Дидактические игры по формированию математических представлений




Игры Содержание
1. Игры с цифрами и числами («Количество и счет») «Считай не ошибись!» Цель: Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете. Оборудование: Мяч. Ход: Перед началом игры детям сообщается в каком порядке они будут считать (в прямом или обратном). Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большому количеству детей принять в ней участие. «Кто быстрее» Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд, находить предыдущее и последующее число. Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание. Оборудование: Карточки с цифрами. Ход: Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором рубашкой кверху лежат карточки с цифрами. В зависимости от количества детей в командах числа на карточках могут быть такими: 1,3,5,7- у одной команды и 2,4,6,8 - у другой команды (либо 1,2,3,5,6,7 и т.п.). По сигналу воспитателя дети каждой команды должны построиться по порядку. Команды могут располагаться напротив друг друга. Каждой команде задается вопрос: -Каких чисел не хватает в другой команде? -Почему вы считаете, что не хватает, например числа 4? (Потому что за числом 3, идет 4, либо потому что между числами 3 и 5 должно стоять число 4, либо перед числом 5 должно стоять число 4). «Разложи лекарства» Цель: Закрепить порядковый и количественный счет до (например 8), закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи. Оборудование: Фигуры разной формы, цвета и размера. Ход: Дети садятся за столы, на которых для каждого имеются геометрические фигуры, лежащие вперемешку. Воспитатель рассказывает, что девочка, которая любит играть в больницу, поручила детям выдать больным куклам таблетки. Воспитатель, показывает детям карточку с цифрой 4, говорит: -Возьмите вот столько не желтых таблеток. Дети выбирают 4 фигуры желтого цвета, но разной формы. Воспитатель показывает карточку с цифрой 7, говорит: -Возьмите столько же не квадратных таблеток. Дети выбирают 7 фигур разного цвета и разной формы. Воспитателем могут задаваться вопросы следующего содержания: -Сколько всего кукол- пациентов находиться в больнице, если каждой кукле доктор прописал по 1 таблетке? (показывает цифру 8) -Сколько таблеток треугольной формы надо для 3 больных кукол?
2. Игры путешествие во времени («Ориентировка во времени») «Живая неделя» Цель: Закрепление названий дней недели и их последовательности. Оборудование: Кружки разного цвета (цвета радуги). Ход: Для игры к доске вызываются 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. «Было-будет» Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени. Ход: Дети слушают стихотворение и определяют, о чем в нем говорится словами было или будет. 1.Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой… (было) 2.Уронили мишку на пол,- Оторвали мишке лапу….(было) 3.На улице две курицы С петухом дерутся, Две маленькие девочки Смотрят и смеются….(есть) Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет. Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было). Завтра у нас будет елка. И т.д.
3. Игры на ориентирование в пространстве «Продавцы» Цель: Закрепить знания о свойствах предметов. Закрепить знания о направлениях «право», «лево». Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и размера. На доске нарисованы полки магазина. Ход: На столах детей наборы геометрических фигур. «В магазин завезли товар и продавцам нужно расставить его на полках так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар. -На полку справа поставьте желтые предметы, на полку слева-красные. -Назовите все, что поставили на полку справа (слева). -На верхнюю полку поставьте большой квадрат, слева от него большой круг, справа - большой треугольник. Детям даются разные задания расстановки фигур используя слова «право», «лево». «Соседи» Цель: Закрепить пространственные представления. Оборудование: Рисунок 3-х этажного дома, по 3 окна на каждом этаже. Изображения 9 сказочных героев на магнитах. Ход: Крокодил Гена и Чебурашка построили дом для друзей, помогите им найти свои квартиры. -Незнайка живет в квартире, которая находится на 2 этаже в центре. Дети находят окно и прикладывают изображение Незнайки к окну. -Красная шапочка живет в квартире над квартирой Незнайки. -Винни Пух - в квартире под квартирой Незнайки. -Пятачок - слева от Винни Пуха. И т.д. Пока не заполнятся все квартиры. «Сделай коврик цветным» Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (на листе). Оборудование: Прямоугольный лист бумаги, на котором нарисованы контуры геометрических фигур в углах и в центре. Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами будем раскрашивать коврик. Фигуру, которая нарисована в правом верхнем углу раскрасить красным цветом; фигуру, в левом нижнем углу раскрасить желтым цветом; фигуру, в правом нижнем углу раскрасить синим цветом; фигуру, в центре - зеленым; фигуру, в левом верхнем углу - оранжевым цветом. 2 вариант - рисование фигур на чистом листе по заданию воспитателя. «Найди игрушку» Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве по заданию. Оборудование: Письмо от Карлсона с инструкциями, игрушки. Ход: Воспитатель: Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетел Карлсон и принес подарок. Но он любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти. Далее воспитатель читает инструкции из письма. «Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо и т.д.» Дети выполняют задание и находят игрушку. Игра может усложняться тем, что в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.
4. Игры с геометричес-кими фигурами «Геометрическая мозаика» Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения. Оборудование: Наборы фигур. Ход: Дети делятся на команды в соответствии с уровнем умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: -Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу) -Работа по условию (собрать фигуру человека) -Работа по собственному замыслу. Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. «Разложи по коробкам» Цель: Повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки. Оборудование: Коробочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Карточки с нарисованными предметами. Ход: Детям раздаются карточки с нарисованными предметами. Дети определяют форму предмета и кладут карточку в коробку с подходящей фигурой.
5. Величина «Сок на завтрак» Цель: Закрепить сравнение предметов по высоте, закреплять умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила. Оборудование: Столбики разной высоты и цвета (стаканы сока). 2 одинаковых круга (подносы) Ход: В детском саду готовят завтрак, наливают сок в стаканы. Например: красный - морковный, желтый - апельсиновый, зеленый- яблочный, синий- сливовый. Воспитатель просит поставить стаканы на 2 подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком. -Как вы будете это делать? Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм: -Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан - на другой поднос. -Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой) -Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота) -Как будем сравнивать стаканы по высоте? (поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край, если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте).

 

Литература:

  1. Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
  2. Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007
  3. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с Общим недоразвитием речи» СПб, «Детство-пресс» 2003
  4. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993
  5. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
  6. Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина «И учеба, и игра: математика», Ярославль, 1997.
  7. Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
  8. Л.Н. Зырянова, Т.В. Лужбина «Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях» Ростов-на-Дону «Феникс»2012
  9. Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: