Коммуникативная ситуация




Коммуникативная ситуация бессодержательна. Общение не опосредовано задачей, его содержание в учебном отношении выхолощено. И учитель, и ученик превращаются в этой ситуации в собеседников. Ком­муникативная ситуация не возникает в школе, она переносится из до­машних отношений. Эта ситуация характерна для отношения данного ребенка с любым взрослым.

Коммуникативный тип возникает у детей, склонных к демонстративности, страдающих дефицитом внимания. Их поведение направлено на привлечение к себе особого внимания взрослого, при этом ребенок готов говорить о чем угодно, лишь бы продлить ситуацию общения. У таких детей обычно не сформировано игровое общение со сверстниками.

Тип труден для коррекции. Родителям ребенка необходимо пореко­мендовать найти для него подходящий вид внешкольной деятельности (театральный кружок, кружок художественного слова). Там демонстративность ребенка частично будет удовлетворена.

В условиях школы главное — воздерживаться от порицания. Любое наказание рассматривается ребенком как проявление внимания, он начинает напрашиваться на замечание, окрик как проявление внимания к себе. Единственный способ уменьшить трудность ситуации — не заме­чать вызывающего поведения ребенка, всячески поощряя его за любую самостоятельную работу. Похвала — необыкновенно эффективный спо­соб направить активность ребенка в учебное русло.

Преимущественной мотивацией или устойчивой внутренней пози­цией ни коммуникативный, ни псевдоучебный тип не обладают.

Методика 2 («Раскраска»)

Состоит из двух методик: «Елочка» (вспомогательная) и «Дерево» (основная).

 

Методика «Елочка»

Включает две серии. В первой проверяющий, дав задание, садится в стороне от ребенка, во втором — сидит рядом, поощряя его.

СЕРИЯ I

Инструкция

Детям в детском саду дали задание: раскрасить елочки. (Предъявляется раскрашенный рисунок елочки и аналогичный контурный рисунок (приложение II, рис.1 и 2)). Но оказалось, что они еще не могут этого сделать,. Они умеют раскрашивать только игрушки на елке, а саму елку им раскрашивать трудно. Мы решили сделать так: елочку раскрашивают школьники, а игрушки нарисуют малыши. Поэтому ты должен раскра­сить эту елку зеленым цветом, а для игрушек оставить пустые места. Игрушки потом нарисуют маленькие дети в детском саду».

Выполнение

Ребенок работает самостоятельно.

СЕРИЯ II

Инструкция

«У тебя нe очень хорошо получилось: не совсем аккуратно. Постарай­ся еще одну елочку раскрасить получше». Независимо от того, выполнил ли ребенок инструкцию (оставил ли место для игрушек), его внимание обращается на аккуратность.

Выполнение

Ребенок работает в присутствии взрослого.

 

Методика «Дерево»

Проводится через несколько дней после «Елочки».

СЕРИЯ 1

Инструкция

«Детям в детском саду дали задание: раскрасить деревце с разными плодами (предъявляются раскрашенный и контурный рисунки дерева (см. приложение II, рис.3 и 4), но оказалось, что они еще не могут этого делать. Плоды они раскрашивать умеют, а само деревце им раскрасить трудно. Мы решили сделать так: деревце раскрашивают школьники, а плоды раскрашивают малыши. Поэтому ты должен раскрасить деревце зеленым цветом, а для игрушек оставить пустые места. Плоды потом нарисуют маленькие дети в детском саду».

Выполнение

Ребенку дают трафарет, набор цветных карандашей. Ребенок работа­ет самостоятельно.

СЕРИЯ II

(Проводится только в том случае, если с первой серии инструкция ребенком выполнена неточно).

Инструкция

«Посмотри, ты не оставил места для плодов, где дети будут рисовать их?». Внимание ребенка обращается только на точность выполнения инструкции, оставлены ли места для плодов.

Выполнение

Ребенку дают трафарет, набор цветных карандашей. Ребенок работает в присутствии взрослого.

 

Оценка результатов

Каждый из рисунков ребенка оценивается соответствующим баллом:

0 — контур закрашен полностью, места для игрушек (плодов) не оставлено.

1 — места для игрушек (плодов) оставлены, но они не соответствуют расположению игрушек на образце (несоответствие грубое).

2 — места для игрушек (плодов) оставлены, но они не соответствуют расположению игрушек на образце (несоответствие размера, формы), то есть выполнение правильное, но есть небольшие от­клонения от образца.

3 — задание выполнено правильно. Контур закрашен, места для игрушек (плодов) оставлены в соответствии с образцом.

Звездочкой (*) обозначают повышение аккуратности рисунка.

Основой определения типа, к которому относится ребенок, является его результат по методике «Дерево». Результат по методике «Елочка» является вспомогательным.

 

«Дерево «Елочка Тип, к которому
Серия I Серия II Серия I Серия II относят ребенка
2-3 2-3 2-3 2-3 учебный
0-1 2-3 ——— предучебный
0-1 0-1 Независимо от полученного бала повышение аккуратности во второй серии   псевдоучебный
0-1 0-1 0-1 0-1 дошкольный

 

Методика не дает возможности определить коммуникативный тип, но нарочито демонстративное невыполнение требований методики, например, вызывающая небрежность рисунков, позволяет предполо­жить коммуникативный вариант отношения к правилу.

Методика 3 («Колдун»)

В основе методики лежит экспериментальная ситуация с недоопределенным правилом. Она проигрывает три варианта отношений между ребенком и взрослым:

1) самостоятельная работа по заданию взрослого;

2) работа под непосредственным руководством взрослого;

3) самостоятельная работа по заданию взрослого после работы под его непосредственным руководством.

Этим вариантам работы соответствуют три последовательные серии методики.

СЕРИЯ I

Инструкция

“Вот посмотри, какие у меня картинки (предъявляет набор картинок, см приложение III, рис.1). Здесь были нарисованы разные вещи, но пришел злой колдун и заколдовал их так. что остались только контуры. Вот тебе волшебная палочка (ребенку дают карандаш), расколдуй эти вещи, нарисуй их опять такими, какими они, на твой взгляд, были раньше. Ты пока рисуй, а я окончу свою работу. Потом позанимаемся вместе».

После этою ребенку показывают на отдельной карточке фигуру, напоминающую контур автобуса, и показывают, как ее можно «расколдовать» (рис.3). В случае надобности инструкция повторяется, отдельные моменты уточняются.

Во время выполнения задания ребенок сидит за отдельным столом. проверяющий, сообщив инструкцию, садится в отдалении oт ребенка и изображает занятость.

Если ребенок долго о не приступает к pa6oте, проверяющий в ненавязчивой форме подбадривает его, торопит. В случае обращения ребенка за помощью, за разъяснением, с вопросом о доопределении, проверяющий уклоняется от прямых указаний, ограничивается ответом типа: "Сейчас, я только допишу...», «Я еще не закончила, придумай сам», «Как придумаешь, так и делай" и т.п. Если ребенок отказывается расколдовать третий рисунок— неваляшку, ему предлагают закончить работу и переходить ко второй серии. (Отметим, что «неваляшки» (рис 1 в) и «мяч» (рис.2 в) -конфликтные рисунки, не соответствующие инструкции).

СЕРИЯ II

Инструкция

«А теперь я буду учить тебя это делать. У меня есть еще контуры, их тоже надо расколдовать (предъявляет набор картинок рис.2). Давай попробуем вместе. Посмотри на первую картинку (рис.2а). Как ее можно расколдовать? Что ты здесь нарисуешь?». (То же относительно рис.б, в).

Проверяющий сидит рядом с ребенком, но реально не вмешивается в его работу. На вопросы он отвечает: «Нарисуй, я посмотрю, как у тебя это получится», «Попробуй нарисовать, что придумал, потом посмот­рим вместе» и т.д. Кроме того, проверяющий подбадривает ребенка. Если ребенок отказывается выполнять задание с конфликтным рисунком, с ним соглашаются: «Действительно, этот рисунок здесь случайно».

Серия III

Инструкция

«Ну вот, ты уже научился расколдовывать разные картинки, теперь сделай все это совсем хорошо» (предъявляется набор картинок, см. рис.1). Экспериментатор вновь садится поодаль.

По результатам трех серий ведется протокол, где фиксируются вопросы ребенка, отмечается темп работы, индивидуальные особенности. Рисун­ки нумеруются соответственно сериям, подписываются.

 

Обработка результатов

Основой для характеристики типа ребенка является качество выпол­нения рисунков, их содержательная сторона, количество деталей, тща­тельность прорисовки, точность выполнения деталей. Особенное вни­мание следует обратить на то, как ребенок относится к конфликтному рисунку каждой серии. На основании сравнительного анализа трех ри­сунков с учетом особенностей поведения ребенка во время эксперимента делается вывод о принадлежности ребенка к одному из следующих ти­пов.

 

Дошкольный тип

В эту группу входят дети, которые не принимают задачу, несмотря на неоднократный ее повтор, дополнительные объяснения. Дети не вхо­дят в контакт со взрослыми. Результатом такой позиции являются нека­чественные, беспредметные рисунки: как правило, они копируют образ­цы или, наоборот, сделаны вовсе без учета образца. Так, на рисунках могут вовсе отсутствовать предложенные фигуры. Характерной особен­ностью рисунков детей этого типа является одинаковый уровень их выполнения во всех трех сериях. Конфликтные фигуры не вызывают затруднений, поскольку задача — дорисовка деталей — игнорируется.

 

Псевдоучебный тип

Характерно почти полное отсутствие вопросов к экспериментатору. Все поведение ребенка характеризуется некоторой робостью. Во второй серии содержательность рисунков, как правило, падает (они становятся суше, скованнее, уменьшается количество деталей, рисунки становятся похожими на схемы), однако может возрасти тщательность выполнения рисунков. Может увеличиться и количество обводов, повторных линий и т.п. (характерные для тревожности).

Рисунки I, III более содержательные, живые. Конфликтные рисунки либо вызывают отказ, либо противоречие разрешается чисто формаль­но: неваляшка или мяч могут, например, быть обведены в квадрат, в круг.

Возможны отказы во II, III сериях («Можно я пойду...», «Я больше не хочу», «Я устал, можно мне в класс?»).

 

Коммуникативный тип

Этот тип детей характеризуется тем, что задача принимается только в присутствии взрослого, т.е. в серии II. Вторая серия отличается также и тем, что дети вступают в активный контакт со взрослым, задают много вопросов, которые касаются не только содержания задания, сколько несущественных деталей. Много вопросов чисто коммуникативного характера, например: «А вы к нам еще придете?». Много замечаний, не относящихся к ситуации: «А у моей мамы тоже такая кофточка» и т.п. Дети проявляют интерес к задаче только тогда, когда имеют возмож­ность продемонстрировать свои способности, умения, получить одобре­ние. Все поведение характеризуется желанием понравиться. Часто весь процесс выполнения задания сопровождается комментариями: «Сейчас нарисую дом... нет, лучше кубик...». Все эти вербализации направлены па привлечение внимания взрослого.

 

Предучебный тип

Рисунок серии I — малосодержательный, бедный, часто —формаль­ный (малое число деталей, небрежность). Рисунок в серии I близок к рисункам детей дошкольного типа. В серии II уровень рисунков повыша­ется, в серии III повышение уровня сохраняется. Так, если конфликтная фигура (неваляшка) впервой серии могла быть оставлена без изменений (как правило, и без вопросов экспериментатору о дополнительном пояс­нении), то в третьей серии она становится, например, елочной игруш­кой.

Присутствие взрослого «включает» ребенка предучебного типа в содержательную работу, дальше он может работать самостоятельно столь же продуктивно.

 

Учебный тип

Дети учебного типа характеризуются независимым от ситуации общения со взрослым содержательным (в этом отличие от дошкольни­ков) выполнением задания. Дети, как правило, работают молча, обраще­ния ко взрослому редки. Содержание работ высокое. Отношение к конф­ликтным фигурам может быть различным: дети либо твердо отказыва­ются от дорисовки, аргументируя отказ тем, что рисунки «не заколдова­ны», либо включают их в более сложные содержательные композиции. И в том, и в другом случае трактовка конфликтных рисунков сохраняется во всех трех сериях

Методика 4 (определение мотивов учения)

Для детей- первоклассников наиболее характерными являются следующие мотивы: 1) собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); 2) широкие социальные моти­вы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный); 3) «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчине­ние требованиям взрослых и т.п. (внешний); 5) игровой мотив, неадек­ватно перенесенный в новую — учебную —сферу (игровой); 6) мотив получения высокой отметки (отметка).

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опо­рой для запоминания.

 

Инструкция

Сейчас я прочитаю тебе рассказ Мальчики (если эксперимент про­водится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематичес­ким рисунком (приложение IV, рис.1) — женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; передней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» Выкладывается карточка с рисунком 2 — фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» Выкладывается карточка с рисунком 3 — схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив)

Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком 4—две схематические фигурки взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу; у взрослого портфель в руках, у ребенка игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал «Я хожу в школу потому, что нужно учиться Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь. «Выкладывается карточка с рисунком 5 — схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социаль­ный мотив)

Шестой мальчик сказал. «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком 6 — схематическая фи­гурка ребенка с тетрадкой в руках.

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следую­щие вопросы:

— Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

 

Методика 5 («Беседа о школе»)*

Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравит­ся ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?».

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе малень­кие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже бывало или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили па месяц, на полгода, па год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) — договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подговиться к школе?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительни­ца и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в ко­мандировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит:

«Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы приш­ла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?

7-8. Представь, что есть две школы — школа А и школа Б.

7. В школе А расписание уроков в I классе такое: каждый день бываю! уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физ­культуры — не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко — по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

8. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хоро­шо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам —дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?».

Классификация ответов

Все ответы разделяются на две категории — А и Б.

А

Вопрос 1:• уроки грамоты, счета — занятия, по содержанию и форме, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Вопрос 2: несогласие ребенка на «отпуск».

Вопрос 3: учебные занятия — высказывания, описывающие распо­рядок дня, в который обязательно включены действия по самообразова­нию.

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе —освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.

Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор учителя.

Вопрос 7: выбор школы А.

Вопрос 8: выбор школы А.

Вопрос 9: выбор отметки.

Б

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности — уроки художественно –физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

Вопрос 2: согласие на «отпуск».

Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.

Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе —приобретение формы, портфеля и т.д.

Вопрос 5: согласие на обучение на дому.

Вопрос 6: Выбор родителей

Вопрос 7: выбор школы Б.

Вопрос 8: выбор школы Б.

Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: