Американский опыт управления качеством




Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента, поэтому изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико,

В США разработано большинство концепций и методов современного менеджмента качества.

Первой системой управления, устанавливающей требования к качеству, была система Фредерика Тейлора в 1905 году. Им были подготовлены первые специалисты в области качества. Предусматривалась система штрафов за брак и дефекты, также были установлены требования, на основе которых строились отношения между поставщиками и потребителями

Среди основоположников науки управления особое место занимает Г. Форд, применивший стандартизацию и унификацию - важнейшие элементы в управлении качеством.

В 1924 году в Bell Telephone Laboratories была создана группа под руководством Р. Л. Джонса, заложившая основы статистического управления качеством. Этот подход развил В. Шухарт, создавший контрольные карты, он по праву считается патриархом современной философии качества. Главной темой его исследований является наблюдение за производственным процессом [15].

После Второй Мировой Войны результаты совершенствования методов Г. Доджа, Г. Роминга и А. Уолда легли в основу американских стандартов по выборочном контролю качества готовой продукции.

Конечно, из опыта США в области управления качеством нельзя исключить введение А. Фейгенбаумом понятия «всеобщего управления качеством» (TQM). Он впервые подчеркнул важность роли руководителей высшего звена, важность контроля качества на всех этапах производства, взаимосвязь уровня качества продукции и эффективности фирмы и т.д.

Большой вклад в развитие управления качеством внесли американские специалисты Э. Деминг и Д. Джуран, которые после Второй Мировой Войны работали в Японии.

Развивая подход, предложенный В. Шухартом для регулирования процессов производства, Э. Деминг распространил применение этих методов на сферу обслуживания и деятельность административных органов. Широко известны цикл Деминга, цепная реакция Деминга, указывающая на связь качества продукции с основными показателями работы фирмы, и 14 принципов Деминга, сформулированные для успешного построения корпоративной стратегии любой фирмы. В кратком изложении они приведены в приложении 1 [16].

Также широкую известность получили выявленные Э. Демингом пять «смертельных болезней» [16], которыми, по его мнению, в начале 80-х годов были «больны» большинство корпораций Америки (приложение 2).

Доктор Э. Деминг является одним из основателей Американского Общества по контролю качества (1946 г.).

Э. Деминг был одним из наиболее известных в мире консультантов в области менеджмента качества, автором более 200 книг в этой области, почетным доктором десятков американских университетов.

Анализируя причины возникновения брака, Дж. Джуран доказал, что 80 % проблем в области качества связаны с неэффективной организацией производства. Он определил управление качеством как реализацию принципа «триады качества», то есть постоянного взаимодействия трех процессов: планирования качества – контроля качества – улучшения качества.

Дж. Джуран выпустил ряд работ по проблемам качества, в которых описал разработанную им вневременную пространственную модель – «спираль качества» (рис. 13), определившую основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством. Джуран является автором концепции ежегодного улучшения качества.

С целью передачи накопленного богатого опыта внедрения системы управления качеством, пропаганды собственных идей, наработок и методик в области качества, подготовки специалистов по качеству Джуран в 1979 г. открывает в США Институт качества.

В 1986 г. Дж. Джуран становится одним из разработчиков национальной премии США по качеству имени Малкольма Болдриджа, а также основывает собственный фонд, который поддерживает исследования и разработки обучающих программ в сфере управления качеством.

Еще одним признанным авторитетом в американской школе был Филип Кросби, разработавший основу концепции «ноль дефектов» («zero defects», ZD) (1964 г.). Эффективность применения этой концепции была настолько ощутима, что Министерство обороны США вручило Ф. Кросби специальную награду. Ф. Кросби является автором бестселлеров «Качество бесплатно», «Качество без слез» и руководителем всемирно известной консалтинговой компании «Колледж качества во Флориде», клиентами которой стали сотни компаний со всего мира.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: