Четыре Благородные Истины находятся в теле




Можно говорить о мире в этом самом теле. Это всё страдание, и потому это раскрывает истину страдания. Здесь также можно найти причину страдания, и это научит нас истине о возникновении страдания. В теле можно найти освобождение от страдания, и это научит нас истине о прекращении страдания. Поэтому все эти Четыре Благородные Истины могут быть открыты в теле существа, что принадлежит этой вселенной.

Вы не можете указать местоположение ниббаны. Прежде чем вступить в париниббану, Архаты всё ещё несут тяжкий груз совокупностей, которые прекращаются после их париниббаны. Можно сказать, что это прекращение наступает внутри тела Архата. Поэтому мы условно говорим о существовании ниббаны внутри наших тел, совокупностей. Однако, с точки зрения Абхидхаммы, ниббана не находится в теле. Вот почему в текстах Уданы она описывается как «аппатиттхам», что означает «нет места, куда можно было бы встать».

Вселенная внутри

Истина страдания относится к страдательности пяти совокупностей цепляния, которое возникает в чувственных опорах, когда объект попадает в зону обозрения чувств. Когда вы смотрите на что-то, глаз получает изображение объекта через дверь-глаза, и контакт между объектом и этой чувственной опорой даёт вам знание о том, что вы увидели этот объект. Этот феномен видения достаточно очевиден. Вы знаете, что у вас есть глаза, и чувствуете, что вы полностью владеете ими. Вы, как видящий, существуете. Объект, который вы видите, чёткий и приятен вашему уму. Точно также вы можете проанализировать феномен слуха, вкуса и т.д. Как только что-то из этого возникает, развивается цепляние к наблюдаемому чувственному объекту. Когда вы видите человека, вы распознаёте его как мужчину или женщину, и черты этого человека представляются вам как приятные. Вы мгновенно цепляетесь к нему или к ней. Ваш глаз и объект глаза составляют совокупность цепляния к форме или к материи.

Когда вы узнаёте то, что вы видите, знайте, что теперь действует сознание, и формируется совокупность цепляния к сознанию. Вы увидели объект, и внутри вас возникают приятные или неприятные чувства. Так вы развиваете совокупность цепляния к чувству. Обычно вы замечаете то, что видите, поэтому вы можете вспомнить это, если в этом будет надобность. Вы развили восприятие и теперь у вас есть цепляние к совокупности восприятия. Затем у вас есть волевые действия, которые происходят внутри вашего ума в отношении благих или неблагих действий, которые вы совершаете. Такие состояния ума лежат вне зоны чувств и восприятия, и создают умственные формации, к которым вы также цепляетесь. Так появляется совокупность цепляния к умственным формациям. И таким образом за счёт этого акта видения, слуха и так далее, возникли все пять совокупностей цепляния.

Эти совокупности постоянно возникают в нас, но их возникновение происходит так быстро, что мы едва замечаем это. В основном мы не можем поймать момент, когда происходит этот феномен. Однако с развитием внимательности мы можем замечать возникновение и исчезновение совокупностей цепляния, и таким образом, можем увидеть тот факт, что этот постоянно изменяющийся поток крайне неудовлетворительный, и это страдание.

Эти пять совокупностей цепляния формируют вашу вселенную. Они раскрывают истину страдания. Обычный человек не может заметить процесс видения таким, какой он есть на самом деле, и потому не может ухватить подлинную природу феномена, как только этот феномен возникает. Он или она думает, что видение — это приятно, и принимает страдание за удовольствие, и таким образом развивается пристрастие к удовольствию. Эта жажда со временем становится сильной и возникает привязанность.

Когда он или она делает попытку насытить свою жажду, то возникают формации. Таким образом, теперь в игру вступают умственные формации. Из-за действия формаций умирающий человек видит в своём уме собственные прошлые действия (камма), и видения этих действий (камма-нимитта), а также «знаки [дальнейшей] участи» (гати-нимитта). Ум ухватывает эти объекты благодаря цеплянию. Это похоже на утопающего, который хватался бы за любой плавучий предмет на поверхности воды. Умирающий таким же образом хватается за объект ума. Затем происходит сознание смерти и он или она оставляет совокупности позади и это сознание ретируется в прошлое.

Однако, из-за того, что цепляние в уме не было уничтожено, объект ума сознания смерти прошлого существования влияет на сознание перерождения, которое происходит уже в новом существовании. Так начинается новая жизнь с новым сознанием и это связывает прошлое с настоящим. Поэтому этот тип сознания и называется «перерождающим». Далее следует умственное содержимое фактора жизни. Когда происходит сознание, то за ним следуют и умственные формации. Затем в зависимости от них возникают и материальные феномены. Если жажда не отсечена, то эти умственные и материальные феномены продолжают формироваться бесконечно долго, пока длится сансара. Поэтому жажда является причиной, которая создаёт эту вселенную, и поскольку эта вселенная — это груда страданий, она несёт в себе истину причины страдания, и у каждого есть возможность увидеть эту истину.

Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание — это всё факторы страдания, и в этом отношении жажда становится причиной. По этой причине нам нравится видеть, слышать, пробовать на вкус, нюхать и трогать, и страдание возникает вновь. Это истины страдания и причины страдания.

Источник: www.aimwell.org.
© 2009 Перевод с английского: SV. Сайт питерской общины южного буддизма - Тхеравада.ру.

© 2010 Издание "Буддийского Просветительского Содружества", сайт "Колесо Дхаммы".

Условия использования: Только для бесплатного некоммерческого распространения. Разрешается копирование и размещение единичных материалов в Интернете в неизменном виде при условии, что все копии должны содержать это примечание, копирайты и ссылку на этот источник. В остальном все права сохранены.

Как сослаться на этот источник (предлагаемый вариант): Махаси Саядо: "О природе Ниббаны". Колесо Дхаммы, 2010, https://dhamma.ru/lib/authors/mahasi/nibbana.html.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: