Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе




Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена значимость социально-культурной деятельности в процессе воспитания современного школьника. Нестабильная экономическая, политическая ситуация и развитие рыночных отношений служат одной из причин кризиса современного Российского общества, которое нашло свое отражение в общем состоянии населения страны, лишенного полноценной возможности своего культурного развития. В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на современных основаниях общественного бытия, глубоко духовно-ценностных, гуманитарных.

Социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками и представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.

Социально-культурная деятельность направлена на создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития ребенка, стимулирование его творческой активности. Задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы пробудить интерес детей, предоставить ребятам возможность выбора форм деятельности, создать условия для общественной активности, расширения социального опыта учащихся и успешной адаптации и социализации личности.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Понятие и сущность социально-культурной деятельности отражены в трудах Г.Я. Гревцевой, А.А. Жарковой, Н.А. Комлевой, Ю.Д. Красильникова, Р.А. Литвак, Н.Н. Ярошенко и др. Вопросы социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе исследовали Р.М. Денисов, Н.Н. Журба, Т.В. Зуева, Е.В. Крохмаль, Н.Г. Левковская, А.А. Пашков, А.В. Плеханова, Т.А. Финогеева, Н.А. Фофонова и др. ученые и практики.

Объект исследования – социально культурная деятельность.

Предмет исследования – особенности социально-культурной деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Цель работы – на основе анализа теоретических основ и прикладных аспектов организации социально-культурной деятельности в условиях общеобразовательной школы разработать предложения по ее совершенствованию.

Задачи исследования:

1) раскрыть понятие и сущность социально-культурной деятельности;

2) определить специфические особенности социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе

3) исследовать организацию социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе

4) разработать предложения по внедрению социально-культурного проекта.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, включающие принципы объективности, индукции, дедукции, анализа, синтеза; а также системный подход, который позволил рассмотреть относительно самостоятельные компоненты как единое целое, их взаимосвязанную совокупность: цели, задачи, субъекты процесса, содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие исследование социально-культурной деятельности в общеобразовательной организации.

Основные выводы:

1. Социально-культурную деятельность предлагается рассматривать как целенаправленный, специально организуемый развивающий процесс приобщения человека к социокультурным ценностям общества и активного вовлечения каждой личности в процесс социализации посредством образования, передачи ранее полученных знаний, вовлечения в духовное творчество и другие виды социокультурной активности.

2. Общеобразовательная школа как социокультурное пространство контактов школьников создает возможности для реализации ими активности в сферах общения и игры, частично. Важной особенностью процесса социокультурного образования личности в условиях школы является ее личностно-деятельностный и ценностный подходы. Продуктивность педагогического процесса в общеобразовательной школе обеспечивается уровнем проявления социально-культурной активности участников социального взаимодействия, определяющимся степенью как избирательности социальных норм, ценностных ориентаций, так и контакта с социально-культурной средой. Это позволяет рассматривать учащихся в качестве субъектов социально-культурной деятельности, имеющих определенную социальную позицию, личное мнение.

3. В общеобразовательной школе внеурочная социально-культурная деятельность проводится по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, нравственное, эстетическое и культурное воспитание, спортивно – оздоровительное, профилактика правонарушений, работа с родителями, школьное самоуправление. На базе школы открыта федеральная экспериментальная площадка по теме.

4. Социально-культурная деятельность сегодня является востребованной, особенно в рамках образовательного процесса в начальной школе. В школе должна действовать внеурочная социально-культурная деятельность. Разработан социально-культурны проект «Курсы этикета» для учащихся начальной школы.

Данный проект направлен на формирование и систематизацию нравственных знаний и навыков поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Реализация проекта позволит создать условия для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения и осознающей важность общечеловеческих нравственных ценностей.

Работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами (четыре раздела), заключения, списка использованных источников.


 

Глава 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе

 

1.1. Понятие и сущность социально-культурной деятельности

Термин «социально- культурная деятельность» появился сравнительно недавно (с середины 1990-х годов), исследователи отмечают терминологическую замену, обусловленную политическими и социальными изменениями. Многозначность понятия «социально-культурная деятельность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется.

Т.В. Зуева отмечает, понятие социально-культурной деятельности гораздо шире и глубже имеющихся – внешкольное образование, политико-просветительская работа, культурно-просветительская, культурно-досуговая работа. Приведенные направления сегодня – составляющие социально-культурной деятельности[1].

Н.А. Комлева отмечает, что понятие «социокультурная деятельность» – трехмерное, оно состоит из таких вполне самостоятельных элементов как «социо», «культурная» «деятельность», все они взаимодополняют сущность его содержания. В понятие «деятельность» отечественные ученые включают представление о деятельности как системе: «деятельность – это присущая человеку форма деятельного отношения к окружающему миру, его содержание составляет обоснованное изменение и преобразование данного мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Природа подобной деятельности проявляется в сложном взаимодействии целей, средств и результатов деятельности». В свое время выделение культурно-просветительной работы в относительно самостоятельный феномен деятельности с обозначенной функциональной структурой, формами досуга и услуг, своими организационно-методическими основаниями находило отражение в формировании огромного ряда научных концепций. Данные положения представлены в работах теорий деятельности А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубенштейна и др. и позволяют рассматривать ее в том числе, как социокультурное явление[2].

Социальная работа – это деятельность по оказанию помощи отдельным общностям, группам или людям в реализации их духовных или материальных потребностей. Эта деятельность дает возможность реализовать себя в обществе в качестве его субъектов.

Культурная деятельность – это деятельность, которая связана с поиском и созданием, а в дальнейшем распространением и сохранением культурных образцов и ценностей, а так же приобщением к ним всех слоев населения.

Одним из видов деятельности наиболее важным для понимания сущности социально-культурной деятельности является взаимодействие, которое лежит в основе как индивидуальной, так и групповой деятельности. При этом такой вид деятельности должен иметь значение для других членов общества, может оказывать влияние на сознание и поведение людей, и благодаря которому становится возможна совместная социокультурная деятельность.

Отметим, что слово «социо» происходит от латинского слова societas, обозначающего «общество». Сущность социума это реализация любой личности как части общества с возможностью проявить себя. Сущность культуры формировать духовно-целостную личность, преодолевая социальную ограниченность. В результате происходит взаимодополнение начал: человека, как части общества и культурного начала.

Социально-культурная деятельность должна иметь глубокую личностную направленность, т.к. объединяя в себе биологические особенности, с одной стороны, и социально-психологическую структуру, с другой, проявляет в себе черты индивидуальности. И, несмотря на это, она может осуществляться не только индивидуально, но и различного рода коллективами. В таком контексте ей свойственна целенаправленность действия, т.к. только сознательно поставленная цель, продуманность действий, анализ ситуации, выбор способов и средств достижения цели, которые определяют последовательность действия, способны привести ее в движение[3].

Социально-культурная деятельность может определяться как интегративная многофункциональная сфера деятельности, частями которой, можно назвать социальную работу и культурную деятельность; ее целью являются организация результативного содержательного проведения досуга людей, удовлетворение их культурных потребностей, создание условий для развития и самореализации каждой личности, определения ее способностей, самосовершенствования воспроизведения любительского творчества в рамках свободного времени».

Общество или отдельные индивиды, вовлеченные в процесс социокультурной деятельности, сами по себе являются полноценно развитой, духовной социокультурной системой, имеющей потребность к саморазвитию, инициативе, творческому началу, ощущающей себя частью единого общества, имеющей влияние в современном мировом социуме.

Социально-культурная деятельность направлена на формирование культуры отношений (обществен­ных и личностных): выработку и усвоение эле­ментарных нравственные и эстетических норм, правил общения, поведения, взаимодействия и т.д.

Социально-культурная деятельность активно «разворачивается» к проблемам общественного развития. Деятельность специалиста социально-культурной сферы сегодня не ограничивается функциями постановщика досуговых программ – общество ждет деятельного участия специалистов не только в работе по традиционным для социально-культурной деятельности направлениям – гражданское и патриотическое воспитание, организация отдыха, народного художественного творчества, но также и по новым направлениям. Наиболее значимыми среди них сегодня являются[4]:

- целенаправленное формирование гражданской инициативы и социальной ответственности новых поколений россиян;

- решение проблем профилактики молодежного экстремизма и асоциального поведения, наркозависимости и других форм асоциального поведения;

- социально-культурное противодействие включению молодых людей в деятельность деструктивных религиозных объединений и сект;

- создание социально-культурного пространства открытого образования, обеспечивающего противодействие растущей безграмотности населения и снижению общего культурного уровня россиян;

- формирование реабилитационного пространства социально-культурной деятельности, обеспечивающего особые потребности нуждающихся в восстановлении физического и духовного здоровья;

- создание системы социально-культурной анимации, обеспечивающей восстановление нарушенной системы межличностного взаимодействия;

- создание условий для инновационных видов досуга – медиа-досуг, экстремальный досуг (в пределах допустимых обществом) и др.;

- обеспечение условий для формирования установок толерантного сознания всех групп населения;

- развитие системы межкультурного и межнационального культурного диалога.

Социально-культурная деятельность – особая сфера профессиональной деятельности педагогов, организаторов и менеджеров и может быть рассмотрена как одна из реально возможных технологий и преодоления гражданской пассивности, и увеличения «человеческого капитала». Интегрируя лучшие черты социальной педагогики и культурнодосуговой деятельности, социально-культурная деятельность выстраивает собственную линию воспитания, характеризующуюся переходом от парадигмы «воздействия» к парадигме со- и взаимодействия с участниками социально-культурных объединений. Основу процесса развития личности составляет система смыслов, обусловленная потребностно-мотивационной сферой, корректирующей поведение личности в условиях социально-культурной деятельности[5].

Таким образом, социально-культурную деятельность можно определить как целенаправленный, специально организуемый развивающий процесс приобщения человека к социокультурным ценностям общества и активного вовлечения каждой личности в процесс социализации посредством образования, передачи ранее полученных знаний, вовлечения в духовное творчество и другие виды социокультурной активности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: