Тема 6. Естественно-правовые доктрины и буржуазные реформистские и революционные процессы в Западной Европе в XVII – XVIII веках




ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

При правильном оформлении (план, использованная литература, объем не менее 20 страниц) и раскрытии всех вопросов работа считается выполненной.

Вариант контрольной работы определяется по начальной букве фамилии:

Вариант 1 – А, Б, В; Вариант 2 – Г, Д, Е; Вариант 3 – Ж, З, И; Вариант 4 – К, Л, М; Вариант 5 – Н, О, П; Вариант 6 – Р, С, Т; Вариант 7 – У, Ф, Х; Вариант 8 – Ц, Ч, Ш; Вариант 9 – Щ, Э, Ю, Я.

 

Тема 1. Политические и правовые учения Древнего Востока

1. Политические и правовые воззрения в культурах Древнего Египта и стран Междуречья.

2. Древнекитайские политические и правовые доктрины:

а. Конфуцианство: учение Кун-цзы и последующая судьба конфуцианства. «Лунь-Юй». Учение Хэй Фэя.

б. Даосизм: доктрина непротивления. Власть как дуновение ветра. Правление без принуждения. («Дао-дэ цзин»)

в. Легизм: доктрина китайской бюрократии. Власть как чистая сила, закон как ее фиксация. Шан Ян и его трактат «Шан Цзюнь Шу».

г. Становление китайской имперской идеологии: конфуцианско-легистский синтез.

3. Политические и правовые учения Древней Индии:

а. Брахманизм: древнейший кастовый порядок и его легитимация.

б. Буддизм хинаяны и махаяны. Тибет как опыт построения буддийской государственности.

в. Индуизм – философско-религиозное выражение исторического опыта Индии.

г. Политические и правовые учения буддизма и индуизма в современном мире.

 

Тема 2. Политические и правовые учения Древней Греции

1. Политические и правовые воззрения в древнейших памятниках культуры Эллады: Гомер («Илиада» и «Одиссея»), Гесиод («Труды и дни», «Теогония»), Архилох.

2. Первые формы естественно-правовой теории: софисты и стоики.

3. Теория смены форм государства у Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

4. Утопический государственный идеал Платона. Различие между образами идеального государства в диалогах Платона «Государство» и «Законы».

5. Полибий: учение о круговороте государственных форм. Идеальное правление как смешанная форма: архаические корни данного учения. Исторические опыты приближения к идеальному правлению по Полибию (Спарта, Крит, Рим).

 

Тема 3. Политические и правовые учения Древнего Рима

1. Политический этос Древнего Рима в произведениях латинских историков: Тит Ливий, Саллюстий Крисп, Корнелий Тацит, Аммиан Марцеллин.

2. Политическая и правовая доктрина Марка Туллия Цицерона («О республике», «О законах», политические речи).

3. Идеологическое обоснование императорского режима (Плиний Младший, «Панегирик Плиния Траяну»).

4. Правовые учения римских юристов (Ульпиан, Папиниан, Гай). Трансформации естественного права в римской юридической доктрине.

 

Тема 4. Политико-правовая доктрина западного христианства

1. Раннее христианство: становление христианской картины мира и общества. Апологеты и их отношение к государственности.

2. Трансформация христианства в государственную религию. Изменение позитивного содержания римского идеала государственности (Евсевий Кессарийский, «Великие Каппадокийцы»: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский).

3. Свобода совести как проблема христианского сознания: первые апологеты (бл. Августин, епископ Гиппонский). Доктринальная природа инквизиции.

4. Естественное право в католической традиции. Понимание «естественности»: естественность как следование природы и естественность как следование Богу.

5. Спор об инвеституре и догматическое обоснование притязаний папской и императорской властей.

6. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве как высшее выражение схоластической учености.

7. Доктрины о независимости или о превосходстве светской власти над властью духовной («Йоркские трактаты», приписываемые Герарду, архиепископу Йоркскому; учения Марсилия Падуанского и Уильяма Оккама).

8. Еретические учения в Средние века: альтернативные доктрины и утопические мечтания (альбигойцы, ересь Уиклифа, гуситы).

 

Тема 5. Политико-правовые учения эпохи Ренессанса и Реформации

1. Средние века и Ренессанс: традиции и новизна. Становление нового типа государственной власти.

2. Учение Николо Макиавелли о политике и государственной власти. Проблема цели и средств.

3. Разрушение баланса духовной и светской властей в Европе XIV – XVI вв. Исторические корни Реформации.

4. Учение Мартина Лютера о свободе и благодати, о Божественном избранничестве. «Свобода христианина» как свобода духа и подчинение церкви светской власти.

5. Учение Жака Кальвина о предопределении. Теократический идеал и исторический опыт женевской государственности.

 

Тема 6. Естественно-правовые доктрины и буржуазные реформистские и революционные процессы в Западной Европе в XVII – XVIII веках

1. Учение Гуго Гроция о естественном праве и о юридических ограничениях войны как высочайшее достижение ранней буржуазной правовой мысли.

2. Английская буржуазная революция (1640 – 1689 гг.) и ее осмысление в политико-правовых доктринах (левеллеры, индепенденты, консервативное пресвитерианство) и попытки обоснования монархической власти в новых условиях.

3. Учение Томаса Гоббса о государстве и праве. Порядок как высшая ценность и смысл существования государства.

4. Джон Локк и становление либеральной традиции. Учение о разделении властей по Дж. Локку и Ж.-Л. Монтескье: сравнительный анализ.

5. Жан-Жак Руссо и его учение о «естественном человеке», договорной природе права и государства. «Общая воля» и проблема суверенитета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: