Механизм реализации мероприятий




 

Рассмотрим программу «Социальная поддержка населения Кузбасса» на 2015-2017 годы.

Государственная программа включает 4 подпрограммы, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение цели.

Срок реализации программы: 2015-2017 г.

Исполнители программы: Администрация Кемеровской области; департамент социальной защиты населения Кемеровской области; департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области; департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Государственной программы и решение программных задач:

- подпрограмма «Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;

- подпрограмма «Развитие социального обслуживания населения»;

- подпрограмма «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на повышение качества жизни населения»;

- подпрограмма «Повышение эффективности управления системой социальной поддержки и социального обслуживания».

Для каждой подпрограммы сформулированы цели, задачи, целевые индикаторы, определены их целевые значения, составлен план мероприятий, реализация которых позволит достичь намеченных целей и решить соответствующие задачи.

Подпрограмма «Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» включает мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и направлена на организацию своевременного и в полном объеме обеспечения прав отдельных категорий граждан на меры социальной поддержки.

В рамках подпрограммы предусмотрена социальная поддержка в виде предоставления денежных выплат (единовременных и (или) ежемесячных пособий, компенсаций) и оказания поддержки в натуральном выражении (например, бесплатный (льготный) проезд) ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, инвалидам, пенсионерам, отдельным категориям многодетных и приемных матерей, малообеспеченным гражданам, семьям, имеющим детей и другим категориям граждан.

Также предусмотрена реализация мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, выплате ежемесячного денежного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью, и другие мероприятия, адресная реализация которых позволит повысить уровень доходов и социальной защищенности отдельных категорий граждан.

Подпрограмма «Развитие социального обслуживания населения» включает мероприятия по обеспечению деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям.

В рамках подпрограммы обеспечивается реализация основных направлений развития учреждений социального обслуживания, повышение качества и доступности социальных услуг, укрепление материально- технической базы учреждений, социальная поддержка работников учреждений социального обслуживания.

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессии планируется поэтапное повышение средней заработной платы социальных работников.

Подпрограмма «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на повышение качества жизни населения» разработана в целях повышения качества жизни, усиления социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в особом участии государства и общества.

Мероприятия подпрограммы предусматривают оказание единовременной адресной социальной помощи нуждающимся и социально незащищенным категориям граждан, семьям с детьми, создание доступной среды для реабилитации инвалидов, поддержку и стимулирование жизненной активности и здорового образа жизни пенсионеров и инвалидов, привлечение к реализации социальных проектов некоммерческих организаций.

Поскольку наиболее острыми проблемами граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются недостаток денежных средств на неотложные нужды (приобретение одежды, питание детей), на ремонт жилья; отсутствие жилых помещений; ослабленное здоровье; трудности в получении профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройстве, предоставление адресной помощи осуществляется им как в денежном, так и в натуральном выражении (в том числе в виде комнатных обогревателей, конвекторов, в виде обеспечения протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями и другое).

В целях стимулирования гражданской активности пожилых людей предусмотрено привлечение граждан пожилого возраста к участию в областных конкурсах «Социальная звезда», конкурсах, посвященных Международному дню пожилых людей, организации торжественных мероприятий, посвященных Международному дню пожилых людей, в том числе губернаторского приема. Данные мероприятия позволяют пожилым людям вести активный образ жизни, чувствовать себя нужными обществу и проявлять все больший интерес к жизни.

Определенное влияние на качество жизни граждан оказывает также уровень их информированности о системе социальной поддержки, мониторинг социально-экономического и правового положения отдельных категорий граждан, профессиональный уровень работников системы социального обслуживания.

В целях повышения информированности граждан о системе социальной поддержки предусмотрена организация информирования населения через различные средства массовой информации, проведение коллегий, областных обучающих семинаров, оказания методической и практической помощи населению.

В целях повышения профессионального уровня работников системы социального обслуживания и эффективной работы с населением предусмотрено проведение региональных конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии», «Слышать ребенка».

Подпрограмма «Повышение эффективности управления системой социальной поддержки и социального обслуживания» включает мероприятия, обеспечивающие выполнение исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции и уполномоченными органами местного самоуправления полномочий по реализации единой государственной социальной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения.

В рамках указанных полномочий предусмотрена реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания населения, разработка законодательных и иных нормативных правовых актов Кемеровской области, подготовка аналитических и прогнозных оценок, определение перспективных направлений и основных приоритетов развития, организация внедрения новых социальных технологий, организационное и методическое обеспечение развития системы социальной поддержки и социального обслуживания населения, управление государственной системой социальных служб Кемеровской области.

Ожидаемые конечные результаты программы:

Повышение уровня доходов и социальной защищенности граждан на основе расширения адресного принципа

предоставления мер социальной поддержки.

Удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения. Предоставление качественных социальных услуг, отвечающих современным требованиям социального обслуживания.

Обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Обеспечение поддержки и стимулирование жизненной активности пожилых людей. Обеспечение поддержки и содействия социальной реабилитации инвалидов.

Рост профессионального уровня работников учреждений социального обслуживания населения и решение вопроса кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания. Эффективная, качественная, стабильная работа системы социальной поддержки и социального обслуживания.

Таким образом, повышение уровня жизни населения, включая уровень оплаты труда и доходов населения, качество здравоохранения, образования и культуры, создание рабочих мест для населения должно стать основным приоритетом экономического развития Кемеровской области и служить основой социального прогресса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме уровня жизни населения, показал, что это многогранное и сложное понятие не может быть охарактеризовано одной конкретной категорией и включает в себя совокупность определений, отражающих народное благосостояние.

В настоящее время оценка уровня жизни основывается на широкой системе взаимосвязанных индикаторов, обеспечивающих комплексную и всестороннюю характеристику. Количественно оценить уровень жизни сложно в силу ряда причин. Во-первых, невозможность количественного определения степени удовлетворения потребностей человека. Во-вторых, существенное изменение уровня и качества жизни во времени и в пространстве. В силу действия этих причин для более точной оценки уровня жизни используются количественные, качественные и интегральные показатели. Поэтому как в теории, так и на практике разрабатывается и предлагается набор ориентирующих индикаторов, которые используются в качестве инструмента измерения степени влияния состояния экономики и экономических преобразований на уровень жизни населения.

Разработка методов управления уровнем жизни населения основана на оценке факторов, формирующих состояние экономики и экономического роста. Поскольку возможности удовлетворения потребностей людей определяются количеством и качеством ресурсов, имеющихся в государстве, постольку проявляется тесная взаимосвязь между развитием экономики, экономическим ростом и социальным прогрессом. Как состояние экономики и экономический рост влияют на уровень и качество жизни населения, так и наоборот.

Управление уровнем жизни населения с учетом региональной специфики должно осуществляться на основе тесной взаимосвязи экономической и социальной политик. Эта взаимосвязь обусловлена двумя обстоятельствами:

а) экономическая политика преследует цель регулирования деятельности людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста национального благосостояния;

б) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию материальных и духовных благ, условий жизни и развития членов общества исходя из принципов социальной справедливости.

Следовательно, что для одной политики является итогом, то для другой - исходным пунктом.

Эффективность регионального развития включает два аспекта: социальный и экономический. Социальный аспект состоит в подчинении целей экономического роста задачам социального развития. Экономический аспект состоит в обеспечении соответствия конечных результатов роста достижению целей социального развития и является материальной основой для улучшения качества жизни населения. Следовательно, во взаимосвязи конечных результатов функционирования экономики и роста реальных общественных потребностей (социальный аспект) должны преобладать экономические аспекты.

Развитие человеческого потенциала имеет более высокие показатели в тех странах, где государство принимает активное участие в управлении уровнем жизни населения. Главная задача управления уровнем жизни населения посредством экономической политики состоит в повышении жизненного уровня населения по сравнению со сложившимся.

Более-менее стабильным экономическим положением в настоящее время характеризуются те регионы России, которые своевременно разработали и последовательно проводят систему мероприятий по сохранению и развитию социальной сферы. Поэтому социальную политику в социальной рыночной экономике следует рассматривать как производную от экономической. Только при условии наличия прочной экономической базы социальная политика может стать гарантией защиты населения и эффективным рычагом управления уровнем жизни.

Проведенное исследование особенностей состояния уровня жизни населения Кемеровской области, его динамики, а также определяющих его социально-экономических факторов, позволяет сделать вывод о том, что в январе-сентябре 2015г. объем денежных доходов населения сложился в размере 499 млрд. рублей и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2014г. на 7,1%. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 329 млрд. рублей.

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительной оценке, в январе-сентябре 2015г. по сравнению с январем-сентябрем 2014г. снизились на 5,1%.

Величину прожиточного минимума в целом по Кемеровской области за третий квартал 2015 г. в расчете на душу населения составляет - 8861 рубль, для трудоспособного населения - 9410 рублей, пенсионеров - 7135 рублей, детей - 9173 рубля.

Проблемы, связанные с уровнем жизни населения города:

- дифференциация заработной платы по отраслям экономики: самый высокий уровень оплаты труда в финансовом секторе, самый низкий – по виду деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство»;

- низкий уровень заработной платы в организациях бюджетной сферы, который, несмотря на регулярное повышение тарифных ставок (окладов), составляет 53,6 % от оплаты труда в промышленности;

- в последние два года не растет доля оплаты труда (38,5 % - 38,3 %) в денежных доходах населения.

Проблемы, связанные с уровнем жизни населения:

- дифференциация заработной платы по отраслям экономики: самый высокий уровень оплаты труда в финансовом секторе, самый низкий – по виду деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство»;

- низкий уровень заработной платы в организациях бюджетной сферы, который, несмотря на регулярное повышение тарифных ставок (окладов), составляет 53,6 % от оплаты труда в промышленности;

- в последние два года не растет доля оплаты труда (38,5 % - 38,3 %) в денежных доходах населения.

Таким образом, определено выполнение следующих основных задач:

1. Реализация действующих мер адресной социальной поддержки населения в Кемеровской области (повышение адресности и целевой направленности предоставления мер социальной поддержки, рост доходов и социальной защищенности отдельных категорий граждан).

2. Обеспечение потребности граждан старших возрастов, инвалидов и семей с детьми - инвалидами в социальном обслуживании (сокращение очереди на получение социального обслуживания за счет оптимизации сети государственных учреждений, поддержки развития негосударственных учреждений социального обслуживания).

3. Повышение качества социальных услуг (соблюдение стандартов качества, нормативов жилой площади, расширение перечня социальных услуг).

4. Улучшение материального положения отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (усиление адресной поддержки нуждающихся граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, применение различных форм поддержки, стимулирующих граждан к выходу из трудной жизненной ситуации).

5. Поддержка и стимулирование жизненной активности пожилых людей (забота о старшем поколении, повышение заинтересованности и привлечение пожилых людей к активной жизни).

6. Повышение уровня социальной реабилитации инвалидов для преодоления ими ограничений жизнедеятельности (дополнительная поддержка в части обеспечения мобильности и расширения доступа к информации с целью интеграции в общество).

7. Создание условий для повышения профессионального уровня работников учреждений социального обслуживания населения и статуса социальной службы (стимулирование роста профессионализма работников учреждений социального обслуживания населения, обеспечение укомплектованности штатами в целях повышения качества социального обслуживания).

8. Обеспечение эффективного управления системой социальной поддержки (своевременное и качественное выполнение установленных функций, реализация системного подхода в развитии социальной защиты населения).

Таким образом, повышение уровня жизни населения Кемеровской области, повышение качества и доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, ветеранам и инвалидам боевых действий, членам их семей, поддержка и защита материнства и детства – основные направления социальной политики Кемеровской области.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: