Показатели | 2011 г. | 2012 г. | |||||||||
1 м. | 2 м. | … | 1кв. | 2 кв. | … | Итого | 1 м | … | 1 кв. | … | |
1. Получение кредита | |||||||||||
2. Возврат кредита: | |||||||||||
- основного долга | |||||||||||
- процентов | |||||||||||
3. Источники возврата: | |||||||||||
- прибыль | |||||||||||
- амортизация | |||||||||||
- иные |
РИСКИ
10.1. Риски и меры предупреждения*
Виды рисков | Возможные потери | Меры снижения потерь |
Невостребованность продукции | ||
Сбои в поставках, выполнении контрактов, хоздоговоров | ||
Усиление конкуренции | ||
динамика инфляции | ||
Непредвиденные затраты | ||
Изменения в налогообложении | ||
Форс-мажорные риски | ||
Другие риски: | ||
*п. 11 составляется при необходимости или возможности
10. 2. Гарантии инвесторам, партнерам*
Инвестор, партнер | Форма и содержание гарантий |
*п. 12 составляется при необходимости или возможности
ПРИЛОЖЕНИЯ
11.1 Перечень приложений к бизнес – плану*
№ п/п | Наименование документа | Готовность |
*Таблица составляется при необходимости или возможности
ПОЯСНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗРАБОТКОЙ БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес-план. Общие замечания.
Бизнес-план - основа любого делового проекта и организации любого бизнес-процесса. Цель разработки бизнес-плана - обосновать целесообразность вложения ресурсов: в создание нового, реструктуризацию или развитие действующего предприятия с целью получения определенной выгоды в виде прибыли или в иной форме. Исходя из этого, бизнес-план содержит оценку исходного состояния предприятия на рынке, постановку конкретных целей и задач, стратегию и тактику их достижения в рамках определенных ограничений (в ресурсах, периода деятельности, факторов внешней и внутренней среды).
Разработка бизнес-плана относится к преактивному (упреждающему) виду планирования и ориентировала на будущие изменения в деятельности предприятия, с опорой не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных экономических решений.
Бизнес-план выполняет три основные функции: 1) средства экономической разработки бизнес - идеи, предпринимательского проекта 2) инструмента управления предприятием, эффективного использования и развития имеющихся материальных и финансовых ресурсов 3) важного документа для получения инвестиционной поддержки у региональных и местных администраций, привлечения средств потенциальных кредиторов и деловых партнёров.
Бизнес-план разрабатывается на период времени: 1) на срок достижения запланированных экономических показателей (объёма производства, сбыта, прибыли) 2) до срока возврата кредита 3) на срок аренды, лизинга.
По своему содержанию бизнес-план должен быть лаконичным, ясным по языку, логичным в своей последовательности, экономически обоснованным, критичным и точным в аналитических оценках.
В зависимости от специфики общий объём бизнес-плана составляет 20-40 страниц и при необходимости содержит графики, диаграммы, рисунки, фотографии.
Разработку бизнес-плана целесообразно вести по этапам:
1) определить источники нужной информации (учебники и пособия по деловому планированию, фирмы по маркетинговому консультированию, курсы по составлению бизнес-планов, аудиторские фирмы);
2) определение целей (внутренних - совершенствование управления, развитие предприятия внешних - привлечение инвесторов, акционеров, партнёров) подготовки бизнес-плана;
3) определение общей структуры бизнес-плана;
4) сбор информации для разработки каждого из разделов бизнес-плана;
5) непосредственное написание и оформление бизнес-плана;
6) экспертиза бизнес-плана;
7) адресное предъявление бизнес-плана учредителям, инвесторам, партнёрам, персоналу специалистов предприятия.
Краткие пояснения к разработке разделов бизнес-плана
Титульный лист
На титульном листе бизнес-плана обязательно указываются:
- наименование проекта, бизнес-плана;
- полное название и реквизиты предприятия;
- адрес, телефон, факс;
- фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя предприятия;
- фамилии, инициалы участников разработки бизнес-плана;
- меморандум конфиденциальности.
Раздел 2. «Резюме»
Через данный раздел бизнес-плана потенциальным кредиторам и партнёрам даётся обобщенная, комплексная оценка предпринимательского замысла или инновационного экономического мероприятия, приводятся основные данные, которые должны убедительно свидетельствовать о больших возможностях предприятия, выгодности вложения средств в реализацию проекта. По этой причине резюме пишется после проработки всех разделов бизнес-плана.
В резюме необходимо в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом, обязательно отметив п.п.2.1 – 2.11.
В п. 2.1 на основе разделов «План по маркетингу». «Описание продукции». «Производственный план» необходимо лаконично изложить сущность, цели проекта: Какое производство организуется? Что производится? Как производится? Какого качества?
В п. 2.2 называются приоритетные для предприятия виды деятельности, (производственная, производственно-коммерческая, коммерческая, строительная рекламная и др.) обеспечивающие получение наибольшей прибыли.
К основной продукции (п. 2.3) относят большую по объёму производства (спросу на рынке), трудоемкости, стоимости, прибыльности.
В п. 2.4 указывается тип рынка сбыта продукции, услуг предприятия: локальный (городской или сельский) или региональный; рынок специализированных товаров и услуг; потребительский рынок товаров производственного назначения или личного пользования; рынок сырья; новый растущий рынок, т.е. рынок, имеющий тенденции к повышению реализации товаров; дополнительный рынок, на котором поглощается лишь часть товаров; рынок смешанных товаров и др.
Необходимо указать ёмкость потенциального рынка и свободную от конкурентов долю рынка, которая может быть использована проектируемым предприятием. Например:
Показатели емкости рынка | В единицах товара | В % |
Емкость рынка | ||
Доля емкости конкурентов | ||
Свободная доля емкости рынка |
Сегментация рынка, т. е. определение и знание потребителей конкретной продукции или услуг предприятия (п. 2.5) - важная позиция бизнес-плана. Охарактеризуйте потребителей конкретного товара по местожительству, образованию и культуре, роду занятий, возрасту, полу, платежеспособности, отношению к предлагаемому товару, предпочтениям к видам рекламы, количеству совершаемых покупок. В последующем это облегчит расчёты увеличения доли продаж определенных видов продукции на рынке, более эффективно использовать рекламу и конкурентные преимущества.:
Подпункты 2.6, 2.7 пишутся после выбора организационно - правовой формы деятельности предприятия.
Источниками финансирования проекта (п. 2.8) могут быть:
1) собственные средства: ресурсы уставного фонда, формируемого на долевых началах учредителей; здания, сооружения, оборудование, земельные участки; нематериальные активы в виде патентов, программных продуктов, торговых марок...; средства, выделяемые холдинговыми и акционерными компаниями на безвозвратной основе; спонсорские и благотворительные взносы; средства, полученные от коммерческих партнёров в виде безвозмездной аренды, товарного кредита; ассигнования из региональных и местных фондов поддержки малого предпринимательства, представляемых безвозмездно; инвестиции, предоставляемые предприятиями и организациями различных форм собственности, в форме финансового, материального и нематериального участия в уставном капитале в случае учреждения совместного предприятия;
2) заёмные средства: кредиты, предоставляемые государственными фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе или на льготных условиях; кредиты банков; кредиты инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, обществ взаимного кредитования.