Предложения по совершенствованию социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе




 

С целью совершенствования социально-культурной деятельности в общеобразовательной школе предлагается реализация проекта «Курсы этикета» для учащихся начальной школы. Младший школьный возраст – это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир. Особую важность в этом играет приобщение ребенка к культурному досугу путем реализации культурно-досуговой деятельности во внеурочное время.

Культурно-досуговая деятельность выступает для младшего школьника как основа для погружения в развивающееся поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой культурного развития ребенка является накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым и задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, т. е. способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, становится первостепенной[15].

Для реализации целей духовно-нравственного воспитания в наибольшей степени подойдет кружковая деятельность. Разработан следующий алгоритм действий:

1. Изучение нормативно-правовой основы социально-культурной деятельности.

2. Выявление потребностей образовательной организации, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

3. Разработка программы кружка.

4. Разработка плана кружка на учебный год.

5. Реализация плана работы кружка на практике.

6. Анализ результативности работы кружка.

7. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, и т.д.).

Организации «Курсов этикета» – кружка для младших школьников.

Задача «Курсов этикета» – углубить знания учащихся, развить способности, удовлетворить их интересы и склонности, организовать досуг и отдых.

Посещать «Курсы этикета» участники могут по желанию, посещение курсов предоставляет возможность школьнику естественного вхождения в систему открытых социальных отношений. Именно здесь дети часто находят ответы на интересующие их жизненные вопросы, а также имеют возможность реализовать творческие способности. Организация жизни в школе, должна быть такая, чтобы младшие школьники впитывали опыт нравственных отношений. Вся работа по формированию этикета строится в определенной системе, успех в данном направлении во многом зависит от правильного выбора методов работы с учащимися.

Программа внеурочной социально-культурной деятельности «Курсы этикета»

 

Пояснительная записка

В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры школьников. Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее в поведении человека его отношение к самому себе и другим людям. Таким образом, назрела необходимость в проведении занятий, на которых ребенок может почувствовать важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

В связи с этим была разработана программа, направленная на формирование, углубление, систематизацию нравственных знаний и навыков поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей.

Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода из сложной ситуации. Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности как теоретической, так и практической направленности: развивающие и ролевые игры, практикумы, беседы, импровизации, конкурсы, викторины, моделирование и анализ ситуации.

Воспитание тесно связано с самовоспитанием. Основным моментом занятий является показ, дети должны сами оценить, что сделано правильно, а что – нет, сказать и показать, как необходимо было сделать. Активное участие детей в обсуждении важно потому, что создаваемые ситуации знакомы ученикам соответствуют их жизненному опыту. Учитель дополняет имеющиеся у школьников знания, приводит их в систему, подкрепляет требования родителей своими требованиями. Природой заложено в ребенке стремление проиграть как можно больше разнообразных ситуаций, для того чтобы понять их. Работу в данном направлении необходимо проводить в контакте с родителями, разъяснять им методы воспитания и приходить к единому мнению и выработать единую линию педагогического воздействия. Участие родителей может иметь разнообразные формы. Важно, привлекать родителей к систематическому контролю за выполнением правил этикета в повседневной жизни.

Включение ребенка в учебно-познавательную и социально-культурную деятельность происходит через применение современных педагогических технологий, в частности, технологии развития критического мышления, которая позволяет мотивировать учащихся к деятельности через постановку актуальной жизненной задачи на стадии вызова, осуществить предметные и мыслительные действия, направленные на решение учебной задачи, произвести самоконтроль и самооценку на стадии рефлексии.

Целью курса является создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения и осознающей важность общечеловеческих нравственных ценностей.

Основные задачи курса:

- дать детям представление о нравственных ценностях как составной части культуры;

- сформировать убеждение в необходимости этического регулирования человеческих взаимоотношений;

- обеспечить условия для выработки оценочного отношения к себе, окружающему миру, для закрепления у детей правил хорошего поведения, доброго отношения к людям;

- познакомить учащихся с основами психологической грамотности, понятиями личности и коллектива, способами их взаимодействия.

Возраст детей, участвующих при реализации данной программы, – 7-11 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 1 года, 72 часа в год.

Тематический план программы

№ п/п Название разделов и тем Кол-во часов Теория Практика
  Из истории этикета      
1.1. Ваш друг этикет.     -
1.2. Приветствуем …      
1.3. Давайте познакомимся …      
  Общение и взаимоотношения людей      
2.1. Правила хорошего тона.      
2.2. В мире вежливости.      
2.3. Пишем письма.      
2.4. Беседа по телефону.      
  Поведение в общественных местах      
3.1. По улице мостовой …      
3.2. Ох уж эти пассажиры.      
3.3. Школьные годы чудесные.      
3.4. Делу – время …      
  Гостеприимство      
4.1. Милости просим …      
4.2. Красота на столе.      
4.3. Семь бед – один обед.      
4.4. Традиции гостеприимства.     -
  Итого:      

Формы и режим занятий. Внеурочные занятия проводятся по стабильному расписанию.

Ожидаемый результат:

Личностные результаты:

Готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; осознание ценности личности других людей; толерантность.

Предметные результаты:

Коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью; общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций; компетенции личностного самосовершенствования: знание правил личной гигиены, забота о здоровье, внутренняя экологическая культура; учебно-познавательные компетенции: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Таким образом, по итогам реализации данного социально-культурного проекта учащийся должен:

- представлять основные этические нормы, принятые в обществе;

- знать принципы этикета и главные правила хорошего тона;

- владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения;

- уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях.

Примерные задания для оценки результатов.

Игра «Занимательный этикет»

Группа делится на три команды, выбирается жюри, команды придумывают названия.

1. Конкурс «Коллекция хороших манер».

Команды по очереди отвечают на вопросы, за правильный ответ получают один балл.

В какой руке держат нож, а в какой вилку?

Куда положить чайную ложку после размешивания чая?

Чем едят рыбу?

Кто здоровается первым: младший или старший?

Кто первым протягивает руку: младший или старший?

Кто первым протягивает руку: дама или мужчина?

Как проходить в театре на свое место?

Кто первым входит в автобус: мальчик или девочка?

Кто первым выходит из автобуса: мальчик или девочка?

Что делать с верхней одеждой в кинотеатре?

Можно ли на спектакле или после него кричать «бис»?

С какой стороны от девочки должен идти мальчик?

Кто первым входит в дверь: мальчик или девочка?

В какую сторону наклонять тарелку с супом?

Чем берут хлеб с тарелки?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-культурная деятельность сегодня является востребованной, особенно в рамках образовательного процесса в начальной школе. В школе должна не только присутствовать, но и активно действовать внеурочная социально-культурная деятельность.

 


 

Заключение

 

По итогам проведенного исследования сформулированы следующие выводы.

Социально-культурную деятельность представляет собой целенаправленный, специально организуемый развивающий процесс приобщения человека к социально-культурным ценностям общества и активного вовлечения каждой личности в процесс социализации посредством образования, передачи ранее полученных знаний, вовлечения в духовное творчество и другие виды социально-культурной активности.

Общеобразовательной школой как социально-культурным пространством контактов учащихся создаются возможности для реализации ими активности в сферах общения и игры, частично – в других сферах жизнедеятельности. Важной особенностью процесса социально-культурного образования личности в условиях общеобразовательной школы является ее личностно-деятельностный и ценностный подходы. Эффективность педагогического процесса в общеобразовательной школе обеспечивается уровнем проявления социально-культурной активности участников социального взаимодействия, определяющимся степенью, как избирательности социальных норм, ценностных ориентаций, так и контакта с социально-культурной средой. Это позволяет рассматривать учащихся в качестве субъектов социально-культурной деятельности, имеющих определенную социальную позицию, личное мнение.

В современной общеобразовательной школе внеурочная социально-культурная деятельность проводится по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, нравственное, эстетическое и культурное воспитание, спортивно-оздоровительное, профилактика правонарушений, работа с родителями, школьное самоуправление. На базе школы открыта федеральная экспериментальная площадка по теме: «Разработка моделей организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов».

Социально-культурная деятельность сегодня является востребованной, особенно в рамках образовательного процесса в начальной школе. В школе должна не только присутствовать, но и активно действовать внеурочная социально-культурная деятельность. Разработан социально-культурный проект «Курсы этикета» для учащихся начальной школы. Данный проект направлен на формирование, углубление, систематизацию нравственных знаний и навыков поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Реализация проекта позволит создать условия для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения и осознающей важность общечеловеческих нравственных ценностей. Отличительной особенностью предлагаемого проекта является ориентация на практическую значимость получаемых школьниками знаний, их универсальность, актуальность для каждого ребенка при его социализации.

Социально-культурная деятельность в общеобразовательной школе способствует:

- развитию личности учащегося;

- созданию условий для личностного самоопределения школьников;

- повышению интеллектуальных способностей учащегося; формированию прикладных практических навыков, необходимых для успешной социализации учащихся;

- расширению возможностей для удовлетворения познавательного интереса школьников.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: