Отсутствие ума и материи в ниббане




В ниббане нет таких вещей как ум или сопутствующие факторы ума, которые имеют место в мире чувств и мире Форм. Естественным образом следует, что ум и материя, принадлежащие 31 сфере существования, полностью отсутствуют в ниббане. Однако некоторые любят заявлять, что после париниббаны Будды и Архаты обретают особый вид ума и материи в ниббане. Такое чрезмерное умствование характерно для тех, кто не может отпустить своё эго.

На этот счёт один учёный Саядо сказал, что если в ниббане есть особый вид ума и материи, то там также должен быть особый вид перерождений, который порождает особые виды старости, болезней, смерти, а эти в свою очередь являются причиной особых видов страданий, стенаний, печали, отчаяния и боли. Когда учения ясным образом говорят о прекращении, не надо пытаться заглядывать ещё дальше и формулировать идею об особом виде сущестования. Прекращение указывает на ничто иное как на «ничто». Ниббана, которая не связана с умом и материей, не может быть связана ни с этим миром, ни с другими мирами.

Ниббана за пределами всех миров

В текстах сказано «найям локо, на паралоко», что означает «ни в этом мире, ни в других мирах». Когда нет материи, то не может быть концепции тьмы; и если нет концепции тьмы, то нет концепции света. Поэтому [сказано, что] в ниббане нет ни солнца, ни луны. Там, где новые тела не появляются, не может быть тьмы или света. Может возникнуть вопрос, может ли чувствующее существо достичь ниббаны также, как существа из низших миров приходят в мир людей, или существа из мира людей приходят в мир дэвов. В ниббане нет таких «перехождений». Обычно говорят, что Будды и Архаты «входят» в ниббану, и особенно, в анупадисеса ниббану (париниббану). Это не означает, что у них формируются новые совокупности, а наоборот, происходит отсечение потока ума и материи, которые порождают существование. Это полное прекращение совокупностей; и это прекращение и является ниббаной без остатка. Это не какое-то место, куда приходят существа из других миров.

Также из ниббаны никто не выпадает в различные миры существования. Существа с благой каммой уходят из мира людей и появляются в мире дэвов; а те из небесных обителей могут спуститься обратно, рождаясь на земле людьми. Существа с неблагой каммой могут отправиться в нижние миры. В ниббане нет таких «похождений».

В ниббане нет толпы

Часто спрашивают, существуют ли Будды и Архаты как индивидуальные сущности в ниббане. В ниббане нет толпы. Она не выстроена из особого вида ума и материи, и нельзя рассматривать её как гору, населённую существами, что простирается по небосводу, как земля или небесные миры.

Ниббана — это отсутствие смерти и рождений

В тридцать одной сфере существования существо рождается и умирает, потом рождается опять и опять умирает. В ниббане нет рождения и нет смерти. В мире дэвов и брахм рождение означает внезапное появление, а смерть означает внезапное исчезновение. Ниббана — это прекращение любых совокупностей. В таком прекращении нет ни появления, ни уничтожения.

Ниббана нигде не находится

Ниббана нигде не находится. Поэтому нельзя определить её месторасположение. Это ни здесь, ни там. Она не на небесах. В термине «намарупа» нама означает, что ум охватывает ниббану, но в этом контексте, это не означает, что ниббана — это ум или умственный фактор. Поэтому три аспекта сознания — возникновение, длительность, исчезновение — не существуют в ниббане. Только образно можно сказать, что ниббана находится в этом самом уме-и-теле.

В ниббане нет ума и материи

В этом теле ум и материя находятся в состоянии постоянной текучести и изменения, и потому мы говорим, что они текут, беспрерывно, подобно реке. Медитирующий, который достиг знания возникновения и исчезновения обусловленных вещей, знает, что ум и материя возникают в данный миг и в следующий миг уже исчезают. Когда практикующий развил знание беспристрастности, то он (или она) почувствует, что весь поток ума и материи перестал течь. Это угасание.

В ниббане нет объектов чувств

Когда нет ума, материи, сознания, факторов ума и т.д., то нет и объектов чувств. А когда нет объектов чувств, то нет возможности для возникновения умственных формаций, что могли бы начать выполнять свои соответствующие функции. Ниббана означает конец страданий. Поскольку в ней нет первичных элементов и нет ума и материи, всё прекращается, и это прекращение означает вечный покой. Все страдания заканчиваются.

Конец мира

Ниббана нигде не находится, но, если говорить образно, то она находится в теле Архата. Об этом упоминается в Рохитасса сутте в Саньютта и Ангуттара Никае. Когда Будда жил в монастыре Джетаваны в Саваттхи, к нему пришёл дэва по имени Рохитасса, и спросил: «Почтенный! Можно ли дойти до границы мира, где не было бы становления, старения, смерти и перерождения?»

Будда ответил на этот вопрос так:

«Друг! Я никогда не утверждал, что можно дойти до края мира, где не было бы ни становления, ни старения, ни смерти, ни перерождения. Я никогда не говорил, что таким образом можно достичь, реализовать и познать конец мира».

Рохитасса был очень доволен таким объяснением. В прошлом он был аскетом, обладавшим сверхъестественными способностями, за счёт которых он хотел дойти до края мира. Он шагал по вселенной — от одной планеты к другой, целый век, но так и не смог достичь желаемого. В конечном итоге он умер и родился дэвом в той же самой вселенной, в которой он странствовал, будучи могущественным аскетом. Однако он подразумевал материальную вселенную. Будда же отвечал, подразумевая круг страданий, который порождён потоком ума и материи. Только когда прекращается этот круг, можно достичь окончания мира.

Затем Будда продолжил:

«Друг, я не говорю о том, что все страдания закончатся, если не дойти конца мира, но я говорю (условно), что мир находится в этом самом теле, которое имеет ум и восприятие. Я также учу возникновению мира, прекращению мира и пути, ведущему к прекращению мира».

(паччавеккхана)

Если нельзя достичь края мира физическими усилиями, то можно это сделать через соответствующее знание, достигаемое через [медитативное] прозрение. Под словом «мир» Будда подразумевал страдания. Весь мир, который обусловлен потоком ума и материи, является миром страданий, за пределами которого лежит ниббана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: