Проблема цветовой гармонии принадлежит к наиболее сложным проблемам цветоведения, так как отношение человека к цвету формируется под влиянием множества факторов.
В мифологические времена, а также в эпоху Средневековья, когда мифологические представления были очень сильны, самыми прекрасными считались основные цвета и их сочетания.
Сам термин «гармония» как эстетическая категория возник в Древней Греции. Эта категория теснейшим образом сопряжена с такими понятиями, как связанность, единство противоположностей, мера и пропорциональность; кроме того, гармоничное, по понятиям античных людей, обязательно было возвышенным и прекрасным. Проблема гармонии исследуется в трудах Платона, Аристотеля, Теофраста и многих других античных философов.
В средние века в европейской эстетке понятие гармонии несколько переосмысляется. На передний план выступало не единство, а борьба противоположностей. В цветовых гаммах появляются напряженные контрасты, насыщенные или даже сверхнасыщенные цвета.
Эпоха Возрождения в Европе снова возвращается к идеалу античной гармонии. Проблема цветовой гармони в эпоху Возрождения сильно осложняется индивидуализацией искусства: в каждой стране, в каждой живописной школе появляется индивидуальное своеобразие стиля и почерка. Ренессансные теории цвета в живописи видят основу цветовой гармонии, прежде всего, в контрастных сопоставлениях - по цветовому тону, яркости. Но вместе с тем они требуют содержательности в цвете, смягчения хроматических контрастов светотенью и воздушной перспективой.
В XVII в. понимание цветовой гармонии в Европе существенно расширяется и обогащается. В Парижской академии живописи пытаются разобраться в искусстве своего века на теоретическом уровне.
В XVIII веке много сделано в области теории колорита. Дени Дидро много пишет о цвете и цветовом колорите.
Неоценимый вклад в теорию гармонии сделал Гете. Основы гармонизации цветов он ищет в закономерностях цветового зрения. Эту физиологическую основу гармонии Гете дополняет требованиям соответствующего «чувственно-нравственного» действия цвета. Он классифицирует и оценивает с эстетических позиций различные типы колорита в живописи.
В XIX появляется множество попыток упрощенного формализованного решения проблемы цветовой гармонии; потребность в этом возникла в связи с широким развитием производства, связанного с прикладным искусством.
Импрессионисты, неимпрессионисты развивают и продолжают учение о цвете, основывая его на физических и физиологических закономерностях.
В начале XX века «прикладная» линия теории гармонии продолжается. Американец А. Менселл и немец В. Освальд сводят проблему гармонизации к выбору цветов из пространственной системы по принципу равных интервалов, или по какому-либо иному логически оправданному принципу. Оговариваются такие моменты, как соотношения яркости и насыщенности цветов, соотношения их площадей в композиции.
В XX в. проблема цветовой гармонии переживает качественно новый этап. В буржуазной культуре это понятие претерпевает тяжелый кризис, а во многих авангардных течениях и вовсе сходит со сцены.
ПОСТРОЕНИЕ ХРОМАТИЧЕСКИХ СОЧЕТАНИЙ ЦВЕТОВ
Чтобы выявить основные закономерности построения цветовых гармонических сочетаний, нужно привести в систему то разнообразие цветов и их оттенков, которые представляют нашему вниманию объективный мир.
Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного цвета, в котором цвета располагаются в определенной последовательности. При внимательном рассмотрении спектра можно заметить в его синем конце некоторую красноватость, а в красном, наоборот, синеватость. Смешав крайние спектральные цвета, мы получаем ряд переходных тонов пурпурных цветов. Если добавить эти пурпурные тона к спектру и замкнуть его в кольцо, получится естественной цветовой круг с той же последовательностью цветовых тонов, что и в спектре. Желтый, красный, синий, зеленый - главные цвета. Только эти четыре цвета не содержат никаких примесей соседних с ними в цветовом круге цветов и оттенков.
Система из пяти цветовых кругов, разработанная Шугаевым, позволяет построить цветовые гармони. Каждый цветовой круг состоит из 24 цветовых тонов. Средний круг - главный -составлен из цветов наибольшей насыщенности. Два внутренних круга состоят из тех же цветовых тонов, но с постепенно убывающей насыщенностью. Два наружных круга по сравнению с основным характеризуются постепенным затемнением цветовых тонов. Таким образом, каждый из 24 цветовых тонов состоит из пяти светлотно-теневых градаций. Подробный однотоновый ряд можно получить, если постепенно примешивать к любому хроматическому цвету белый или черный цвет.
В предлагаемой системе цветовых кругов существуют четыре группы цветов: однотоновые, родственные, родственно-контрастные, контрастные.
ОДНОТОНОВЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ
Основу гармонических сочетаний однотоновых цветов составляет один какой-либо цветовой тон, который в тех или иных количествах присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Контрастируют же эти цвета один с другим только по светлоте и насыщенности.
Рассмотрим возможные варианты организации однотоновых гармонических сочетаний.
В однотоновом треугольнике по основанию треугольника располагаются ахроматические цвета, а по боковым сторонам -хроматические. В одной из вершин треугольника находится наиболее насыщенный цвет, влево этот цвет разбеливается, вправо - затемняется.
Внутри этого треугольника, когда сопоставляемые цвета одинаково отстоят один от другого, сочетание представляет собой гармонию равноступенного контраста. Такое сочетание вызывает ощущение особенного покоя, стабильности.
Если цвета, выбранные для сочетания, отделены один от другого разными интервалами, контраст по светлоте и насыщенности выражается сильнее; динамические отношения между цветами вносят в композицию элемент активности, напряженности. Эти однотоновые гармонии называют гармониями динамического контраста. Обычно при организации однотоновой гармонии динамического контраста два цвета выбирают с небольшим интервалом между ними; третий же цвет должен отделяться от первых двух большим интервалом, поэтому третий цвет активно контрастирует с первыми двумя.
Для однотоновых гармоний очень важно отношение площадей, занятых сочетаемыми цветами. В случае примерно одинакового распределения площадей всех трех цветов утверждается идея статики. В случае контраста площадей естественно подчеркнуть и контраст по светлоте и насыщенности.
ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ РОДСТВЕННЫХ ЦВЕТОВ
К родственным цветам в цветовом круге относят все промежуточные цвета, включая один из главных цветов, их образующих. Главные цвета, расположенные рядом, не являются родственными, но каждый из них по отношению к промежуточным цветам, примыкающим к нему, может рассматриваться как родственный. Таким образом, родственные цвета объединяют между собой наличие в них примесей двух или хотя бы одного из главных цветов.
В цветовом круге имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные и сине-зеленые.
Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов.
В родственных цветовых гармониях это равновесие одного из главных цветов, входящих в состав сопоставляемых цветов. Уравновесить же один из главных цветов можно лишь при условии изменения (уменьшения) насыщенности того цвета, в котором главного содержится больше. Таким образом, гармонизация, уравновешенность сочетаемых цветов неизбежно связана с изменением насыщенности.
Важнейшим условием гармонизации цветов являются пропорции площадей, занимаемых сочетаемыми цветами, и форма этих площадей.
В творческих поисках гармонических сочетаний родственных цветов следует работать свободно, творчески.
ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ РОДСТВЕННО-КОНТРАСТНЫХ ЦВЕТОВ
В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-красные цвета. Всего в системе цветового круга четыре группы родственно-контрастных цветов.
С одной стороны эти цвета несут себе признак родственности, так как и в тех, и в других имеется некоторое количество общего чистого цвета, одновременно с этим в разных количествах присутствует цвет, контрастный этому общему.
Гармонические сочетания родствен но-контрастных цветов различных групп характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью.
Далеко не все сочетания цветов в одинаковой степени гармоничны. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд (рис. 1), так как между таки-ми парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь; они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинакового количества контрастирующих цветов.
Художественная практика показывает, что родственно-контрастные цвета даже в чистом виде, без примесей к ним ахроматических цветов, гармонично соединяются один с другим при условии, когда количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в двух сочетаемых цветах одинаковы. Но художник чаще имеет дело с цветами более сложных оттенков, разбеленными или затемненными.
Простейшее гармоническое сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним одного ахроматического цвета, особенно белого или черного. Аналогично приведенному другое решение, когда к сочетанию двух родственно-контрастных цветов добавляются цвета из теневых рядов этих цветов. В целом эти гармонические сочетания подразделяют следующим образом; два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов; два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами из обоих теневых рядов, один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов. При этом целесообразно чистый цвет окружить цветами теневого ряда данного цвета, а остальные брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении. При затемнении и разбелении всех родственно-контрастных цветов гармония приобретает более сдержанный колорит, поскольку полярные свойства цветов смягчаются.
Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противоположной этой стороне, расположен главный цвет, контрастно-дополнительный тому главному цвету, который входит в состав пары родственно-контрастных цве-ту, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов (рис. 2). В цветовом круге мы имеем четыре таких равносторонних треугольника. У каждой триады цветов два родственно-контрастных цвета уравновешены двойной связью, которая объединяет и контрастирует главные цвета. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.
Другой вид гармонических сочетаний трех цветов: два родственно-контрастных цвета и третий цвет - главный - объединяет первые два цвета (рис. 3). Чтобы придать большую гармоничность сочетанию цветов данной триады, можно уменьшить количество чистого главного цвета его затемнением или высветлением.
Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников при условии, что два катета соединяют пары родственно-контрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному и вертикальному диаметрам цветового круга). Цвет, который расположен в вершине, противолежащей гипотенузе, является родственно-контрастным по отношению к двум другим цветам, а последние в свою очередь связаны между собой контрастными отношениями (рис. 4).
Сочетание четырех родственно-контрастных цветов образуется на базе прямоугольника, каждая из сторон которого связывает два родственно-контрастных цвета (рис. 5). Наиболее тесные и активные связи возникают между цветами, когда прямоугольник занимается квадратом.
В сочетаниях родственно-контрастных цветов проявляются два основных принципа построения цветовых гармоний: принцип одинаковости и тождественности цветов и принцип противопоставления цветовых тонов.
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4
Рис.5
ГАРМОНИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ КОНТРАСТНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ
Цвета, расположенные в противоположных четвертях цветового круга, являются контрастными, а диаметрально противоположные цвета - дополнительными.
Поскольку дополнительные и контрастные цвета обладают наиболее полярными свойствами, их гармонические сочетания характеризуются наибольшей активностью, напряженностью и динамичностью.
Для построения гармонического сочетания контрастных цветов следует сначала выбрать исходный цвет, а затем по цветовому кругу приблизительно определить соответствующий ему контрастный цвет. Один цвет, например, исходный, лучше взять предельно насыщенным. Кроме того, рекомендуется цвета брать сближенными по светлоте. Третий цвет в сочетании может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов. Можно добавлять к обоим цветам или одному из них ахроматический цвет (белый или черный).
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные группы цветов.
2. Какие цвета являются гармоничными в группе однотоновых цветов?
3. Назовите условия гармонии родственных цветов.
4. Назовите условия гармонии двух родственно-контрастных цветов.
5. Гармония равностороннего треугольника. Условия.
6. Гармония прямоугольного треугольника. Условия.
7. Назовите условия гармонии контрастных и дополнительных цветов.
ЦВЕТ В ДИЗАЙНЕ
ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Подход к проектированию цветового климата любого объекта зависит прежде всего от назначения данного объекта. Их можно разделить на три группы.
К первой группе относятся производственные объекты (цехи фабрик и заводов, административные здания, научные, учебные, медицинские, детские учреждения, проектные и чертежные мастерские, музеи, ателье художников и т.п.) В зданиях этого типа цветовая отделка проектируется в строгом соответствии с нормами и правилами на основе принципа функционально-технологической целесообразности.
Ко второй группе можно отнести объекты, в которых должны быть обеспечены оптимальные условия для зрительной работы; немаловажное значение имеет также психологическое воздействие визуальной среды на человека и ее эстетические качества. К ним относятся предприятие общественного питания, некоторые выставки (делового характера), торговые учреждения, спортивные залы, зрелищные помещения. Здесь большое значение приобретает фактор эстетического и даже художественного порядка.
К третьей группе относятся объекты, где человек отдыхает, развлекается или занимается чисто духовной работой: мемориальные сооружения, музеи особого характера, некоторые зрительные или концертные залы, рестораны, аттракционы. При выборе цветового решения этих помещений руководствуются исключительно художественным замыслом. Но и здесь необходимо учитывать научные данные о психологическом воздействии цвета и закономерностях зрительных восприятий.