Отсутствие сознания Мира Без Форм




Махаси Саядо

О природе Ниббаны

(Выдержка из книги "On the nature of nibbana")
©2010

В палийских текстах Уданы есть следующие слова Будды, которые он произнёс, описывая природу ниббаны. Эта строфа включена в Канон как Ниббана-патисамьютта удана.

«Монахи! Есть качество (аятана), в котором нет элементов земли, воды, огня и воздуха. Это не сфера бесконечного пространства, и не сфера бесконечного сознания, и не сфера отсутствия всего, и не сфера ни восприятия, ни не-восприятия. Это ни этот мир, ни другой. Здесь нет ни луны, ни солнца. Здесь, монахи, я говорю вам, нет движения и нет появления. Здесь нет ни опоры, ни местонахождения. Это бессмертное, нерождённое, несотворённое. И это нигде не находится. Здесь никогда ничего не происходит. Здесь нет объектов чувств. Это конец страдания».

Ниббана реальна

Поскольку ниббана означает прекращение сознания, материи и умственных формаций, то часто высказываются предположения, что это означает ничто, а потому это бесполезно. Однако ниббана — это абсолютная реальность, реальность угасания активности ума, материи и умственных формаций, и это то знание, к чему направлен Путь, Плод и Пересмотр (паччавеккхана). Это объект ума, к которому направлено это знание. Будды, Архаты и Благородные утверждают, что эта реальность истинна. В качестве доказательства, предположим, что ниббаны не существует, где бы угасали все циклы загрязнений, действия и результаты. Тогда никто в этой Вселенной не мог бы найти покой. Если бы не было ниббаны, то омрачения ума разрушали бы наши жизни, производя действия, которые давали бы результаты, что создавало бы условия для возникновения всё новых групп совокупностей, подверженных страданию. Только Путь и Плод могут искоренить загрязнения, и это искоренение положит конец круговерти страдания. Прекращение страдания реально. Будды и Архаты достигли этого этапа, и после их париниббаны все страдания подошли к концу.

В Ниббане нет первичных элементов

В ниббане нет элементов твёрдости (элемента земли), текучести (воды), тепловой энергии (огня), движения (воздуха), с которыми мы обычно имеем дело в мире чувств — например в мире людей и дэвов, или в мире Форм — мирах брахм и т.д. Овладевая твёрдостью, люди, дэвы и брахмы получают формы и очертания. Прекращение означает конец таких очертаний и форм, которые наделены массой. Это отсутствие массы, здесь нет элементов текучести, тепловой энергии или силы движения.

Материя не существует в ниббане

Поскольку в ниббане нет четырёх первичных элементов, то нет и материи, которую создают эти четыре элемента (упада рупа), например, нет глаза и видов, уха и звуков и т.д. Поскольку этого нет, то здесь не будет феноменов видения, слуха и т.д., которые имеют место в мире чувств в виде сознаний чувств и в мире Форм в виде сознаний сферы Форм.

Подумайте: без глаз вы не можете видеть, без ушей вы не можете слышать, без носа вы не можете нюхать, без языка вы не можете чувствовать вкусы, без тела вы не можете ощущать прикосновения. Физические чувственные опоры — это места расположения чувствования, или можно сказать, что пять органов чувств создают базы для сознания. Без органов чувств сознание появиться не может. В мирах брахм есть только опора глаза (чаккху пасада) и опора слуха (сота пасада). Но там нет опор носа (гхана пасада), языка (дживха пасада) и тела (кайя пасада). Брахмы могут иметь носы и языки в зачаточном виде, или тела или массы в огромных размерах, но они не знают что такое запах, вкус или тактильные ощущения. Однако, опора для сознания ума, которая обычно называется сердечной опорой (хадайя ваттху) присутствует у всех чувствующих существ, божественных или человеческих. Поэтому в этих трёх мирах может быть мысль, знание и [медитативная] поглощённость.

Как я уже сказал, первичных элементов в ниббане нет, и нет и всякой материи, которая зависит от этих четырёх элементов. Поскольку там нет материи, то там нет сознания, которое относится к миру чувств или миру Форм — как, например, сознание первой джханы. Чтобы не быть многословным, я рассмотрю только ум (читта), но вы должны помнить о том, что ум постоянно сопровождается умственными факторами (четасика). И теперь рассмотрим вопрос, есть ли в ниббане остаточное сознание, которое возникает вне зависимости от материи, как, например, сознание Мира Без Форм.

Отсутствие сознания Мира Без Форм

Тексты очень чётко говорят о том, что в ниббане нет сознания Бесформенного мира, будь это сознанием сферы безграничного пространства, или сознанием сферы безграничного сознания, или сознанием сферы отсутствия всего, или сознанием сферы ни восприятия, ни не-восприятия. В мире безграничного пространства перерождение начинается с предшествующим сознанием, связанным с каммическим результатом, умом и умственными факторами. У обычного человека в промежутке существования между моментами перерождения и смерти возникает благое или неблагое сознание, вместе с сопутствующими умственными факторами. Когда такой человек должным образом практиковал Дхамму, то он зовётся учеником (секкха).

Такие ученики могут стать Архатами, когда они перерождаются в мире безграничного пространства. В этом случае возникнет только благое и функциональное сознание, вместе с соответствующими факторами ума, но материя здесь отсутствует. Присутствуют только ум и факторы ума — в состоянии постоянного изменения. В этом мире все феномены психические. Психическим существам не нужна еда, одежда или кров, но обычно художники изображают этот мир и другие Бесформенные сферы, как некие дворцы и особняки. Однако в ниббане это будет лишним, поскольку там нет ни ума, ни материи.

В нынешние времена не-буддисты стали сильно интересоваться пространством, но это пространство физическое. Они могут не понять принцип существования мира безграничного пространства, но Будда провёл чёткую грань между сферами ума и его составляющих, вместе с их состояниями [медитативных] поглощённостей от сферы, где нет ума, где все составляющие ума и все поглощённости угасают. Медитирующий, который сосредотачивает свой ум на возникновении и исчезновении совокупностей может достичь знания беспристрастности к ним. Они или она достигает этого этапа и почувствует исчезновение физического ощущения "себя", переживая только поток сознания, плавающий в пространстве. По мере того как его (или её) знание углубляется, этот поток станет всё более чётким. Строго говоря, это не поглощённость безграничным пространством, но прозрение, схожее с этой поглощённостью.

К вышесказанному также можно добавить, что в ниббане нет сознания и факторов ума, наличествующих в мире безграничного сознания или в мире отсутствия всего или в мире ни восприятия, ни не-восприятия. Высший мир существования — это где восприятие настолько утончённое, что его можно описать как промежуточную стадию между восприятием и не-восприятием. И там точно такие же утончённые контакт, чувство, сознание и умственные формации — сопутствующие факторы ума. В ниббане все эти утончённости полностью отсутствуют.

Те люди, у кого нет уверенности в Дхамме, и которые не могут достигать джхан или глубоких плодов медитации (самапатти), объявят все вышеуказанные учения, относящиеся к мирам существования, недействительными. Таким скептикам следует практиковать медитацию прозрения, которой научил Будда. Если они дойдут до джханы, относящейся к сфере ни-восприятия, ни не-восприятия, то они сами на собственном опыте поймут разницу между джхановым состоянием Мира Без Форм и ниббаной, где подобное состояние становится избыточным. Глупо отвергать джхану и ниббану без какого-либо практического опыта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: