Правовое воспитание и его компоненты как основа для формирования правовой культуры личности и преодоления правового нигилизма.




Как было отмечено ранее правовая культура включает в себя правовое воспитание. А правосознание входит в составную часть правового воспитания, поэтому нам необходимо уделить внимание правосознанию

«Правосознание – это одна из форм и видов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности». Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности. Поэтому правосознание можно определить, как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности.» [1]

В отечественной юридической литературе часто правосознание определяют, как «отражение юридической действительности», а в некоторых учебниках по юриспруденции даже просто как «отражение норм права, законодательства».

Правосознание характеризуется отношением людей не только к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и отношением к реальному состоянию правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной и правоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и судебная власть реагируют на правонарушения и преступность, т. е. отношением ко всей юридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ко всем юридическим явлениям.[1]

Отношение к юридической действительности выражается и в других формах общественного сознания, так как все они взаимосвязаны и взаимодействуют. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели и стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки. Особенно тесно взаимодействуют правосознание и нравственное сознание. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования.

Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами. Примером этого служит рецепция (заимствование) римского права в Западной Европе, которая сыграла здесь чрезвычайно важную роль в развитии правовых систем. Римское частное право с его развитыми институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого гражданина. Широкое распространение оно получило благодаря тем естественно-правовым принципам, которые были заложены в основу данной системы права.

Правосознание оказывает воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная влиять на процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. Например, в первые годы советской власти революционеры считали, что с прошлым покончено навсегда. Значит, всякие юридические традиции, и все прошлое в области юриспруденции было перечеркнуто, в том числе и старые законы. Была выдвинута теория, что революционное правосознание масс способно понять социальные потребности гораздо лучше, чем кто-либо другой. А жизнь показала, что это не так: долгие годы в нашей стране царили произвол и беззаконие. И наоборот, те страны, в которых есть богатые правовые традиции, высокий уровень правосознания правовой культуры и правового воспитания, могут служить примером развитого механизма правового регулирования, стабильности общества, уважения человека и его достоинства.

Правосознание играет очень важную роль в механизме правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по-разному выделяют и анализируют функции правосознания в механизме действия права. Можно указать на следующие основные функции правосознания – познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная.

Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности. Сумма теоретических и практических знаний, выработанных человечеством в области юриспруденции, дает основание глубже понять сущность и социальную природу права, более основательно изучить правовую действительность. Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания). В первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человека и гражданина является конституционным принципом и получает всеобщую поддержку со стороны населения.

Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет, прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Далее, правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, т. е. отвечают ли они тем или иным требованиям. И, наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права.

Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе.

Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерилом человеческого поведения, и потом они получали законодательное признание цивилизованных государств. Правовое сознание генетически и исторически предшествует всякому позитивному праву, законотворческому процессу. Осознание социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера – уже говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина. Так же учетом изложенного, правосознание можно определить, как совокупность настроений и чувств, представлений, взглядов и теоретических концепций относительно сущности и содержания права, а также действий по реализации правовых норм. Высокий уровень правосознания граждан — это гарантия того, что цели, требования закона будут восприняты и выполнены. 

Для наиболее глубокого понимания аспектов правового воспитания нам необходимо разобрать то, что в сумме своей собирает и правовую культуру, и правосознание. Так же во всей этой цепочке существует такой термин как «правовое обучение» но в данной работе мы с ним подробно знакомиться не будем. Чтобы более полно понять же сам термин «правовое воспитание» нам необходимо разбить его на составные части. Такие как «право» и «воспитание»

Определений термина «право» в настоящее время существует очень много, но мы приведем самое простое определение из словаря С.И Ожегова: «Право - Это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Конституционное, гражданское, избирательное, трудовое, семейное, уголовное.» [18,.732]

Теперь рассмотрим понятие термина воспитание. «Под воспитанием понимают - процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка». Воспитание - одна из сторон научения, еще один аспект социализации ребенка. Воспитание и обучение можно рассматривать как социальный заказ общества, поскольку именно результат этого процесса - человек, адаптированный (неадаптированный в случае неуспешного воспитания) к жизни в обществе.

Итак, что же такое правовое воспитание? К.В Науменкова в статье «Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков» отмечает: «правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры». [15]

А.А Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон». [9, c.160]

Певцова Е. А. В своей работе «Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков» дает следующее определение:

«Под правовым воспитаниемпонимают - целенаправленную деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и в итоге правовой культуры общества в целом». [22]

«Чаще всего о правовом воспитании говорят в широком и узком смысле. В широком смысле подразумевается правовая социализация человека, т.е. в том случае, когда человек «воспитывается» окружающей его средой. В узком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования правосознания личности.

Выделим главные задачи правового воспитания:

· Общее повышение знаний о праве;

· Усвоение воспитуемым правовых требований;

· Формирование убеждения в социальной необходимости, полезности и обязательности права;

· Внедрение твердых навыков правового поведения». [15]

Правовое воспитание неделимо связано с правовым образованием, также и реализуется посредством получения знаний. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания».

Основной целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных право воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Общая система правового воспитания охватывает различные категории воспитываемых граждан, а также деятельность государственных органов по осуществлению право воспитательной функции. Для некоторых данная функция является основной, либо главной, а именно для юридических факультетов, академий и институтов МВД, юридических колледжей, органов полиции, прокуратуры и т.п.

Основными элементами правового воспитания являются:

· субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане);

· объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения - молодежь, военнослужащие и т. д.);

· содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.

· Также к формам правового воспитания мы можем отнести:

· правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

· правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

· правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (право воспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

· юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

В современных условиях формой правового воспитания может являться как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

«Все средства правового воспитания делятся:

¾ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

¾ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.)». [3, c.64]

Серьезным недостатком современной практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков «молодого юриста», «друзей милиции» и т.д.

Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.

«В условиях роста преступности, снижения социальной защищенности граждан, как никогда важно разъяснение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами. Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, театральные постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономике». [4, c.64]

Также можно выделить второй важный элемент механизма правового воспитания выступают разнообразные методы право воспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию.

«Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России». [4, c.66]

Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая им воспринять правовые принципы и нормы.

Исходя из всего вышеизложенного, правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании граждан России такой совокупности знаний, которая включала бы:

· знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

· глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

· умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

· привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

· прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Таким образом, если собрать воедино все компоненты правового воспитания, а это как мы уже говорили правовая культура и правосознание и при соблюдении всех аспектов, которые мы рассмотрели можно достичь в будущем правового государства и гражданственности общества. Это будет способствовать не только повышению гражданственности и уважению закона, но и повышению общей культуры граждан. Улучшению уровня жизни, так как не будет тех проблем, которые мы наблюдаем в современной действительности. Так же можно обратиться к передовому зарубежному опыту в данной области, перенося все необходимые нам элементы на наш устрой жизни общества и государства.


 


[1] Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.

[2] Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: Сб. науч. трудов. - М., 1974. - С. 46.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: