РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОЛОРИСТИКЕ




КОЛОРИСТИКА

Пособие для студентов по специальности

«профессиональное обучение (дизайн)»

 

Автор-составитель Васильева Альбина Александровна

 

Подписано в печать 28.11.2003. Формат 60*84/16.

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 4,5.

Тираж 200 экз. Заказ № 45

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Отпечатано на участке оперативной типографии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»

 

ББК 85.12 К 613

Колористика: Пособие для студентов по специальности «профессиональное обучение (дизайн)»/Автор-составитель А.А. Васильева. - Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет И.Я.Яковлева, 2003. - 73 с.

 

Печатается по решению ученого совета Чувашского, госу­дарственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Пособие содержит рабочую программу, вопросы для са­моконтроля, рекомендуемую литературу, теоретический мате­риал, тематику рефератов и приложения.

 

Рецензенты:

С.А. Стройнов, член союза дизайнеров ЧР, член правления союза дизайнеров ЧР.

Н.А. Алимасова, канд. пед. наук, доцент кафедры живопи­си Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Заслуженный работник образования ЧР, член союза художников России.

А.А. Флегентов. зав. кафедрой технологии и предприни­мательства Чувашского государственного педагогического уни­верситета им. И.Я. Яковлева, доцент, Заслуженный работник-высшей школы ЧР.

 

Васильева А.А., составление. 200.3 ©Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. 2003

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность дизайнера неразрывна с понятием «цвет», так как невозможно создавать образы и объекты, лишенные цве­та. Поэтому значение изучения цвета в дизайн-образовании вряд ли кто будет оспаривать.

Данное пособие предназначено для студентов художест­венно-графического факультетов по специальности «профес­сиональное обучение (дизайн)» со специализацией «интерьер» как очного, так и заочного обучения.

Оно содержит рабочую программу, список предлагаемой литературы, теоретический материал, примерные практические задания, таблицы и список использованной литературы.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОЛОРИСТИКЕ

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

1. Введение. Терминология. Основные группы цветов. Однотоновые цвета. Родственные и родственно-контрастные цвета. Контрастные цвета. Колорит. Закономерности колорита.

2. Цветовая гармония. Классификация цветовых гармоний. Однотоновые цветовые гармонии. Гармония родственных цве­тов и родственно-контрастных цветов. Гармония равносто­роннего, прямоугольного и равнобедренного треугольников. Гармония контрастных цветов. Проблема цветовой гармо­нии. Цветовые гармонии в дизайне.

3. Психологическая теория цветовых гармоний. Цветовые ассо­циации, символика.

4. Гармония цветов в интерьере. Общие положения. Основные принципы моделирования цветового климата. Цвет как фак­тор зрительного комфорта. Цвет как фактор психофизиоло­гического воздействия. Цвет как эстетический фактор. Цвет как средство выявление формы и организации пространства. Цвет как средство информации.

5. Особенности проектирования цветовой среды. Производст­венные здания. Учебные помещения. Общественные здания. Цвет в художественном конструировании изделий. Цвет в рекламе.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Изображение семантических триад (мягкий - жесткий - ко­лючий; сладкий - вкусный - горький и т.д.)

2. Изображение оттенков одного и того же цвета, ассоциирую­щихся с различными качествами (спокойный, драматический, героический, веселый, грустный).

3. Составление композиций из выкрасок нескольких цветов на ассоциации: температурные, осязательные, эмоциональные, акустические, возрастные, географические.

4. Составление композиции из соответствующих цветов «порт­рета товарища» или «автопортрета».

5. Составление плоскостной композиции рекламного типа (пла­кат, проспект), дающий представление о характере той или иной выставки при помощи неизобразительной формы и цве­та.

6. Составление композиций на гармонические сочетания цве­тов: однотоновых, родственных, родственно-контрастных, контрастных.

7. Составление композиций по цветовой организации простран­ства на оптические ассоциации с природными явлениями (осень, зима, весенние перевертыши и т.п.).

8. Составление композиций по цветовой организации простран­ства на основе неоптических ощущений (напряжение, дина­мика, ритм и т.п.).

9. Составление композиций по цветовой организации простран­ства на составление «интерьеров—портретов», дающих пред­ставление о каком-либо персонаже, социально-культурном явлении, об отвлеченном понятии, идее.

10. Составление композиций по цветовой организации про­странства на внеассоциативной семантике цвета (мелодия, спорт, искусство и т.п.).

11. Составление цветовых схем интерьеров по заданным пара­метрам: функция, размеры, пропорции, направленность све­товых проемов по сторонам света, микроклимат.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дерибера М. Цвет в деятельности человека. - М.: Стройиз-дат, 1984.-183 с.

2. Миронова Л.И. Цветоведение. - Минск: Высшая школа 1984.-284 с.

3. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. - Минск: Высшая школа 1984.-166 с.

4. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство - М.: Стройиздат, 1973. - 116 с.

 

 

СВЕТ И ЦВЕТ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Цветоведение является наукой, занимающейся вопросами восприятия, определения расчета и измерения цвета. Цветоведе­ние сравнительно молодая наука, оформившаяся во второй по­ловине XIX в. С того времени началось ее довольно быстрое развитие. В настоящее время цветоведение находит все большее и большее применение в светотехнике и в других областях нау­ки, в ряде областей промышленности, в искусстве и т.п.

Цвет нельзя рассматривать без света. Велика роль света в жизни человека. Невозможно представить себе жизнь без света. Все живые организмы и растения, окружающие нас, развивают­ся под влиянием света и сопутствующих ему ультрафиолетовых и инфракрасных излучений.

Свет дает нам возможность видеть и изучать все окру­жающее нас на земле и в беспредельном мировом пространстве. С помощью света человек все глубже и глубже познает природу, все больше расширяет границы своего познания.

Мы ощущаем свет при помощи органа зрения — глаза, и ощущаем мы не только свет, но и цвет.

Первичным является излучение, воздействующее на орга­ны чувств, а ощущение света и цвета возникает в результате воздействия излучения на светочувствительные клетки глаза. Различные ощущения того или иного цвета объясняются раз­личной длиной световых волн.

Еще в древние времена, на заре возникновения научной мысли, возник вопрос о том, что такое свет. Древнегреческими учеными была высказана гипотеза о так называемых глазных лучах, исходившая из предположения, что глаза испускают лу­чи, которые ощупывают необходимые предметы, чтобы узнать их.

Гипотеза о глазных лучах господствовала в течение многих столетий.

В конце XVII столетия были предложены две теории, со­вершенно по-разному трактовавшие сущность распространения света.

Теория Ньютона предлагала рассматривать луч света как поток материальных частиц - корпускул, которые излучаются светящимся телом и, попадая в глаз, вызывают ощущения света.

Вторая теория, развитая Гюйгенсом, носившая название волновой теории света, исходила из того предположения, что вся вселенная заполнена идеально упругой средой, называемой эфиром. С появлением в некоторой точке эфира источника света частицы эфира начинают совершать быстрые колебания. Явля­ясь центром упругой деформации, каждая колеблющаяся части­ца эфира приводит в колебание соседнюю частицу, а та - сле­дующую и т.д. Распространение этих колебаний в эфире и пред­ставляет собой луч света.

В середине XIX столетия было доказано теоретически и экспериментально, что свет - это электромагнитные колебания. Согласно электромагнитной теории света, разработанной знаме­нитым английским физиком Максвеллом, свет представляет со­бой электромагнитные колебания, т.е. периодические изменения электрического и магнитного полей в пространстве. Электро­магнитная теория света установила, что различные виды энер­гии излучения, такие, как видимые, ультрафиолетовые и инфра­красные излучения солнца, звезд и искусственных источников света, радиоволны, рентгеновские лучи и т.д. имеют одинако­вую природу и отличаются друг о друга лишь длиной волны.

Энергия излучения солнца, звезд, искусственных источ­ников света воздействует на светочувствительные элемента гла­за и вызывает световые и цветовые ощущения.

Энергия излучения передающих радиостанций, рентге­новских трубок, ультрафиолетовых и инфракрасных излучений не вызывает у нас зрительных ощущений, но некоторые из них производят на организм человека иное действие. Ультрафиоле­товое излучение вызывает покраснение кожи, инфракрасное из­лучение - нагревание. В первом случае мы имеем дело с видимыми излучениями (светом), а во втором - с невидимыми.

Различные виды энергии излучения образуют спектр элек­тромагнитных колебаний, длина волны которых может соста­вить от миллионных долей нанометра до нескольких километ­ров.

Излучения, имеющие длины волн в пределах 380-770 нм. действуя на глаз, вызывают у нас световые ощущения - это ви­димые излучения (свет). Каждой длине волны видимого излуче­ния соответствует свой цвет.

В XX столетии на основании ряда экспериментальных исследований выдающийся немецкий физик М. Планк пришел к мысли, что излучение и поглощение света происходят не непре­рывно, как это полагали согласно волновой и электромагнитной теориям света, а отдельными порциями. Согласно этой теории свет представляет собой совокупность мельчайших материаль­ных частиц - фотонов, движущихся с колоссальной скоростью.

«Свет, - говорил академик СИ. Вавилов, - одновременно обладает свойствами волн и частиц, но в целом это и не волны и не частицы, и не смесь того и другого».

Световая мощность носит название светового потока, еди­ницей его измерения является люмен (лм).

Степень освещения поверхности характеризуется осве­щенностью, которая определялся отношением светового потока к площади поверхности, на которую он падет. Единицей осве­щенности является люкс (лк).

Белый свет - есть свет сложный, составной, состоящий из множества цветовых лучей. Первым это опытным путем доказал английский ученый Исаак Ньютон. Он доказал, что цветовые лучи, составляющие белый свет, по-разному преломляются при прохождении трехгранной призмы. Одни цветовые лучи пре­ломляются больше, другие меньше.

Лучи, различно преломляемые, дают различные цвета, наиболее преломляемые — фиолетовый цвет, а наименее пре­ломляемые — красный, средне-зеленый и зеленовато-синий, си­ний находится между фиолетовым и зеленым, желтый - между зеленым и красным.

Спектральный состав потока изучения (светового потока) источника света определяет цвет его излучения.

Цвет предметов, окружающих нас, зависит от их способ­ности отражать или пропускать падающий на них световой по­ток и от распределения светового потока в спектре освещающе­го их источника света.

Когда мы говорим, что поверхность имеет зеленый цвет (при освещении белым светом), то это означает, что из всей со­вокупности лучей, составляющих белый свет, данная поверх­ность отражает преимущественно зеленые лучи. Отраженные поверхностью лучи воздействуют на наш глаз и у нас создается ощущение зеленого цвета.

Все цвета, встречающиеся в природе, разделяются на ах­роматические и хроматические. К ахроматическим цветам отно­сятся белый и черный цвета, а также серые цвета, являющиеся промежуточными между белым и черным цветами. Ахромати­ческие цвета в спектре отсутствуют - они бесцветны. Тела и сферы, имеющие неизбирательное отражение или пропускание, имеют ахроматический цвет при освещении дневным светом.

Все тела, имеющие ахроматический цвет, в разной степе­ни количественно отражают свет, но качественно отражают одинаково - неизбирательно, т.е. в равной степени для всех длин волн видимой области спектра. В природе имеется бесчис­леннее количество ахроматических цветов. Глаз человека спо­собен различать ограниченное их число - около трехсот.

Хроматическими цветами являются все цвета, имеющие тон или цветовой оттенок. К нм относятся все спектральные цвета: фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный, а также многие другие природные цвета.

Для удобства обозначения цветов принято деление спек­тра оптического изменения на три области:

длинноволновую - 760-600 нм (от красного до оранжевого)

средневолновую - 600-500 нм (от оранжевого до голубо­го)

коротковолновую - 500-380 нм (от голубого до фиолетового).

Это деление оправдывается качественными различиями между цветами, входящими в различные области спектра.

Для обозначенного определения цвета часто используются системы психофизиологических характеристик.

К ним относятся:

1. Цветовой тон - качество цвета, позволяющее дать ему название; это то, чем отличаются два цвета друг от дру­га. Измеряется длиной волны преобладающего в спек­тре данного цвета излучения - X. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

2. Светлота - степень отличия данного цвета от черного или отношение величины потока, отраженного от дан­ной поверхности, к величине потока, падающего на нее, измеряется коэффициентом р.

3. Насыщенность — степень отличия хроматического цве­та от равного по светлоте ахроматического.

 

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ

Различают два принципиально разных процесса смешения цветов: слагательный и вычитательный. Виды слагательного смешения:

1. Пространственное - совмещение в одном пространстве различно окрашенных световых лучей. Примеры: деко­ративное освещение, цирковое, театральное, архитек­турное.

2. Оптическое - образование суммарного цвета в органе зрения, тогда как в пространстве слагаемые цвета раз­делены. Примером может служить живопись мелкими штрихами или точкам, пестроткань, кроны деревьев на большом расстоянии.

3. Временное - особый вид оптического смешения. Его можно наблюдать на приборе для смешивания цветов Максвелла (вертушек). Если укрепить на вертушке дис­ки разных цветов и привести ее во вращение со скоростью не меньше 2000 об/мин, цвета дисков станут неразличимы в отдельности и образуют некоторый суммарный цвет.

4. Бинокулярное - смешение, которое мы наблюдаем, на­дев разноцветные очки. Цвет в данном случае равен сумме цветов.

 

Основные правила слагательного смешения:

1. При смешивании двух цветов, расположенных на хорде 10-ступенного цветового круга, получается цвет про­межуточного цветового тона.

Чем ближе по кругу расположены смешанные цвета, тем больше насыщенность суммарного цвета.

2. При смешивании цветов, противоположных в 10-ступенном круге, получается ахроматический цвет. Цвета, дающие в сумме ахроматический, называются взаимно-дополнительными.

Все цвета круга можно получить из трех исходных. Ис­ходными цветами служат красный, желтый и синий.

Фазическая сущность слагательного, образование цвета - суммирование световых потоков тем или иным способом.

Сущность вычитательного образования цвета заключается в вычитание из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Этот процесс возможен лишь при воздействии све­та материальным телом, например: при смешении красок; при всех видах отражения и пропускания света.

Характеристики цвета могут изменяться при освещении различными источниками света.

При свете ламп накаливания цвета длинноволновой об­ласти спектра (красный - оранжевый) становятся теплее и на­сыщеннее, яркость их повышается, а коротковолновые, особен­но синий и голубой, тускнеют, становятся сероватыми и более теплыми. Невыгодно изменяются малонасыщенные холодные цвета. Желтые цвета также теряют насыщенность и светлеют.

При свете люминесцентных ламп белого и холодно-белого света выигрывают коротковолновые цвета и холодные зеленые: их насыщенность и яркость возрастают. Длинноволновые цвета, напротив, могут быть сильно искажены фиолетовым налетом, они теряют насыщенность и становятся более холодными.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое свет? Основные гипотезы.

2. Что такое цвет?

3. Какие цвета являются ахроматическими?

4. Какие цвета являются хроматическими?

5. Что такое цветовой тон?

6. Что такое светлота?

7. Что такое насыщенность?

8. Назовите основные виды слагательного смешения.

9. Назовите сущность вычитательного образования цве­та.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: