Цвет может выступать в роли носителя информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии. Цветовые коды использовались в практике человечества с древнейших времен. В наше время цветовое кодирование широко применяется в производственном интерьере, на транспорте, в рекламе и визуальных коммуникациях. Красный цвет означат запрещение, опасность, остановку; зеленый - разрешение, пуск, безопасность; желтый - предупреждение; сочетание желтого с черным - «отпугивающая окраска»; синий - это нейтральный цвет для ориентирующих знаков и указателей; оранжевый предупреждаете потенциальной опасности.
Употребление цвета как средства информации регламентируется специальными нормами для промышленности, транспорта и других отраслей народного хозяйства.
ЦВЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ
Благоприятный цветовой климат в производственных зданиях - одно из важнейших условий хорошего самочувствия людей и одно из условий повышения производительности труда и качества продукции.
Проектирование цветовой отделки производственного помещения начинается с анализа следующих факторов: назначения помещения; характера протекающих там процессов (категория работ, разряд зрительной работы); освещения (количественные и качественные характеристики); санитарно-гигиенических условий в помещении (выделение вредностей, их тип); особенностей объемно-пространственной структуры интерьера (абсолютные размеры и пропорции помещений, их планировочное решение, степень насыщенности оборудованием и коммуникациями, характер конструкции); цветовых предпочтений людей (в зависимости от возраста, пола, культурного уровня, национальности, рода занятий); цветового климата окружения; характера имеющихся отделочных материалов; технических возможностей. Все эти факторы определяют тип цветовой гаммы и основные характеристики цветового решения.
В процессе анализа факторов, влияющих на выбор гаммы, может оказаться, что требования к цветовому решению противоречат друг другу. В таких случаях отдают предпочтение тому цвету, который имеет набольшее значение в данных условиях. Такой решающий характер принято называть критерием оптимальности цветового решения.
Нередки случаи, когда решающим критерием при выборе цветовой гаммы следует считать эстетический, даже если он вступает в противоречие с функционально-технологическим. Высокие эстетические качества среды способны дать многосторонний полезный эффект, окупающий все издержки.
Основные принципы гармонизации цвета в производственном интерьере:
1. Количество основных цветов должно быть минимальным. В одном помещении количество колеров недолжно превышать 2-3. Для решения световой схемы самого крупного предприятия достаточно 12-14 колеров.
2. Тип цветовой композиции должен быть ясным и легко узнаваемым. Предпочтительнее монохромная или полярная композиция, возможны сочетания и в среднем интервале.
3. На основных поверхностях не следует применять цвета верхней части круга (красный, пурпурный, оранжевый), а также фиолетовый. В насыщенном виде эти цвета чрезмерно возбуждают и раздражают, а в разбеленном - вызывают негативные ассоциации, их относятся к негативным цветам.
4. По психологическому воздействию в производственном интерьере уместны цвета и сочетания следующего характера: спокойные, мужественные, терпкие, суровые, бодрые, деловые. Неуместны: слащавые, приторные, пошлые, сентиментальные и т.д.
5. Не следует употреблять слишком насыщенные цвета и диссонирующие сочетания; например, недопустимо сочетание желтого с оранжевым, тепло-коричневым или любым другим теплым цветом, следует придерживаться классического типа цветовых сопоставлений.
6. Всегда предпочтительнее вводить цвет в интерьер в виде натуральных материалов: дерева, металла, камня, а также керамики, стекла и т.п.
7. При окраске оборудования следует согласовать его размер с масштабностью цвета. Чем крупнее габариты оборудования, тем менее насыщенным и более светлым должен быть его цвет. При окраске основных поверхностей в помещении поступают наоборот: чем обширнее помещение, более насыщенной может быть окраска его стен, пола и пр.
8. Цветовая схема должна обеспечивать как единство цветового решения производственной среды, так и разнообразие визуальной структуры при переходе из одного помещения в другое, а также при смене точек зрения.
9. В помещениях, не имеющих контактов с окружающей средой, следует вводить как можно больше натуральных средневолновых цветов, а также следует использовать озеленение цехов и уголков отдыха живыми растениями.
Всякий производственный комплекс состоит из помещений различного назначения. Помимо цехов, в него входят административные, бытовые и прочие помещения. Их цветовое решение обычно строиться по контрасту с цветовой схемой производственных помещений. Вестибюль, столовая и душевые решаются в более оживленной и насыщенной гамме, чем цеха. Отдыхая от производственного процесса, рабочий получает здесь эмоциональную разрядку; активность цвета помогает снять утомление от монотонности труда.
Целый ряд объектов в производственной среде окрашивается в строгом соответствии с установленными нормами. В окраске этих объектов закодировано то или иное сообщение: о режиме работы, об опасности, о содержании емкости, о фазе тока и пр. Такая условная окраска называется функциональной. Для нее выбраны определенные цвета, которые делят на сигнальные (основные и вспомогательные), отличительные и опознавательные.
Основные сигнальные цвета и их значения:
1) красный - «стоп», запрещение, явная опасность, окраска противопожарных средств;
2) желтый - внимание, предупреждение о возможной опасности;
3) зеленый - безопасность, разрешение, путь свободен.
Вспомогательные сигнальные цвета и их значения:
1) оранжевый - опасность, явная или потенциальная;
2) синий - информация.
При окраске баллонов, трубопроводов и прочего оборудования необходимо руководствоваться строительными нормами и правилами (СНиП).
ЦВЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Школьные здания расчленяются на несколько относительно независимых комплексов: классы и кабинеты с рекреациями для детей младшего, среднего, старшего возрастов; вестибюль с кабинетами администрации; актовый зал с фойе; спортивный зал с раздевалками и душевыми; столовая и учительская. Каждая из этих групп требует особого подхода к цветовому решению, и в то же время все они вместе должны составлять некоторое целое, слаженную цветовую структуру.
Дети младшего школьного возраста предпочитают цвета теплые, относительно насыщенные и яркие, т.е. красный, оранжевый и желтый, а из холодных - травяной зеленый и светло-синий. Доминирующим хроматическим цветом в классах должен быт желтый. Классная мебель должна быть светлой (но темнее бумаги) и гармонировать с цветом стен. Классные доски окрашиваются в темно-коричневый, темно-зеленый или темно-синий. Переднюю стенку можно слегка притемнить для снижения контраста между классной доской и стеной. Пол может быть светло-коричневым, темно-оранжевым, темно-желтым.
В рекреации для младших классов так же должны доминировать предпочитаемые цвета, но их сочетания должны быть более контрастными и насыщенными. Общая гамма в рекреационном помещении должна компенсировать цветовое утомление от обстановки класса. Здесь может быть достаточно разнообразная гамма, но с преобладанием теплых и насыщенных цветов.
У детей среднего возраста предпочитаемые цвета сдвигаются в сторону средневолновых и менее насыщенных. Для классов можно выбрать доминирующий зеленовато-желтый или светло-зеленый цвет. Остальные цвета подбираются в гармонии к выбранному. Рекреацию можно решать в охристо-бежевой гамме с введением синих или голубых цветов.
Исследования цветовых предпочтений юношеского возраста показывают, что предпочтительные цвета сосредоточены в области относительно холодных, сложных и малонасыщенных. Поэтому окраску основных поверхностей кабинетов и классов необходимо сделать в малонасыщенной, сдержанной, относительно холодной или ахроматической гамме, но необходимо включить туда небольшие по площади элементы более оживленной окраски. Кроме того, при разработке цветовой схемы кабинетов следует учитывать их специализацию. Кабинет истории или математики желательно окрашивать в теплой гамме, кабинет литературы или изобразительного искусства - в нейтральной, светло-серой. В кабинете химии нельзя применять желтый цвет или желто-зеленый, здесь лучше серо-голубой или холодно-белый.
Актовый зал должен отличаться по гамме от всех других помещений школы. Здесь можно применять более насыщенные цвета, которые не встречаются в других помещениях школы.
В спортивном зале необходимо применять светло-холодные цвета с небольшими насыщенными теплыми акцентами (скамьи, снаряды и т.д.)
Школьная столовая может решаться в веселой, теплой, оживленной гамме, но нужно избегать пестроты.
В учительских и кабинетах администрации цветовую гамму лучше решать в спокойных бело-серых цветах.
ЦВЕТ В ЭКСПОЗИЦИОННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
Цветовое решение экспозиционных помещений тесно связано с назначением и характером выставки. Роль дизайнера в оформлении выставок сводится к созданию оптимальных условий зрительного восприятия, что обеспечивается соблюдением некоторых принципов.
Цвет стендов и прочих приспособлений для выставки прежде всего должен выгодно выявлять и «оттенять» экспонаты, служить для них оптимальным фоном. Чаще всего в качестве фоновых цветов используются ахроматические, в особенности белый, светло-серый, черный. Если нужен хроматический фон, для него используют спокойные малонасыщенные цвета: песочный, беж, коричневый, синевато-серый, терракотовый. Экспонат должен контрастировать с фоном по яркости или цветовому тону. Яркостный контраст берется большой или средний.
Цвет также может вносить в экспозицию оживляющие акценты и тем самым оказывать благоприятное психогигиеническое воздействие - снятие утомления от просмотра выставки. Яркие пятна принято располагать в определенном ритме, сосредотачивая цвет на специальных стендах, где экспонатов может и не быть.
В экспозиционной структуре «делового» типа цветовые пятна вносят в композицию ритм, задают масштабные характеристики пространства, объединяют множество элементов композиции в одно целое. Иногда возникает необходимость расчленения ее на несколько зон. Такое зонирование можно осуществить при помощи цвета, варьируя общий колорит отделов экспозиции.
Если экспонаты однообразны, полезно создавать пространственные паузы, чтобы не переутомлять зрителя. Роль таких «пауз» могут играть особые стенды, цвет которых контрастирует с доминирующим цветом экспозиции.
Очень большое значение на «деловых» выставках имеют правильное естественное или искусственное освещение.
ЦВЕТ В ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Театр. Цветовое оформление должно соответствовать духу театрального искусства. В зале театра должна быть создана атмосфера, способствующая наиболее полному восприятию представления и не только интеллектуально, но и эмоционально. Психическая напряженность у зрителя должна получить свое разрешение в воздействии цветов, применяемых в оформлении театрального зала. Это достигается таким сочетанием красок, когда цветовое оформление привлекает внимание зрителя к сцене.
В театральном зале стены и потолки - это сочетание форм, которые должны создавать подъем настроения. Потолок не только ограничивает помещение по высоте, но совместно со стенами должен способствовать общению зрителя со сценой. Дизайнер должен с помощью цвета решать задачи, как наилучшим способом динамически создать переход теплых тонов в холодные, как приглушить контрасты. Цвета, применяемые в оформлении, не могут быть резкими, а динамичность их сочетания не должна приводить к ощущению неуверенности.
При окраске входа в фойе можно применять акцентирующие цвета. Как правило, стенка, на которой висят зеркала, должна быть окрашена в красновато-желтый, а противоположная ей стена - в зеленоватый или синеватый цвет.
Кинотеатр. Цветовое оформление кинозала воспринимается зрителем недолго: когда гаснет экран и на короткое время освещается зал. Цвета, в которые окрашены стены, должны способствовать переключению внимания на экран.
ЦВЕТ В ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
В цветовой отделке продовольственных магазинов надо обеспечить и подчеркивать чистоту. Для этой цели пригодны следующие группы цветов: синий, белый, зелено-белый.
Для булочной - цвет слоновой кости, серый; белый, серебристо-серый, синий; светло-синий, белый, красно-коричневый.
Для магазина по продаже мяса рекомендуются следующие цвета: цвет слоновой кости, зеленовато-синий, серый; белый, светло-зеленый, оливковый.
Рыбный магазин должен казаться прохладным и влажным. Сочетания светлого синевато-зеленого цвета с белым и блестящие поверхности придают помещению необходимую атмосферу.
Кафетерий окрашивают в теплые цвета: желтый, желтовато-коричневый. В качестве сопутствующего достаточно добавить немного оливкового цвета. Контраст матовых окрашенных и блестящих металлических поверхностей оборудования сделают интерьер эффективным.
ЦВЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗДЕЛИЙ
Исследования показывают, что цвет в изделиях промышленного производства выбирают с учетом:
1) функционального назначения изделия и условий эксплуатации;
2) функционально-конструктивной структуры изделия;
3) особенностей композиции формы изделия;
4) условий среды, в которой изделие будет использоваться.
По назначению изделия можно разделить натри основные группы: производственное оборудование разных видов, включая аппараты контроля и управления технологическими процессами; средства транспорта; предметы культурно-бытового назначения.
Фома и цвет выявляют особенности и функциональное назначение промышленного изделия, одновременно облегчая зрительное восприятие и взаимодействие между изделиями и человеком с учетом процесса потребления.
Цвет способствует распознанию сферы применения изделий и их эксплуатационной специфики. Он обусловлен требованиями безопасности, занятости и легкости распознавания предметов на разных цветовых фонах.
Цвет фона должен быть контрастным к цвету детали: светло-коричневый для стали, чугуна и алюминия; светло-голубой для бронзы, дерева и других изделий теплого цвета; ахроматический для разноцветных деталей. Особое значение имеет цвет при конструировании кнопок и рычагов управления приборов и пультов, мнемосхем и других элементов для безопасности и надежности работы. Недостаточный контраст между фоном и кнопкой пульта может привести к браку и аварии.
Некоторые изделия требуют контрастных и ярких тонов (планеры, спортивные парашюты, детские игрушки, туристические плакаты и др.), а другие - светлых и мягких тонов (медицинское оборудование, приборы, станки).
Окраска изделий должна быть связана с их функционально-конструктивной структурой. Конструкция изделия может быть открытой или полностью скрытой. Изделия с открытой конструктивной структурой обычно состоят из многих элементов различной конфигурации и разных размеров. С помощью цвета в этом случае целесообразно объединять отдельные группы по функциональным признакам для того, чтобы выявлять наиболее характерные части. Взаимная цветовая увязка отдельных групп должна быть гармонической, композиционно отрегулированной, с учетом назначения изделия и процесса его употребления.
В изделиях с частично открытой конструктивной структурой цветом следует подчеркивать отдельные элементы по функциональным признакам и потреблению. Например, при окраске станка цветом выделяются зоны управления и рабочие зоны.
К изделиям со скрытой структурой относятся приборы и пульты управления, в которых большинство конструктивных элементов скрыто. Щиты пульта управления или приборы являются их структурой. Цвет здесь играет очень важную визуальную роль. Лицевая панель выделяется особым цветом, отличным от обрамляющего, и при большой величине пульта она может быть расчленена цветом на отдельные по назначению зоны.
По этому же принципу цвет окраски решается и в других изделиях (в автомашинах, радиоприемниках, телевизорах).
Правильная взаимосвязь цвета и формы обеспечивает хорошее восприятие изделий различной формы.
Цветовой тон, насыщенность, светлота являются основными параметрами, обеспечивающими наиболее правильное ассоциативное восприятие: абсолютные размеры, масштаб изделий, динамические ритмические построения, чувство весовой и тепловой характеристики изделий, близость и дальность.
При рассмотрении объема с близких расстояний насыщенность цвета может быть незначительной, а с больших расстояний цвет должен быть более четким и разграничиваться на части вплоть до контрастных цветов. В динамических формах цвет и форма должны выражать идею движения с преобладанием горизонтальных и наклонных линий по направлению движения.
Изделия, решенные в сдержанной гамме с применением минимума цветов, воспринимаются в более крупном масштабе, и, наоборот, применение увеличенного количества цветов с повышенной контрастностью между ними создает впечатление более мелкого масштаба.
Темные цвета (пурпурные, фиолетовые, коричневые, темно-серые, черные) кажутся более «тяжелыми» в отличие от светло-голубых и желтых. Так как впечатление излишней тяжести и массы плохо отражается на психике, то громоздкие изделия лучше всего окрашивать в «легкие» цвета.
Важно учитывать и другие иллюзии зрения, связанные с цветом - удаляющиеся от зрителя цвета (холодные) и выступающие (теплые). По сравнению с холодными цветами, теплые насыщенные кажутся более «напряженными» и вызывают ассоциации силы, энергичности.
Для эстетической выразительности облика изделия немаловажное значение имеет фактурная отделка. Обрабатываемые поверхности изделия могут быть глянцевыми, матовыми или шероховатыми, полуматовыми или полуглянцевыми. Наиболее полно и красиво цвет выявляется на матовой фактуре, глянец же в какой-то мере маскирует цвет. Матовая фактура широко используется в современных интерьерах. Она скрадывает нюансы формы при рассеянном освещении. Глянцевая фактура используется при окраске автомобилей — блики, получающиеся на гранях формы, выгодно подчеркивают структуру объема и рисунок машины. В то же время блики на оборудовании в цеху могут вызывать ослепление и быть причиной травматизма, вести к снижению производительности труда.
ЦВЕТ В РЕКЛАМЕ
Цвет, вносимый в городскую среду рекламой, способствует решению важнейшей социальной задачи эмоционального на- сыщения городской среды и ее коммуникативности. Цветовое пятно само по себе может украсить улицу, о чем-то сказать человеку, развлечь, доставить эмоциональную разрядку и т.д.
Основные положения колористки в рекламе
1. Язык цвета должен быть лаконичным. Количество доминирующих хроматических цветов ограничивается одним-двумя (самое большее - тремя). Широко используются белый и черный (в дальней зоне восприятия) и серый (в ближней зоне).
2. Тип цветовой композиции предпочтителен четкий и легкоопределимый (однотоновая, полярная или трехцветная композиция).
3. Отдельные цвета должны быть легкоузнаваемыми. Они должны относиться преимущественно к основным. Следует избегать всяких неопределенных и слишком сложных цветов.
4. Отношения цветов предпочтительны классического типа, т.е. ясные и достаточно контрастные. Не следует сопоставлять тонко нюансирующие пятна.
5. Чем дальше от зрителя расположена композиция, тем насыщеннее должны быть ее цвета и контрастнее отношения. В композиции, воспринимаемой с близкого расстояния, насыщенность цвета следует снижать, контрастность уменьшать.
6. Фактура цветового пятна предпочтительнее гладкая, контуры пятен должны быть четкими.
7. Следует избегать психологически негативных цветов и сочетаний: сентиментальных, слащавых, пошлых, комических, вульгарных, грубых, гнилостных и ядовитых. Из палитры лучше исключить розовый, розово-оранжевый цвета, сочетание розового цвета со светло-зеленым, цвет «какао с молоком», смеси желтых цветов с черным, чистый стронциановый, сочетания желтых с зелеными и др. Упомянутые цвета и их сочетания уместны больше в сатирическом жанре.
8. При решении цветовой композиции необходимо учитывать условия освещения. На ярком солнечном свете лучше всего сохраняют свои характеристики желтый и голубой цвета. Остальные цвета изменяют цветовой тон, как бы выгорают. В теневых местах лучше выглядят красный, зеленый, синий цвета. Для теплых цветов выгоднее освещение лампами накаливания, для холодных - люминесцентными лампами белого света.
9. Рекламные установки не должны быть сложными по форме и перегруженными цветом.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные типы помещений в зависимости от назначения объекта.
2. Назовите основные факторы, влияющие на цветовое решение интеръера.
3. Какие цвета используют в производственных зданиях?
4. Назовите основные принципы гармонизации цветов в производственном интеръере.
5. Перечислите основные сигнальные цвета и их значения.
6. Назовите основные принципы цветового решения помещений в образовательных учреждениях.
7. Назовите основные принципы организации цветового климата в экспозиционных помещениях.
8. Каким должен быть цвет в зрелищных учреждениях?
9. Как используется цвет в художественном конструировании изделий?
10. Назовите основные положения колористки в рекламе.