процессы развития, имеющие свою собственную динамику. Эти
связи наблюдателю неизвестны, то есть в сценарии имеются также
скрытые переменные.
В качестве показателей результата программой автоматически высчитывается окончательное значение капитала фирмы и относительная частота увеличения капитала фирмы. Имеется много данных, подтверждающих достоверность и валидность этих показателей. Кроме того, существует возможность использования таких поведенческих данных как запросы испытуемого в базу данных и использование времени.
|
Ассессмент-Центр
как уровень достижений отдельного участника. Групповой вариант сценария, имитируемого на компьютере, создает множество дополнительных возможностей для наблюдения.
Деловые игры (Business Games) - это также сложные задания, которые чаще всего относительно неструктурированны с самого начала их выполнения. Как правило, они представляют собой комбинацию из групповых дискуссий, интервью и презентаций, проведение которых занимает много времени. В деловых играх можно хорошо наблюдать процессы стратегическое планирования, проявления качеств руководителя и способностей к командной работе. Однако их существенный недостаток заключается в том, что они протекают крайне неструктурированно. Это означает, что в зависимости от состава ассессмент-центра и взаимодействия участников сложность задания может быть различной и тем самым может быть сравнительно трудной оценка отдельных достижений.
Бизнес-игры и групповые динамические упражнения используются редко |
Групповые динамические упражнения, такие как «построение башни» (ТигтЪаи) (ср. Jeserich, 1981) используются редко. В упражнении «построение башни» группе участников нужно построить башню максимальной высоты, используя заданное количество «строительного материала» (бумага, картон и т.д.). Обычно соревнуются две группы и выигрывает та из них, чья башня оказалась выше. Наряду с прочими показателями при помощи таких упражнений можно оценивать креативность и командное поведение. Недостатком опять-таки является недостаточная стандартизация и большая отдаленность от реальности.
Вывод
Различные ситуативные упражнения позволяют регистрировать только специфические для них показатели оценки участников. Это необходимо учитывать при подборе упражнений. Для сокращения интерпретационных сложностей необходимо обращать также внимание на предварительный опыт участников. При групповых дискуссиях и интервью рекомендуется устанавливать некоторую стандартизацию для избежания неправильной интерпретации при наблюдении. При использовании упражнений «анализ случая» и «почтовая корзина» участники должны оцениваться по письменным и устным материалам.