Образцов Василий Парменович




Иустин Евдокимович Дядьковский Клиническая система И. Е. Дядьковского была событием большого значения. И. Т. Глебов писал, что это учение «должно быть отнесено к числу таких явлений в исторической науке, которые невольно возбуждают удивление». Известный историк медицины Л. Ф. Змеев, высоко оценивая достижения Дядьковского, называл его «мощным талантом русской медицины». И действительно, нельзя не согласиться с самыми высокими оценками этого деятеля отечественной науки, патриота и демократа, человека, по' выражению Т. В. Кудрявцева, «больше других в свое время ученого». Выходец из простого народа, он силой незаурядного таланта и непреклонной воли сумел пробиться в годы николаевской реакции к вершинам науки. Нельзя, однако, забывать и о том, что Дядьковский не достиг бы таких исключительных успехов, если бы еще во второй половине XVIII столетия ученик Ломоносова С. Г. Зыбелин не заложил прочного фундамента научной медицины и не сформулировал первоочередных задач клиники. Большое значение для творческого роста Дядьковского имело знакомство с основами научного мировоззрения Е. О. Мухина, с его учением о стимулах, влияющих на жизнепроявления организма, и с его мыслями о преобладающем влиянии нервной системы. Материалистические воззрения Дядьковского развивались и укреплялись в борьбе с консервативными, идеалистическими врачебными учениями Запада. Основным достижением Дядьковского было то, что уже в начале XIX века он материалистически объяснял болезненные явления. Он понимал важность как еще не изученных внешних влияний космического порядка, так и всей суммы особенностей жизни больного, который связаны с его бытом, профессией, поведением, питанием и пр. Дядьковский не раз обращал снимание на то, что без точного знания химического состава живого вещества трудно понимать изменения, которые происходят в больном организме, а еще труднее лечить их. Ввиду такой новой для того времени точки зрения на организм как неразрывную часть окружающего мира возникла необходимость коренной перестройки системы обследования больного и открылись большие возможности для углубленного изучения этиологических факторов. Другой основной заслугой И. Е. Дядьковского было то, что он боролся за изгнание всяческой метафизики из медицины и доказывал, что все неясное в науке о человеке существует только в силу несовершенства нашего знания. Он отвергал понятие «жизненной силы» и стремление некоторых ученых утвердить в науке идеалистическое положение «Omne vivum e vivo», сформулированное еще в XVI веке и известное как принцип Реди. Весьма важно было деление И. Е. Дядьковским болезней и симптомов на динамические и материальные. Этим делением он выбивал почву из-под ног у врачей-метафизиков, пытавшихся, ссылаясь на болезни, при которых не было явных материальных изменений в организме, строить фантастические, далекие от какой бы то ни было науки, гипотезы. В течение 20 лет в студенческих аудиториях Дядьковский доказывал необходимость изучения естественных наук и вредность, ненужность отвлеченной философии. Он напоминал, что без изучения природы не может быть никаких успехов ни в технологии, ни в сельском хозяйстве, ни тем более в медицине. «Каких ни причиняло зол человечеству, - восклицал он, - то суетное и мечтательное созерцание человека, которое обыкновенно называют философическим». Третьей основной заслугой Дядьковского было то, что он изучал больной и здоровый организм, исходя из факта преобладающего значения нервной системы. Как терапевт Дядьковский все свои методы лечения применял, исходя из возможности повлиять на заболевший организм в первую очередь через нервные пути. Важно отметить, что и на психические болезни он смотрел глазами материалиста и указывал, что только несовершенство науки и методов исследования не позволяет находить материальные изменения в структуре мозга. И. Е. Дядьковский никогда не был кабинетным ученым. Общественник и демократ, он всегда одним из первых шел туда, где нуждались в его помощи. В 1812 г. он добровольно пошел в ополчение, лечил раненых в Бородинском сражении; в 1813 г. он боролся с эпидемией тифа в Верее. В 1830 г. вместе с М. Я. Мудровым Дядьковский возглавил борьбу с холерой. Любимец молодежи, он учил ее, как надо бороться за самобытную передовую научную мысль. Почти 20 лет Дядьковский руководил кафедрой общей патологии и терапии в Московской медико-хирургической академии и несколько лет той же кафедрой в Московском университете. В 1836 г. за материализм и атеизм Дядьковский был отстранен от профессорской деятельности. Известность И. Е. Дядьковского как врача-мыслителя и общественного деятеля была велика. Лучшие люди страны признавали его научные достижения. Гоголь, Станкевич, Чаадаев, Варламов, Мочалов, Белинский, Герцен, Пассек, Лермонтов и многие другие в той или иной мере были связаны с И. Е. Дядьковский. В результате деятельности И. Е Дядьковского русская врачебная мысль получила возможность с еще большим успехом продолжать развитие подлинно научной материалистической медицины. Дядьковский близок нашей эпохе не только своей тематикой, общим направлением своего научного и философского творчества. Он близок нам, прежде всего тем, что вел борьбу с консервативными концепциями в науке. Известен большой критический дар Дядьковского. Но этот критицизм он применял прежде всего, к самому себе. В результате изучения творчества И. Ё. Дядьковского оказывается несомненным, что он был тем центром, где пересекались передовые достижения русской медицины и биологии первой половины XIX века с материалистическими научно-философскими течениями эпохи.

 

11. Захарьин, Григорий Антонович

(1829 — 23 дек. 1897) — рус. врач-терапевт, почетный чл. Петербург. АН (с 1885). В 1852 окончил Моск. ун-т и был оставлен при факультетской терапевтич. клинике в качестве ординатора. В 1854 З. защитил докторскую дисс. "Учение о послеродовых заболеваниях" и был командирован в Берлин и Париж. где работал в лабораториях Р. Вирхова, К. Бернара и др. В 1859 вернулся в Москву и начал читать в Моск. ун-те курс семиотики. В 1860 назначен адъюнктом, в 1869 — проф. и дир. факультетской терапевтич. клиники Моск. ун-та. Консервативные общественно-политич. взгляды в последние годы жизни З. привели к изоляции его от прогрессивных ученых и студенчества, в результате чего он в 1896 покинул ун-т.

В своих трудах и клинич. деятельности З. придавал решающее значение взаимосвязи человека с окружающей средой. Стремился выяснить причины и развитие болезни, установить, какие изменения и в каких именно органах произошли в результате заболевания. В соответствии с таким пониманием патологич. процесса З. предложил новые методы диагностики и лечения, прочно вошедшие в современную терапию. З. разработал оригинальный метод опроса больного (т. е. анамнез). Сочетание опроса с другими методами исследования позволило З. с большой точностью выявлять анатомич. изменения в организме больного. Наряду с этим З. использовал также лабораторные и технич. методы исследования, рассматривая их как вспомогательные. В основу своих методов лечения З. положил принцип — лечить больного человека, а не болезнь к.-л. органа. Лечение он понимал как комплекс мероприятий: гигиенич. образ жизни, климатотерапия, диетотерапия и медикаментозная помощь. Он подчеркивал решающее значение сугубой индивидуализации терапевтич. мероприятий. З. дал научное обоснование лечебного действия минеральных вод, гидротерапевтич. процедур и др. методов физиотерапии; ввел в практику кумысолечение и лечение минеральными водами, одним из первых дал их классификацию, определил показания и противопоказания к их применению при различных заболеваниях; впервые применил каломель при заболеваниях печени и желчных путей. З. разработал ряд проблем, имеющих важнейшее значение для практич. медицины. Он создал клинич. симптоматику сифилиса сердца и легких. Много нового внес в учение о туберкулезе, выделил основные клинич. формы туберкулеза легких. Разрабатывал вопрос о зонах повышенной чувствительности кожи при заболеваниях внутренних органов. З. дал оригинальную теорию особой формы хронич. малокровия — хлороза, к-рая объясняет это заболевание эндокринным расстройством, связанным с изменениями нервной системы.

З. известен также как реформатор высшего медицинского образования. По его инициативе было проведено разделение клинич. дисциплин и организованы первые самостоятельные клиники детских, кожно-венерич., гинекологич. болезней и болезней уха, горла и носа. З. основал моск. терапевтич. школу, воспитал многочисленных учеников и последователей (Н. Ф. Филатов, В. Ф. Снегирев, А. Я. Кожевников, А. А. Остроумов и др.).

12. Боткин, Сергей Петрович

(1832—1889) — выдающийся клиницист в области внутренних болезней. Род. в Москве. В 1850 поступил на медицинский факультет Московского ун-та. Наибольшее влияние на Б. в университете оказал профессор Ф. Иноземцев, привлекавший молодежь своим критическим отношением к медицинским теориям, считавшимся тогда непоколебимыми. По окончании ун-та (в 1855) Б. короткое время пробыл на войне, работая в Симферополе. Вскоре после того Б. уехал за границу, где до 1860 работал под руководством крупнейших представителей медицинской мысли того времени — Вирхова, Людвига, Клода Бернара, Гоппе Зейлера, Траубе и др. В 1860 Б. был приглашен Петербургской медико-хирургической академией (впоследствии Военно-медицинская академия) на должность адъюнкта терапевтической клиники; по защите докторской диссертации "О всасывании жиров в кишечнике" перешел в 1862 на должность профессора той же клиники. Здесь он и работал до конца жизни. С самого начала своей деятельности Б. с жаром отдался переустройству клиники по западноевропейскому типу: устроил первую в России клиническую лабораторию, открыл также впервые клинический амбулаторный прием больных и создал из своей клиники центр научной работы, собирая вокруг себя молодых врачей, из которых многие впоследствии стали первоклассными учеными (Н. А. Виноградов, В. А. Манассеин, Ю. П. Чудновский, И. П. Павлов, М. В. Яновский, Н. Я. Чистович, M. M. Волков и др.). В своей научно-исследовательской и педагогической деятельности Б. проводил идеи, воспринятые им от его западноевропейских учителей, гл. обр., от Вирхова и Клода Бернара. Подобно им, он противопоставлял естественно-научное изучение больного как отвлеченным, не основанным на эксперименте, теориям, так и грубому эмпиризму своих предшественников и многих современников. — В течение всей своей жизни Б. проводил взгляд на практическую медицину как на естественную науку: "Приемы, употребляемые в практике исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приемами естествоиспытателя, основывающего свое заключение на возможно большем количестве строго и научно наблюдаемых фактов" (1862, вступительная лекция). И уже под конец жизни (1886) он снова говорит: "Знание физики, химии, естественных наук, при возможно широком общем образовании, составляет наилучшую подготовительную школу в изучении научной практической медицины". Поэтому для Б. "уменье применять естествоведение к отдельным случаям и составляет собственно искусство лечить". Главнейшая заслуга Б. состоит в том, что он впервые в истории рус. медицины отчетливо определил естественно-научные основы клинической медицины. В этом именно направлении развивалась научная деятельность Б. и его школы. Общественной деятельностью Б. занимался мало, и только к концу жизни он отдал ей некоторую дань. Будучи в 1881—89 гласным Петербургской городской думы, он в качестве попечителя городских больниц, принимал участие в работах по их устройству и улучшению, применяя свой клинический опыт. В 1886 Б. был назначен председателем образованной при Медицинском совете правительственной комиссии по улучшению санитарного состояния и уменьшению смертности в России, но в этой роли ничем себя не проявил. Круг вопросов клиники внутренних болезней, разрабатывавшихся Б., очень обширен, но особенно значительны и в научном отношении интересны его теории в области желчно-каменной болезни, катаральной желтухи, брюшного тифа, болезней сердца и расстройств кровообращения. Литературное наследство Б. невелико по объему и состоит, кроме немногочисленных журнальных статей, в его классическом "Курсе клиники внутренних болезней" (3 тома, изд. 1867—75), "Клинических лекциях" и содержащих изложение основных его воззрений "Общих основаниях клинической медицины". Б. был также основателем, редактором и деятельным сотрудником двух оставивших глубокий след в рус. медицинской литературе периодических изданий: "Архив Клиники внутренних болезней проф. Боткина" (с 1862) и "Еженедельная Клиническая Газета" (с 1881), в которых печатались лучшие работы учеников его школы. Общественные взгляды Б. не отличались определенностью, и, напр., в таком историческом документе, как "Письма из Болгарии" (1877), он не идет дальше бледной и случайной критики отдельных проявлений тогдашней военной действительности.

13. Остроумов, Алексей Александрович

[27 дек. 1844 (8 янв. 1845) — 11 июля 1908] — рус. клиницист-терапевт. В 1871 окончил Моск. ун-т и работал в клинике, возглавляемой Г. А. Захарьиным. В 1879 — 1903 — проф. Моск. ун-та. Первые работы О. носили экспериментально-физиологич. характер. Им было впервые доказано клапанное происхождение первого тона сердца (дисс. 1873). Другими исследованиями показано существование в стенках сосудов как сосудосуживающих, так и сосудорасширяющих нервов (1876); установлен неврогенный характер отеков (1879) и потоотделения (1876).

О. указывал на возможность возникновения морфологич. изменений под влиянием расстройств нервной системы, придавал большое значение влиянию психики на состояние организма, отрицал соответствие анатомич. нарушений функциональным изменениям и утверждал, что тяжесть заболевания определяется не морфологич. изменениями, а состоянием нервной системы. Разработал принцип лечения болезней, особое внимание обращал на комплексную терапию, повышающую сопротивляемость организма, а также на бытовые условия и условия труда; создал стройную систему функциональных методов исследования. Активно внедрял физиотерапию в клинику, популяризировал климатотерапию и курортное лечение. О. был прогрессивным ученым, отстаивал идеи единства и целостности организма, единства организма и внешней среды. Признавал изменчивость организма под влиянием внешних условий, а также передачу по наследству признаков и свойств, приобретаемых организмом в процессе взаимодействия его с окружающей средой. О. осуждал реакционное антропометрич. толкование вопроса о конституции человека и рассматривал ее как состояние организма, способное изменяться в процессе его жизнедеятельности. Именем О. названа одна из крупнейших больниц в Москве.

Образцов Василий Парменович

Образцов Василий Парменович [1(13).1.1849 (по др. сведениям, 1851), Грязовец, ныне Вологодской области (по др. сведениям, Вологда), — 14.12.1920, Киев], русский терапевт. Окончил (1875) Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1877—78 принимал участие в качестве полкового врача в русско-турецкой войне. С 1893 профессор Киевского университета. О. и его ученик Н. Д. Стражесковпервые (1910) четко описали клиническую картину инфаркта миокарда. О. разработал методы глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости (1887), выстукивания грудной клетки непосредственно одним пальцем (1910). Доказал преимущество непосредственного выслушивания ухом при выявлении ряда звуковых изменений деятельности сердца, внёс много нового в учение о механизме раздвоения тонов сердца и ритма галопа. Выделил энтериты как самостоятельную клиническую форму (1895), усовершенствовал диагностику ряда заболеваний органов пищеварения. Создал крупную терапевтическую школу, среди представителей которой: М. М. Губергриц, Ф. А. Удинцов, В. Н. Иванов и др.

15. Степан Фомич Хотовицкий

Родился в 1796 году (по другим данным, в 1794) в селе Красилов Староконстантиновского уезда Волынской губернии (ныне город в в Хмельницкой области). В 1817 годуокончил петербургскую Медико-хирургическую академию и был командирован за границу и посетил Вену, Париж, Гёттинген, Эдинбург и Лондон.

В 1822 году назначен адъюнкт-профессором Медико-хирургической академии по кафедре акушерства, судебной медицины и медицинской полиции и вскоре за тем принял на себя также обязанности ординатора в госпитале.

В 1823 году защитил диссертацию на степени доктора медицины под заглавием: «Paedo gynaicoiatrices synoptica expositio evolutioni et revolutioni vitae superstructa».

Вскоре был командирован в Астрахань для изучения там холеры. Восемь лет спустя, во время холерной эпидемии, охватившей всю Россию, он принимал деятельное участие в работах холерного комитета. Плодом этих занятий явились две монографии: «О Санкт-Петербургской язве» (1831) и «О холере» (1832), из которых последняя заключала в себе историю холеры.

В начале 1830-х же годов Степан Хотовицкий, замещая профессора С. А. Горлова, временно занимал в академии кафедру акушерства, женских и детских болезней и в продолжение 5 лет (с 1828 по 1833 год), исполнял обязанности петербургского городского акушера.

В 1832 году избран ординарным профессором.

С 1835 по 1839 год состоял редактором «Военно-медицинского журнала» и поместил в нём много статей по общественной гигиене.

Первым среди русских учёных с 1836 года читал полный курс детских болезней в Медико-хирургической академии.

Перевёл Каруса: «Учебная книга гинекологии» (Санкт-Петербург, 1833—1836), учебник теоретической хирургии Купера: «Чтения о начальных практических основаниях хирургии» (Санкт-Петербург, 1836), по поручению Святейшего Синода составил учебник «Народно-врачебное наставление для духовных училищ» (1844, 10-е издание, 1863). Фундаментальный труд Хотовицкого «Педиятрика» (1847) — первое в России руководство по педиатрии.

В 1842 году избран академиком. С 1843 года — заслуженный профессор.

До 1847 года состоял ординарным профессором гинекологии и акушерства в Медико-хирургической академии.

Умер в Санкт-Петербурге 30 марта (11 апреля) 1885 года.

В 2008 году в честь С. Ф. Хотовицкого была названа улица в Красилове[1].

Труды

«Жизненные припасы в медико-полицейском отношении» («Военно-медицинский журнал», 1829 и 1830 годы), «Менструация и ее болезни» («Военно-медицинский журнал», 1830, часть 16), «О сибирской язве» (1831), «О холере» (1832), «Смерть в судебно-медицинском и медико-полицейском отношениях» (ib., 1833—1836), «Венерическая болезнь у новорождённого» (ib., 1834, часть 24), «Детская одышка» (ib., 1838, часть 31), «Врачебно-народное наставления для духовных училищ» (1844), «Педиятрика» (1847)

 

16. Филатов, Нил Федорович

(4 апр. 1847 — 26 янв. 1902) — рус. педиатр, один из основоположников педиатрии в России. По окончании Моск. ун-та (1896) работал земским врачом (1870—71). С 1877 и до конца жизни врачебная и педагогич. деятельность Ф. была связана с Моск. ун-том (первоначально — приват-доцент, с 1891 — проф.); одновременно (1875—91) был ординатором детской больницы в Москве, ныне носящей его имя. Тонкий наблюдатель и диагност, Ф. значительно продвинул изучение детских болезней. Он разрабатывал вопросы, связанные с нервными заболеваниями у детей и острыми детскими заразными болезнями, гл. обр. скарлатиной, корью, ветряной оспой, дифтерией; способствовал широкому внедрению в клинику и практику земских врачей только что открытой противодифтерийной сыворотки. В 1885 впервые описал острую инфекционную болезнь у детей — скарлатинозную краснуху, и неизвестное до того времени заболевание — идиопатич. воспаление шейных лимфатич. желез; в 1895 впервые описал отрубевидное шелушение эпителия слизистых губ и щек — ранний диагностич. признак кори, носящий название симптома Филатова — Коплика. Автор оригинальных руководств и монографий, на к-рых воспитывались многие поколения врачей. Был одним из организаторов и первым пред. (1892—1902) Об-ва детских врачей в Москве. Совм. с Г. Н. Габричевским принимал участие в организации первой городской станции для бактериологич. исследования на дифтерию, разработал систему учета эффективности лечения этой болезни сывороткой.

17. Николай Петрович Гундобин

(15 сент. 1860 — 1908) — рус. врач-педиатр. В 1885 окончил Моск. ун-т и был оставлен ординатором в клинике детских болезней. В 1888 переехал в Петербург. где работал в лаборатории клиники С. П. Боткина. В 1897 занял кафедру детских болезней в Военно-мед. академии. Г. поставил своей задачей обосновать педиатрич. деятельность точным знанием анатомо-физиологич. особенностей детского организма. В 1906 опубл. капитальный труд "Особенности детского возраста. Основные факты к изучению детских болезней" (результат работы Г. и его многочисленных учеников), к-рый в течение многих лет служил осн. руководством по педиатрии, представляя передовое научное течение в области охраны здоровья детей как в России, так и за ее пределами. В своих работах Г. подчеркивал необходимость связи педиатрии с педагогикой. Он утверждал, что каждый детский врач должен быть воспитателем. Г. был одним из основателей (вместе с Н. А. Русских) "Союза борьбы с детской смертностью в России", председателем школьного отдела "Общества охранения народного здравия".

18. Раухфус Карл Андреевич (1835-1915) — выдающийся отечественный педиатр, был первым в России детским патологоанатомом; первым в России отоларингологом (создал гортанное зеркало и еще 17 усовершенствований для диагностики и лечения ЛОР-патологии); первым в России детским кардиологом, так как уже его докторская диссертация была посвящена врожденным порокам сердца у детей, и в дальнейшем его больница была местом оказания наиболее квалифицированной помощи детям с врожденными пороками сердца; первым из творцов отечественной системы образования и воспитания педиатрических кадров (врачей — первый ввел институт врачей-ассистентов, фельдшериц, нянь), воспитавшим целую плеяду крупных русских педиатров.
Гундобин Николай Петрович (1860-1907) — ученик Н. А. Тольского и Н.И. Быстрова, профессор и заведующий кафедрой детских болезней, по праву считают основоположником русской научной педиатрии, ибо за 11 лет руководства Н. П. Гундобиным кафедрой детских болезней на ней выполнено 112 докторских диссертаций, обобщенных им в капитальном труде «Особенности детского возраста».

Соколов Дмитрий Александрович (1861-1915) — ученик Н. И. Быстрова, организатор и первый заведующий педиатрической кафедры и Клиники (1900 г.) Женского медицинского института (ныне Санкт-петербургский медицинский университет имени И. П. Павлова), первый главный врач крупнейшей в начале прошлого века (1904-1907 гг.) в Петербурге и России городской детской больницы (400 коек), на базе которой в 1925 г. был открыт первый и стране Ленинградский Педиатрический медицинский институт.
Красногорский Николай Иванович (1882-1961), академик АМН СССР — ученик И. П. Павлова, плодотворно применившего для исследования становления высшей нервной деятельности у ребенка методики и принципы И. П. Павлова; предложившего диету для лечения детей с ночным энурезом (диета Красногорского), капсулу для сбора слюны (капсула Красногорского);

Тольский Николай Алексеевич [19(31).1.1832, Липецк, — 3(15).2.1891, Москва], русский врач, один из основоположников педиатрии в России. В 1853 окончил медицинский факультет Московского университета. С 1873 профессор кафедры акушерства, женских и детских болезней и одновременно (1880—81) декан медицинского факультета там же; ввёл специальный курс женских болезней и организовал первое гинекологическое отделение. По инициативе Т. была создана (1866) первая детская клиника Московского университета на базе терапевтической клиники Г. А. Захарьина, организована самостоятельная кафедра детских болезней (1888), построено специальное здание детской клиники с инфекционными бараками (1890—91). Т. реорганизовал преподавание курса детских болезней, в частности включил в программу эмбриологию и сведения о «главнейших уклонениях от нормы развития плода». Среди учеников Т. — Н. П. Гундобин, Н. Ф. Филатов, В. Ф. Снегирев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: