето.

Прочитай эти книги.

1. А.М. Линевский «Листы каменно книги». Правда, странное название? Что за каменная книга? Тебе будет интересно познакомиться с необычной жизнью подростка по имени Льок. Он жил в Карелии тогда, когда люди пользовались только каменными орудиями труда (топоры, наконечники стрел). Было это очень-очень-очень давно. Разве не интересно отправиться в путешествие в такое далекое прошлое? Сам автор, Александр Михайлович Линевский, написавший много о нашем крае, эту книгу любил больше всего.

2. Былины о русских богатырях.

 


В ЧАСЫДОСУГА

Досуг – происходит от слова досужий, умеющий, способный к делу, хороший мастер своего дела. Или мастер на все руки.

«Был бы друг – будет и досуг» - пословица.

Такое объяснение досуга дает Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка.

Поэтические странички.

 

В часы досуга почитай эти замечательные стихи. Их авторы – наши земляки.

 

Папа читает газету.

А. Сунгуров.

Мама воскликнула:

- Ой, ой, ой, ой!

Папа в газету ушел с головой!

Я удивился,

Я испугался:

Без головы

Мой папа остался!

Как он теперь

Пойдет на работу?

Откроет ли дверь?

Непонятно мне что-то.

Вот это фокус:

Как папе бриться?!

Как он в автобус будет садиться?

 

Веселое стихотворение, правда? Улыбнись, если хочешь - выучи его наизусть!

Добрый великан.

Армас Хийри

Шагая лесною тропой,

Малец муравья заприметил,

Тащившего бодро бревно.

Бревно (в муравьином понятье)

Всего лишь хвоинкою было.

Но мальчик дорогу трудяге

С тропинки сойдя, уступил.

 

- Не бойся, тебя я не трону, -

Сказал муравьишке мальчишка,

Себя Гулливером представив

В стране Лилипутов на миг…

 

… Я думаю, этот ребенок,

Став взрослым, останется добрым –

Защитником слабых и малых.

Ведь все великаны – добры.

 

Вспомни, что ты читал про муравья в нашем учебнике? Как назывался рассказ об этом насекомом?

Берестяная котомка.

Вейкко Пяллинен

На полу, как на лесной делянке, -

Вороха пахучей бересты.

Свежим лыком пахнут берестянки,

Что стоят пока еще пусты.

 

Берестни-кадушки – для солений,

Плетушки-малютки – для ребят…

Грибники окрестных всех селений

Старика за труд благодарят.

 

И пока не спустятся потемки

Над лесной родимой стороной,

Дедушка плетет, плетет котомки

Для грибов, для ягоды лесной.

 

Плотные – для клюквы и морошки,

Чтоб не вытек драгоценный сок…

- Подожди, внучок, еще немножко –

Доплету нарядный туесок.

 

Как ты думаешь, к какому рассказу из учебника «подходит» это стихотворение? Попробуй самостоятельно или с помощью старших объяснить значение слов делянка, лыко, кадушка, котомка, туесок. Некоторые из этих слов уже объяснялись в учебнике.

 

Бараний лоб.

Рейе Такала

Камень-валун

Скатился с горы,

Словно бы воду пил.

Камень-молчун

Лежал до поры,

Даже без имени

Жил.

 

Только однажды,

Придя на холмы

(Не обижался чтоб),

Этот камень

Назвали мы

Просто –

Бараний лоб.

 

Так в Заполярье

Зовут валуны

За их нелюдимый

Вид.

Словно и впрямь

Пасутся они.

Много их тут

Лежит…

 

Действительно, когда слышишь «бараний лоб», то представляется что-то серое, твердое, суровое, правда? Что еще представляется тебе, когда ты слышишь «бараний лоб»?

Кстати, знаешь ли ты, что на берегу Онежского озера есть не только «бараньи лбы», но и целый «Бараний берег»? Летом туристов отвозят туда по воде, там очень много интересного!

Мороз и его дети.

Пека Пелля

Ночами Братец Иней

Резвился на ветвях.

Брат Ветер,

Зимний, сильный,

Поземку гнал в полях.

 

Сестрицы их,

Снежинки,

Свершали свой балет –

Их чудо-пелеринки

Затмили белый свет.

 

Стеклили на рассвете

Все лужи вдоль дорог

Два брата:

Зимний Ветер

И Тоненький ледок.

 

И всё, что кисло, мокло,

Прибрал отец Мороз

И расписал все стёкла

Орнаментом из роз.

 

Какое бы стихотворение или рассказ мы не взяли, везде встречаются новые слова, правда? Наш язык так богат и разнообразен, что можно каждый день узнавать новое слово, и все равно их хватит на всю жизнь!

В этом стихотворении: пелеринка – это такая часть верхней одежды, похожая на воротник или шарф. А слово «орнамент» тебе уже известно!

 

А это стихотворение шуточное. И еще оно – загадка!

Удачная рыбалка.

Тайсто Сумманен

- Ну, как рыбалка, рыболов?

- Удачная спасибо!

- Скажи велик ли твой улов?

- Четыре крупных рыбы!

 

Одна – с багряной чешуей,

Пылает в небе жаром

И, проплывая над землей,

Нас золотит загаром.

 

Вторая рыбина резва,

Прозрачна и текуча.

Дохнет она –

Шумит листва,

По небу мчатся тучи.

 

А третья рыбы зелена,

Колюча, ароматна,

Всегда задумчива она

И шелестит невнятно.

 

- Так где же рыбы-то, рыбак?-

Спросил я осторожно.

- Для них был тесен мой рюкзак,-

Ответил он серьезно.-

 

Догадайся, что это были за рыбы? что придумал рыбак?

 

Не уместились в рюкзаке

Ни солнышко, ни ветер,

Ни лес.

Пришел я налегке

И так доволен этим!

 

- Но где еще один улов?

Ведь было их четыре.

 

…Он вынул ершика без слов

На радость кошки Мирри.

 

Вспомни, как выглядит ерш? Что означает выражение «ершистый характер»?

 

Вот еще одно шуточное стихотворение:

 

Снеговик и зайцы.

Леа Хело

 

Два одногодка, два дружка

Слепили вмиг снеговика.

Хороший вышел снеговик,

Тут не было вопроса.

Стоял он с палкой, как старик,

С морковкой вместо носа.

 

А ночью зайцы напрямик

Пришли, взглянули косо…

Стоял, как прежде, снеговик,

Но был уже… без носа.

 

 

Куда же делся нос?...

 

Июльский снег. Панно из пуха.

 

Июльский снег.

А. Сунгуров.

Наверно, как память о снежной зиме,

Пух тополиный лежит на земле.

Жаркий июль. Белый пух невесом.

Падает, кружится снег за окном.

 

Забавно смотреть, как сугробы растут,

Когда на газонах ромашки цветут.

Такое ты вряд ли увидишь зимой:

Сугробы из пуха в полуженный зной!

 

 

Этот удивительный июльский снег ты наверняка много раз видел. Пух летит от тополей, от одуванчиков, от некоторых других растений. Некоторые умельцы, талантливые люди, из этого пуха делают сказочно красивые картины. Они искусно и очень аккуратно наклеивают пух на плотную бумагу или картон. Посмотри, какие бывают картины из пуха!

 

 

Чтобы сделать такие картины, нужно иметь большое мастерство и усидчивость. Сразу такая картина не получится! Но вот изделие попроще сделать можно уже сейчас. Возьми лист цветной (например, зеленой) бумаги и нарисуй на нем контур зайчонка. Лист прикрепи к картону, чтобы он не гнулся. Добавь будущему зайчику яркие глазки, носик – нарисуй, или приклей из блестящей бумажки или пуговицы. Пусть тебе помогут старшие. А теперь бери клей ПВА и наклеивай пух на картинку, чтобы получилась заячья шерстка. Клея используй самую капельку, иначе пух просто слипнется, и будет некрасиво.

Подсказка: если ты возьмешь лист черной бумаги, то на нем белый пух будет смотреться особенно интересно и сказочно. Можно создать картину «Белый лебедь в темноте» или «Снежные узоры».

Лесные гости.

Кроме панно из пуха из разных лесных материалов можно сделать еще много интересного! Рассмотри эти картинки. Из чего сделаны зверушки и человечки?

Правильно, из шишек, палочек, веточек, листьев. Скреплять их между собой легко: можно воспользоваться клеем «Момент», проделывать дырочки при помощи шила. Ты сам легко поймешь, как можно сделать такие игрушки. А если что-то будет неясно, и никто из знакомых не даст дельного совета, то найди информацию в книгах. Сейчас издается много книг обо всех поделках из природных материалов! Например, книга «Игрушки своими руками» авторов Е. Жалько и Н. Щепко. Или книга «Прекрасное – своими руками» (составитель С. Газарян)

 

Ты – открыватель!

Да-да, ты сам можешь делать настоящие открытия! Пусть небольшие, но твои собственные!

Давай попробуем. Тебе задан вопрос: чем отличаются кустарники от деревьев?

Ты, конечно, не раз их видел. Представь, как они выглядят? Так какое же отличие между ними?

Ответ таков (проверь себя):

- у дерева есть ствол, от которого отходят ветви. А у кустов ветви растут прямо из земли!

Отлично!

Теперь попробуй сам:

Ты видел его много раз. Это – одуванчик. Почему он так назван?

Ответ: Стоит подуть ветерку или тебе самому на одуванчик и полетят маленькие парашутики!

Проверь, сколько раз тебе надо подуть, чтоб они полетели? т чего это зависит?

И новый вопрос: для чего одуванчику нужно, чтоб летели его семена-парашутики?

Верно! Это одуванчик так сам себя сеет!

Вокруг тебя – огромное поле для исследований! Действуй, ведь ты – исследователь.

Ты – исследователь!

Ты уже понял, что это очень интересно, открывать значение новых слов. Иногда это не трудно: например, слово «домохозяйка». Тут спряталось два слова: дом + хозяйка. Или «самолет» = сам + лет, то есть он сам летает.

А иногда можно объяснить слово, догадавшись, от какого другого слова оно произошло. Например, «крошечный» - от какого слова? «Крошка»! Она большая? Да нет! Поэтому «крошечный» означает «маленький».

От таких маленьких открытий ты потом придешь к большим. А если разгадать значение слова не удалось? Не беда. Можно поискать ответ в словарях. Словари – это такие большие книги, составленные учеными, в которых рассказывается о самых разных словах. (Попробуй-ка разобрать слово «словарь»?..) А если и в словарях нет ответа? Тогда спроси у взрослых, кто-нибудь да подскажет тебе, где найти ответ! Никогда не стесняйся спрашивать, если чего-то не знаешь. Недаром народ говорит – «спрос не ударит в нос». Зато, если ты будешь любознательным… Кстати, а не попробовать ли тебе объяснить слова «любознательный» и «многознающий»?

У тебя получится!

 

Для дополнительного чтения.

История игрушки

В самые древние времена игрушка была вовсе не детской забавой, а взрослой! Древний человек делал игрушки как «копию» реальных вещей. Например, изготавливали игрушечного лося или медведя из веток и шкур, и устраивали вокруг него репетицию настоящей охоты. Потом стали делать маленькие копии разных сильных зверей. Считалось, что если повесить на шею такую копию волка, то охотник будет сильным, как этот зверь.

Такие обереги становились и первыми игрушками для детей. Их дарили взрослые самым маленьким, чтобы «уберечь» их от злых сил. Приходящий с охоты отец вешал над колыбелью ребенка заячий хвостик: ребенок ловил его непослушными ручками, а это ох как нелегко! Ребенок подрастал и наступал черед деревянных игрушек. Из мягкой осины вырезали различных зверей – коней, медведей, лосей, зайцев. Мальчики устраивали на них «охоту» из самодельных ружей.

У девочек были другие забавы: куклы. Делались куклы из самых разных материалов: использовались чурочки, прутики, лоскуты, угольки. Но самой популярной у карельских девочек была тряпичная кукла-рванка. Делалась она из старых тряпочек и ветоши, причем при ее изготовлении нельзя было пользоваться иголкой. Ручки, ножки и головка делались путем скручивания ниткой, личико разрисовывалось угольками и красками. А уж наряды девочки шили куклам самые разные! Кукол таких делалось обычно много, и девочки собравшись разыгрывали целые сценки: свадьбы, гуляния, посиделки. Кукол можно было укачивать, как настоящих младенцев и петь им колыбельные песни. Кроме того, считалось, что кукла-рванка служит оберегом и охраняет ребенка от злых сил.

Вот и получается, что игрушки – дело хоть и веселое, но очень даже серьезное. Ведь управляясь с игрушечной посудой, ружьем, конем, ребята готовились к взрослой жизни. Это и сейчас так: ребята играют во все то, что видят в окружающем мире.

Дом куклы и кукольный театр.

Куклы – дело очень серьезное! Сегодня огромные заводы делают тысячи самых разных игрушек из пластмассы, ткани, дерева. А у нас в Петрозаводске есть даже такой музей: называется Дом куклы. Он открылся в 1999 году. Оказывается, есть люди, которые посвятили изготовлению кукол всю жизнь! Среди них – художник Татьяна Калинина. Основную экспозицию «дома куклы» составляют ее работы – «Кижские домовые». Татьяна Калинина занималась в жизни живописью, графикой, скульптурой, гобеленом, и в своих кукол вложила все свои многочисленные умения.

А еще есть у нас в Карелии театр кукол. Сейчас он располагается в Петрозаводске, в самом центре города, в красивом новом здании. А знаешь, как начинался театр кукол? В старину, во время ярмарок устанавливали балаганы и показывали веселые кукольные представления. Кукол делали из дерева и соломы, наряжали их в яркие лоскутные одеяния, и они веселили народ частушками, прибаутками, народными сказками. В Карелии театр кукол в его нынешнем виде появился в 1934 году. Первой сказкой, которую поставил театр, была «Сказка о Попе и работнике его Балде» Пушкина. Теперь в репертуаре театра множество спектаклей, особенно по мотивам карельских сказок.

 

Желаем тебе успехов!

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: