Занятие 7. Л.С. Выготский и его школа.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Занятие 1. Возрастная психология как наука.

1. Сравнительный анализ предмета возрастной психологии.

2. Задачи возрастной психологии.

3. Понятие «развитие» и характеристика обыденных и научных теорий развития.

4. Характеристика понятий «рост», «возраст».

5. Структура возрастной психологии.

6. Связь возрастной психологии с другими науками.

7. Понятие периодизации развития и три группы периодизаций по Л.С. Выготскому.

8. Историография человеческого развития.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. – М., 1982.

2. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

 

Занятие 2. История становление возрастной психологии.

1. Характеристика донаучного этапа в становлении возрастной психологии.

2. Переход в 17 в. к опытной проверке выдвигаемых гипотез о развитии.

3. Идеи развития в трудах Ж.Ж. Руссо.

4. Переход к научному изучению детской души в трудах Д. Тидемана.

5. Появление двух противоположных подходов к анализу детства в 18 в.

6. Появление возрастной психологии как самостоятельной дисциплины в 19в.

7. Появление педологии и ее значение.

8. История изучения детства.

9. Детство как предмет науки.

10. Понятие детства и взрослости как социально-историческое понятие.

Литература:

1. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

2. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976.

3. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Вопросы психологии. –1998. – № 1.

 

Занятие 3. Характеристика условий, факторов и методов изучения психического развития ребенка.

1. Метод наблюдения в изучении психического развития ребенка.

2. Метод тестов и его недостатки.

3. Характеристика близнецового метода.

4. Стратегия естественнонаучного констатирующего эксперимента в исследовании ребенка.

5. Стратегия формирования психических процессов.

6. Проблема наследственности и среды в развитии ребенка.

7. Характеристика наследственных и врожденных свойств организма.

8. Влияние социальной среды и ее уровни.

9. Взаимодействие наследственности и среды.

10. Внутренние причины психического развития ребенка.

Литература:

1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Питер. – 2001.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

3. Крайг Г. Психология развития. – Питер. – 2002.

 

Занятие 4. Становление зарубежной возрастной психологии.

1. Концепция рекапитуляции Э. Геккеля и Ст. Холла.

2. Нормативный подход А. Гезелла и Л. Термена.

3. Теория К. Бюлера о трех ступенях детского развития.

4. Аналитическая школа детского анализа М. Клейн.

5. Историческая психология детства Ф. Ариес.

6. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

7. Концепция двухфакторных механизмов адаптивного поведения Т. Шнейрла.

8. Изучение противоречий в развитии ребенка в теории А. Валлона.

9. Идея взаимодействия в теориях Х. Вернера и Б. Каплана.

Литература:

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

2. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

3. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – МГУ. – 1980.

 

Занятие 5. Психоаналитический подход в возрастной психологии.

1. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.

2. Понятие социализации в психоаналитических учениях.

3. Периодизация полного жизненного пути развития личности в теории З. Фрейда.

4. Типы характеров, формирующихся на каждой стадии.

5. Детское развитие как процесс социализации ребенка в теории А. Фрейд.

6. Психоисторическая теория развития личности с учетом конкретной культурной среды.

7. Понятия «групповой идентичности», «эгоидентичности». Юношеский кризис идентичности.

8. Стадии жизненного пути по Э. Эриксону.

Литература:

1. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

2. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. – М., 1978.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. – М., 1996.

 

Занятие 6. Учение об интеллектуальном развитии ребенка Жана Пиаже.

1. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже.

2. Эгоцентризм детского мышления.

3. Особенности детской логики.

4. Принцип равновесия в объяснении интеллектуального развития ребенка.

5. Полемика Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.

6. Феномены Пиаже.

7. Понятие социализации в теории Пиаже.

8. Стадии интеллектуального развития.

9. Значение генетической психологии Ж. Пиаже.

Литература:

1. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

2. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. – М., 1994.

3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982.

 

Занятие 7. Л.С. Выготский и его школа.

1. Культурно-историческая теория развития психики.

2. Основные законы психического развития ребенка.

3. Обучение как движущая сила психического развития.

4. Понятие зоны ближайшего развития.

5. Гипотеза о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе и ее недостатки.

6. Изучение типов ведущей деятельности в онтогенезе в работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

7. Разработка операционального содержания деятельности в исследованиях П.Я. Гальперина.

8. Периоды и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину.

Литература:

1. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1995.

3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982.

4. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М., 1995.

5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – МГУ. – 1978.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: