Общее языкознание.
Место языкознания в системе научного знания о человеке.
Языкознание, языковедение, лингвистика – данные термины означают одно и тоже – науку о языке, его природе и функциях, его внутреннем строе, закономерностях развития.
Теории возникновения языка: -т. Общественного договора, -т трудовых выкриков, -звукоподражание, -логосическая.
В наши дни науке известно 5000 (2500-5000) живых и мертвых языков, но на самых распостраненных мировых языках говорят примерно 60% населения Земли (китайский, хинди, испанский, английский, арабский).
В целом языковедческая традиция насчитывает около 3000 лет. В 5 в. До н.э. появилось первое научное описание древеиндийского литературного языка – грамматика Панини. Появление новой грамматики являлось следствием необходимости точного воспроизведения священных текстов и стремление нормализовать санскрит. Начало зарождения общего языкознания относят к 17.в. 1660 Антуан Арио, Клод Лансло, «Всеобщая региональная грамматика Пор-Рояль». Основы сравнительно-исторического языкознания были заложены Расмусом Раском и А. Востоковым.
Объект изучения: речевая деятельность, или «язык в действии».
Предмет: общее и существенное в различных языках, т.е. язык вообще.
Общие свойства языков: 1 служат людям в кач-ве универсального ср-ва общения 2 я явсл практической деятельностью сознания ч (уч в ф-ии и выражении мысли) 3. представл собой многоярусную систему ед-ц 4 могут функционир в устн и письм форме 5 развив по опр законам.
Цель: выработать теорию, применимую для объяснения языков вместе и отдельно.
Общее я вкл 3 раздела: 1 история лингв учений 2 теория языкознания 3 методы лингв анализа
Проблемы науки:
1. проблема объекта лингвистики, его границ, отчленение его от смежных объектов.
2 проблема структурного членения языка и внутренних связей языковой структуры
3. пр ф-я языка, его внешних связей
4 пр исторического развития яз
5 при знаковости яз
6 пр типологических универсалий (общих для всех яз структурных св-в) и пр типологич классиф-й языков.
7 методы исследования я и связь о.я с др науками
Семиотика. Понятие и свойства языкового знака.
Семиотика или семиология – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Основоположниками семиотики явл амер философ Ч. Пирс и швейцарский лингвист Ф де Соссюр.
Ф. де Соссюр «Курс общей лингвистики»: язык есть система знаков выражающих идеи. Его можно сравнить с азбукой глухонемых, с символическими обрядами, формами учтивости. Но только он наиважнейшая из этих систем. Язык это система знаков, являющихся главным средством общения людей.
Для знака характерна двойственность: План выражения знака (звуки, черные линии на бумаге, жесты). План содержания – материальные объекты.
Введение одного знака всегда порождает систему знаков, т.к. отсутствие знака это тоже знак (нулевой).
Ф. де Соссюр «Природа языкового знака»: языковой знак связывает не вещь и имя, но понятие и акустический образ.
Первый принцип языкового: -произвольность – связь, соединяющая означающее и означаемое произвольна и случайна. Произвольность не должна пониматься в том смысле, что означающее зависит от свободы выбора говорящего. Означающее просто не мотивировано, т.е произвольно по отношению к означаемому. –линейный характер означающего – означающее разворачивается во времени и берет два главных признака времени: -оно представляет протяженность, -эта протяженность лежит в одном измерении. –неизменчивость и изменчивость знака – язык преобразуется (изменчивость), а говорящие на нем прообразовать его не могут (неизменч)
Считается что Пирсу мы обязаны термином «семиотика» хотя в дейстивтельности еще Джон Локк предложил его в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении».
Одним из первых, кто взялся за выработку основных понятий семиотики был немецкий логик и философ Готлоб Фреге. Он не создал детально разработанную концепцию но несколько его статей «О смысле и значении», «Мысль: логическое исследование», посвященных семиотике являются классическими. Фреге ввел различие между смыслом и значением понятия, обозначаемого определенным именем (так называемый треугольник Фреге: знак-смысл-значение).
По Пирсу знак это любое А обозначающее Б для С.
Знаки делятся на 3 группы:
1. Иконические знаки – такие, план выражения которых похож на план содержания (чертежи, портрет) 2. Знаки-символы (конвенциональные знаки) это знак в собственном смысле слова, функционирующий в этом качестве независимо от наличия или отсутствия сходства между ним и обозначаемой вещью 3. Индексальные (дейктические) знаки – которые динамически или физически связаны со своим объектом. (следы на снегу)
Последовать Пирса – Чарльз Моррис «Основа теории знаков», «Знаки, языки и поведение»