ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА




Многие закономерности восприятия цвета объясняются трехкомпонентной теорией. В нашем зрительном органе суще­ствуют три аппарата, ощущающих красный, зеленый и синий цвета. Каждый из них под воздействием света возбуждается в большей или меньшей степени, в зависимости от длины волн излучения. Затем возбуждения суммируются. Сумма возбужде­ний представляется нам ощущением того или иного цвета.

Чувствительность глаза к цветовому тону зависит от по­ложения цвета в спектре. Человеческий глаз лучше всего разли­чает цвета в средней части спектра: от голубого до оранжевого. Здесь достаточно изменения длины волны на 1-2 нм для того, чтобы почувствовать изменения цвета. В области красного и фиолетовых цветов разностный порог резко увеличивается, до­ходя до десятков и сотен нанометров. Это объясняется тем, что в средневолновой области отношения красного, зеленого и си­него меняются наиболее быстро. У краев спектра эти отклоне­ния изменяются гораздо медленнее, поэтому мы плохо замечаем изменение длины волны.

Цветовой тон воспринимается неодинаково при различной яркости цвета. При ослаблении мощности светового потока ви­димый спектр, прежде чем стать совсем бесцветным, сводится всего к трем цветам: красному, зеленому и фиолетово-синему. То же самое происходит при существенном снижении освещен­ности окрашенных в разные цвета поверхностей: воспринима­ются только три основных цвета, переходы между ним исчеза­ют.

При сильном снижении насыщенности цветов и при уве­личении их яркости также происходит сдвиг цветового тона. При подмешивании белого к спектральным цветам оранжевый и красный желтеют. А синий и фиолетовый голубеют. При силь­ном освещении происходит подмесь белого к отражательному от поверхностей свету и наблюдается изменение цветового тома.

Характеристики цвета изменяются под воздействие хро­матической адаптации. Снижение чувствительности глаза к цве­ту при более или менее длительном наблюдении его:

- насыщенность всех цветов снижается;

- светлые цвета темнеют, а темные светлеют;

- теплые цвета становятся более холодными, а холод­ные - более теплыми.

Происходит сдвиг всех трех характеристик цвета. Это объясняется трехкомпонентной теорией. При длительной фик­сации цвета какой-либо из цветочувствительных аппаратов ис­пытывает нарастающее утомление, нарушается первоначальное соотношение возбуждений, и это приводит к изменению харак­теристик цвета.

Если цвет фиксируется наблюдателем слишком долго, хроматическая адаптация перерастает в цветовое утомление. В результате цветового утомления первоначально цветовое ощу­щение может измениться до неузнаваемости, так можно перепу­тать даже дополнительные цвета.

При повышенной яркости наименьшим утомляющим дей­ствием обладает желтый цвет, а к краям спектра утомляющее действие резко повышается. В обычной ситуации, при естест­венных условиях наблюдения цвета, утомляющее действие цве­та зависит не от цветового тона, а только от насыщенности.

Периферия сетчатки глаза утомляется гораздо быстрее, чем центральные части.

Большое значение для зрительных восприятий имеет яв­ление цветовой индукции. Цветовой индукцией называется из­менение характеристик цвета под влиянием наблюдения другого цвета или взаимное влияние цветов.

Различают два принципиально разных вида индукции: от­рицательную и положительную. При отрицательной индукции характеристики двух взаимно индуцирующих цветов изменяют­ся в противоположном направлении.

Если сопоставлять темное и светлое пятна, то темное по­кажется еще темнее, а светлое - еще светлее, чем на самом деле.

При положительной индукции характеристики цветов сближаются, происходит их подравнивание. Какая произойдет индукция - положительная или отрицательная, - зависит от ме­ры различия характеристик цвета. Если различие достаточно заметно, глаз стремится еще больше увеличить его, если же оно малозаметно, глаз уничтожает эту небольшую разницу.

Различают одновременную и последовательную индук­ции.

Одновременная индукция наблюдается во всякой цвето­вой композиции при сопоставлении различных цветовых пятен. Фактически она происходит всегда, постоянно сопровождая процесс зрительного восприятия. Наличие контраста между пятнами необходимо для того, чтобы их увидеть, контраст - ос­новное условие зрительного восприятия.

Последовательную индукцию можно наблюдать на про­стом опыте. Если положить цветной квадрат на белый фон и фиксировать на нем взгляд полминуты, то затем на белом фоне можно будет увидеть, контрастный цвету выкраски.

Основная закономерность отрицательной индукции за­ключается в том, что цвет любого пятна на хроматическом фоне изменяется в сравнении с цветом того же пятна на белом фоне. Изменение цветового тона можно рассчитать двумя способами: а) прибавить к цвету пятна цвет, противоположный фону; б) вы­честь из цвета пятна цвет фона.

Мера индукционного окрашивания может быть различ­ной. На нее влияют следующие факторы:

1. Расстояние между пятнами. Чем меньше расстояние между пятнами, тем больше контраст.

2. Четкость контура. Четкий контур увеличивает яркостный контраст и уменьшает хроматический.

3. Отношение яркостей цветовых пятен. Чем ближе зна­чение яркости пятен, тем сильнее хроматическая ин­дукция. И наоборот, увеличение яркостного контраста приводит к уменьшению хроматического.

4. Отношение площадей пятен. Чем больше площадь од­ного пятна относительно площади другого, тем сильнее его индукционное действие.

5. Насыщенность пятна. Насыщенность пятна пропор­циональна его индукционному действию.

6. Время наблюдения. При длительном фиксировании пя­тен контраст уменьшается и может даже исчезнуть со­всем. Лучше всего индукция воспринимается при бы­стром взгляде.

7. Область сетчатки, фиксирующая цветовые пятна. Пе­риферические области сетчатки чувствительнее к ин­дукции, чем центральная, поэтому отношение цветов более точно оценивается, если смотреть несколько в сторону от места их контакта.

В практике нередко возникает задача ослабления или уст­ранения индукционного окрашивания. Этого можно достичь следующими способами: а) подмешиванием цвета фона в цвет пятна; 6) обведением пятна четким темным контуром; в) обоб­щением силуэта пятен, сокращением их периметра; г) взаимным удаление пятен в пространстве.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое цветовая индукция?

2. Чем отличается положительная цветовая индукция от отрицательной?

3. Одновременная индукция.

4. Последовательная индукция.

5. Назовите основные факторы, влияющие на меры ин­дукционного окрашивания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: