ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ




Проблема цветовой гармонии принадлежит к наиболее сложным проблемам цветоведения, так как отношение человека к цвету формируется под влиянием множества факторов.

В мифологические времена, а также в эпоху Средневеко­вья, когда мифологические представления были очень сильны, самыми прекрасными считались основные цвета и их сочетания.

Сам термин «гармония» как эстетическая категория воз­ник в Древней Греции. Эта категория теснейшим образом со­пряжена с такими понятиями, как связанность, единство проти­воположностей, мера и пропорциональность; кроме того, гармо­ничное, по понятиям античных людей, обязательно было воз­вышенным и прекрасным. Проблема гармонии исследуется в трудах Платона, Аристотеля, Теофраста и многих других антич­ных философов.

В средние века в европейской эстетке понятие гармонии несколько переосмысляется. На передний план выступало не единство, а борьба противоположностей. В цветовых гаммах появляются напряженные контрасты, насыщенные или даже сверхнасыщенные цвета.

Эпоха Возрождения в Европе снова возвращается к идеалу античной гармонии. Проблема цветовой гармони в эпоху Воз­рождения сильно осложняется индивидуализацией искусства: в каждой стране, в каждой живописной школе появляется инди­видуальное своеобразие стиля и почерка. Ренессансные теории цвета в живописи видят основу цветовой гармонии, прежде все­го, в контрастных сопоставлениях - по цветовому тону, ярко­сти. Но вместе с тем они требуют содержательности в цвете, смягчения хроматических контрастов светотенью и воздушной перспективой.

В XVII в. понимание цветовой гармонии в Европе сущест­венно расширяется и обогащается. В Парижской академии жи­вописи пытаются разобраться в искусстве своего века на теоре­тическом уровне.

В XVIII веке много сделано в области теории колорита. Дени Дидро много пишет о цвете и цветовом колорите.

Неоценимый вклад в теорию гармонии сделал Гете. Осно­вы гармонизации цветов он ищет в закономерностях цветового зрения. Эту физиологическую основу гармонии Гете дополняет требованиям соответствующего «чувственно-нравственного» действия цвета. Он классифицирует и оценивает с эстетических позиций различные типы колорита в живописи.

В XIX появляется множество попыток упрощенного фор­мализованного решения проблемы цветовой гармонии; потреб­ность в этом возникла в связи с широким развитием производст­ва, связанного с прикладным искусством.

Импрессионисты, неимпрессионисты развивают и про­должают учение о цвете, основывая его на физических и физио­логических закономерностях.

В начале XX века «прикладная» линия теории гармонии продолжается. Американец А. Менселл и немец В. Освальд сво­дят проблему гармонизации к выбору цветов из пространствен­ной системы по принципу равных интервалов, или по какому-либо иному логически оправданному принципу. Оговариваются такие моменты, как соотношения яркости и насыщенности цве­тов, соотношения их площадей в композиции.

В XX в. проблема цветовой гармонии переживает качест­венно новый этап. В буржуазной культуре это понятие претер­певает тяжелый кризис, а во многих авангардных течениях и вовсе сходит со сцены.

 

ПОСТРОЕНИЕ ХРОМАТИЧЕСКИХ СОЧЕТАНИЙ ЦВЕТОВ

Чтобы выявить основные закономерности построения цве­товых гармонических сочетаний, нужно привести в систему то разнообразие цветов и их оттенков, которые представляют нашему вниманию объективный мир.

Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного цвета, в котором цвета располагаются в определен­ной последовательности. При внимательном рассмотрении спектра можно заметить в его синем конце некоторую красноватость, а в красном, наоборот, синеватость. Смешав крайние спектральные цвета, мы получаем ряд переходных тонов пур­пурных цветов. Если добавить эти пурпурные тона к спектру и замкнуть его в кольцо, получится естественной цветовой круг с той же последовательностью цветовых тонов, что и в спектре. Желтый, красный, синий, зеленый - главные цвета. Только эти четыре цвета не содержат никаких примесей соседних с ними в цветовом круге цветов и оттенков.

Система из пяти цветовых кругов, разработанная Шугае­вым, позволяет построить цветовые гармони. Каждый цветовой круг состоит из 24 цветовых тонов. Средний круг - главный -составлен из цветов наибольшей насыщенности. Два внутрен­них круга состоят из тех же цветовых тонов, но с постепенно убывающей насыщенностью. Два наружных круга по сравнению с основным характеризуются постепенным затемнением цвето­вых тонов. Таким образом, каждый из 24 цветовых тонов состо­ит из пяти светлотно-теневых градаций. Подробный однотоновый ряд можно получить, если постепенно примешивать к лю­бому хроматическому цвету белый или черный цвет.

В предлагаемой системе цветовых кругов существуют че­тыре группы цветов: однотоновые, родственные, родственно-контрастные, контрастные.

 

ОДНОТОНОВЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ

 

Основу гармонических сочетаний однотоновых цветов со­ставляет один какой-либо цветовой тон, который в тех или иных количествах присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Кон­трастируют же эти цвета один с другим только по светлоте и насыщенности.

Рассмотрим возможные варианты организации однотоно­вых гармонических сочетаний.

В однотоновом треугольнике по основанию треугольника располагаются ахроматические цвета, а по боковым сторонам -хроматические. В одной из вершин треугольника находится наиболее насыщенный цвет, влево этот цвет разбеливается, вправо - затемняется.

Внутри этого треугольника, когда сопоставляемые цвета одинаково отстоят один от другого, сочетание представляет со­бой гармонию равноступенного контраста. Такое сочетание вы­зывает ощущение особенного покоя, стабильности.

Если цвета, выбранные для сочетания, отделены один от другого разными интервалами, контраст по светлоте и насы­щенности выражается сильнее; динамические отношения между цветами вносят в композицию элемент активности, напряжен­ности. Эти однотоновые гармонии называют гармониями дина­мического контраста. Обычно при организации однотоновой гармонии динамического контраста два цвета выбирают с не­большим интервалом между ними; третий же цвет должен отде­ляться от первых двух большим интервалом, поэтому третий цвет активно контрастирует с первыми двумя.

Для однотоновых гармоний очень важно отношение пло­щадей, занятых сочетаемыми цветами. В случае примерно оди­накового распределения площадей всех трех цветов утверждает­ся идея статики. В случае контраста площадей естественно под­черкнуть и контраст по светлоте и насыщенности.

 

ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ РОДСТВЕННЫХ ЦВЕТОВ

 

К родственным цветам в цветовом круге относят все про­межуточные цвета, включая один из главных цветов, их обра­зующих. Главные цвета, расположенные рядом, не являются родственными, но каждый из них по отношению к промежуточ­ным цветам, примыкающим к нему, может рассматриваться как родственный. Таким образом, родственные цвета объединяют между собой наличие в них примесей двух или хотя бы одного из главных цветов.

В цветовом круге имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные и сине-зеленые.

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов.

В родственных цветовых гармониях это равновесие одно­го из главных цветов, входящих в состав сопоставляемых цве­тов. Уравновесить же один из главных цветов можно лишь при условии изменения (уменьшения) насыщенности того цвета, в котором главного содержится больше. Таким образом, гармони­зация, уравновешенность сочетаемых цветов неизбежно связана с изменением насыщенности.

Важнейшим условием гармонизации цветов являются пропорции площадей, занимаемых сочетаемыми цветами, и форма этих площадей.

В творческих поисках гармонических сочетаний родст­венных цветов следует работать свободно, творчески.

 

ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ РОДСТВЕННО-КОНТРАСТНЫХ ЦВЕТОВ

В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-красные цвета. Всего в системе цветового круга четыре группы родственно-контрастных цветов.

С одной стороны эти цвета несут себе признак родствен­ности, так как и в тех, и в других имеется некоторое количество общего чистого цвета, одновременно с этим в разных количест­вах присутствует цвет, контрастный этому общему.

Гармонические сочетания родствен но-контрастных цветов различных групп характеризуются повышенной цветовой ак­тивностью и сложностью.

Далеко не все сочетания цветов в одинаковой степени гармоничны. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на концах вер­тикальных и горизонтальных хорд (рис. 1), так как между таки-ми парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь; они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинакового количества контрастирующих цветов.

Художественная практика показывает, что родственно-контрастные цвета даже в чистом виде, без примесей к ним ах­роматических цветов, гармонично соединяются один с другим при условии, когда количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в двух сочетае­мых цветах одинаковы. Но художник чаще имеет дело с цветами более сложных оттенков, разбеленными или затемненными.

Простейшее гармоническое сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним одного ахроматического цвета, особенно белого или черно­го. Аналогично приведенному другое решение, когда к сочета­нию двух родственно-контрастных цветов добавляются цвета из теневых рядов этих цветов. В целом эти гармонические сочета­ния подразделяют следующим образом; два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ря­да одного из сочетаемых цветов; два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами из обоих те­невых рядов, один чистый и остальные из теневых рядов родст­венно-контрастных цветов. При этом целесообразно чистый цвет окружить цветами теневого ряда данного цвета, а осталь­ные брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении. При затемнении и разбелении всех родст­венно-контрастных цветов гармония приобретает более сдер­жанный колорит, поскольку полярные свойства цветов смягчаются.

Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диа­метру. В вершине, противоположной этой стороне, расположен главный цвет, контрастно-дополнительный тому главному цве­ту, который входит в состав пары родственно-контрастных цве-ту, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов (рис. 2). В цветовом круге мы имеем четыре таких равносторонних треугольника. У каждой триады цветов два родственно-контрастных цвета уравновешены двойной связью, которая объединяет и контрастирует главные цвета. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.

Другой вид гармонических сочетаний трех цветов: два родственно-контрастных цвета и третий цвет - главный - объединяет первые два цвета (рис. 3). Чтобы придать большую гармоничность сочета­нию цветов данной триады, можно уменьшить ко­личество чистого главного цвета его затемнением или высветлением.

Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников при условии, что два катета соеди­няют пары родственно-контрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному и вертикальному диаметрам цветового круга). Цвет, который распо­ложен в вершине, противолежащей гипотенузе, яв­ляется родственно-контрастным по отношению к двум другим цветам, а последние в свою очередь связаны между собой контрастными отношениями (рис. 4).

Сочетание четырех родственно-контрастных цветов обра­зуется на базе прямоугольника, каждая из сторон которого свя­зывает два родственно-контрастных цвета (рис. 5). Наиболее тесные и активные связи возникают между цветами, когда пря­моугольник занимается квадратом.

В сочетаниях родственно-контрастных цветов проявляют­ся два основных принципа построения цветовых гармоний: принцип одинаковости и тождественности цветов и принцип противопоставления цветовых тонов.

 

 

Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4

 

 

Рис.5

 

ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ КОНТРАСТНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ

 

Цвета, расположенные в противоположных четвертях цве­тового круга, являются контрастными, а диаметрально противо­положные цвета - дополнительными.

Поскольку дополнительные и контрастные цвета облада­ют наиболее полярными свойствами, их гармонические сочета­ния характеризуются наибольшей активностью, напряженно­стью и динамичностью.

Для построения гармонического сочетания контрастных цветов следует сначала выбрать исходный цвет, а затем по цве­товому кругу приблизительно определить соответствующий ему контрастный цвет. Один цвет, например, исходный, лучше взять предельно насыщенным. Кроме того, рекомендуется цвета брать сближенными по светлоте. Третий цвет в сочетании может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов. Можно добавлять к обоим цветам или одному из них ахромати­ческий цвет (белый или черный).

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные группы цветов.

2. Какие цвета являются гармоничными в группе однотоновых цветов?

3. Назовите условия гармонии родственных цветов.

4. Назовите условия гармонии двух родственно-контрастных цветов.

5. Гармония равностороннего треугольника. Условия.

6. Гармония прямоугольного треугольника. Условия.

7. Назовите условия гармонии контрастных и дополни­тельных цветов.

 

 

ЦВЕТ В ДИЗАЙНЕ

 

ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Подход к проектированию цветового климата любого объекта зависит прежде всего от назначения данного объекта. Их можно разделить на три группы.

К первой группе относятся производственные объекты (цехи фабрик и заводов, административные здания, научные, учебные, медицинские, детские учреждения, проектные и чер­тежные мастерские, музеи, ателье художников и т.п.) В зданиях этого типа цветовая отделка проектируется в строгом соответст­вии с нормами и правилами на основе принципа функциональ­но-технологической целесообразности.

Ко второй группе можно отнести объекты, в которых должны быть обеспечены оптимальные условия для зрительной работы; немаловажное значение имеет также психологическое воздействие визуальной среды на человека и ее эстетические качества. К ним относятся предприятие общественного питания, некоторые выставки (делового характера), торговые учрежде­ния, спортивные залы, зрелищные помещения. Здесь большое значение приобретает фактор эстетического и даже художест­венного порядка.

К третьей группе относятся объекты, где человек отдыха­ет, развлекается или занимается чисто духовной работой: мемо­риальные сооружения, музеи особого характера, некоторые зри­тельные или концертные залы, рестораны, аттракционы. При выборе цветового решения этих помещений руководствуются исключительно художественным замыслом. Но и здесь необхо­димо учитывать научные данные о психологическом воздейст­вии цвета и закономерностях зрительных восприятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: